Парагвайская музыка

158

По свидетельству авторов первых хроник и миссионеров, музыка занимала большое место в жизни осн. Коренного населения страны - гуарани и др. Парагвайских индейцев (макб, мокоби, туба, абипунес, гуайкуру и др.). Танцы и песни были тесно связаны со всей их жизнью. Танцы гуарани - круговые (основу их составлял круг с солистом в центре), всегда сопровождались пением и игрой на муз. Инструментах. Солист запевал "строфу", танцующие хором отвечали ему "рефреном". Песни гуарани отличало жанровое разнообразие. Существовали песни магические (связанные с заклинанием злых сил, врачеванием больных), посв. Культу животных, птиц, рыб, деревьев, а также военные, охотничьи, трудовые, погребальные, песни для определённых празднеств, лирич.

Песни. Пение гуарани и др. Парагвайских индейцев было одноголосным (в т.ч. Пение хором в унисон), мелодии (вокальные и инструментальные) базировались на пентатонных звукорядах.Инструментарий аборигенов включал большой набор дух. Инструментов - продольные и поперечные флейты (общее наименование мимби) разл. Размеров и с разл. Числом отверстий (от 2 до 6), флейты Пана (в Чако) с диапазоном звучания свыше 2 октав, носовые флейты, окарины, свистульки, костяные (конгоэра) и бамбуковые (туру) трубы. Разные типы барабанов - выдолбленные из обрезка ствола дерева с мембраной из кожи животных, "водяные барабаны" (глиняный сосуд с водой, по к-рому ударяют полой тыквой), погремушки (мбарака), бамбуковые или тростниковые палки для отбивания ритма во время танца, а также "музыкальный лук" с тыквенным резонатором - единственный монохорд, известный у аборигенов Лат.

Америки.С 1609 миссионеры-иезуиты организовывали на территории Парагвая спец. Школы, в к-рых обучали индейцев церк. Пению и игре на европ. Муз. Инструментах. Среди музыкантов того времени - Л. Бержер, X. Васео, А. Сеп и др. Мн. Миссии Парагвая (Япейу, Сан-Хосе, Сан-Игнасио) на протяжении полутора веков (иезуиты были изгнаны из пределов Лат. Америки в 1767) "поставляли" музыкантов-индейцев в Буэнос-Айрес, Кордобу и др. Города вице-королевства. Миссионеры положили начало проникновению в индейскую среду европ. Музыки и муз. Инструментов, из к-рых гитара, арфа и скрипка со временем стали гл. Инструментами в нар. П. М.Креольская музыка Парагвая, как и соседних Аргентины и Уругвая, сохраняет чётко выраженную европ. Основу в мелосе, ладово-гармонич.

Строе, метро-ритмике. Индейское начало (гуарани) проявляется только в песенных текстах (преим. В лексике, а также в нек-рых традиционных темах и сюжетах нар. Поэзии). Обладая стилистич. Чертами, общими для креольской музыки Лат. Америки (см. Латиноамериканская музыка), креольская музыка Парагвая в то же время отличается нац. Своеобразием. Самый популярный среди креольских танцев - т.н. Парагвайская полька (с европ. Полькой не имеет ничего общего, кроме названия) - подвижный парный танец в переменном метре (6/8+3/4), с синкопированной мелодией и характерной полиритмией между мелодич. Голосом и аккомпанементом. Генетически принадлежит к обширному семейству южно-амер. Креольских танцев 18 в. Типа самакуэки и гато. Др. Популярные креольские танцы - "Санта Фе", сьело (сьелито), голондриана, солито, вальс.

Традиционные песенные жанры - парагвайская кансьон и гуарания. Кансьон мелодически и ритмически представляет собой парагвайскую польку с песенным текстом и исполняется в более медленном движении, чем танец. Гуарания как особая песенная форма создана в 1928 комп. X. А. Флоресом и сразу приобрела большую популярность. Мелодии гуарании пишутся в метрах 3/4 и 6/8, в умеренном темпе, с характерной ритмич. Фигурой инстр. Сопровождения.Гл. Сольными и аккомпанирующими инструментами в креольской музыке Парагвая являются гитара и арфа. Они же служат базой широко распространённых в народном муз. Быту небольших инстр. Ансамблей, исполняющих фольклорную и популярную авторскую музыку.Профессиональная муз. Деятельность развивалась медленно.

Война за независимость дала толчок формированию воен. Духовых оркестров, к-рые в 1-й пол. 19 в. Были практически единственными постоянными муз.-исполнительскими коллективами. К 1840-1860-м гг. Относятся первые театр. Спектакли с музыкой, спорадически осуществлявшиеся небольшими гастро- лирующими труппами, выступления приезжих артистов и местных любителей. Оживление муз. Деятельности наступило в последней четв. 19 в., когда гастроли итал. И испан. Оперных и муз.-драматич. Трупп стали более регулярными. В 80-х гг. 19 в. В Асунсьоне на сценах Нац. Т-ра (ныне Муниципальный т-р) и т-ра "Олимп" были показаны оперы "Севильский цирюльник", "Лючия ди Ламмермур", "Норма" и "Сомнамбула", ряд оперетт и испан. Сарсуэл. В 1890-1920-х гг. Оперный репертуар значительно расширился прежде всего за счёт произв.

Итальянских (Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи, А. Бойто) и французских (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне) композиторов. Для пост. Оперных спектаклей были приспособлены старые и открыты новые помещения - "Андреуцци", "Эдем", "Гранадос", "Скбла" (все функционировали недолго). Многочисленные, хотя, как правило, очень недолговечные муз. Об-ва (Музыкально-драматическое, 1902. Хоровое, 1908. Филармоническое, 1910. "Друзья иск-ва", 1915. Оркестровое, 1916. "Санта Сесилия", 1917, и др.), клубы ("Прогресс", 1903. Национальный, 1903. Асунсьонский, 1906. "Унион", 1910, и др.), кружки, ассоциации устраивали концерты, в к-рых наряду с популярными отрывками из опер исполнялись произв. И. С. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена. Важное мероприятие в культурной жизни страны - создание в 1895 Парагвайского ин-та в Асунсьоне, имевшего муз.

Секцию и симф. Оркестр. В 1913 в столице открылась Парагвайская гимназия, также имевшая муз. Отделение с симф. Оркестром и струнным "Гайдн-квартетом". Парагвайский ин-т и Парагвайская гимназия занимались, помимо учебной, активной конц. Деятельностью, регулярно организуя выступления своих оркестров, струн. Квартета (исполняли в основном классич. Европ. Музыку) и учеников муз. Классов. К участию в этих концертах часто привлекались приезжие заруб,. Артисты. В 1934 институт и гимназия были объединены в Парагвайский атенеум. В нём имелись класс музыки, музыкально-театр. Труппа, периодически ставившая спектакли, устраивались концерты.Среди музыкантов Парагвая 2-й пол. 19 в. (б.ч. Иностранцы) выделяются дирижёр дух. Оркестров Ф. С. Де Дюпюи, пианистка и педагог А.

М. Де Дюпюи, кларнетист К. Герреро, дирижёр оркестра Нац. Т-ра И. Одриосола, певец, дирижёр и комп. Л. Каведаньи (издатель "Альбома популярных парагвайских музыкальных пьес"), пианистка и педагог И. Анистис, театр. Дирижёр А. Кабиб, пианист и педагог Л. Тессада. Известные музыканты кон. 19 - нач. 20 вв. Н. Пеллегрини - скрипач, дирижёр оркестра Парагвайского ин-та и композитор (один из авторов Нац. Гимна, автор первой парагвайской сарсуэлы "Земля гуарани", 1912). Ф. Сентурион - скрипач, композитор, рук. Оркестра и "Гайдн-квартета". М. Лефранк - дирижёр и композитор (сарсуэла "И на небесах нет покоя", 1918). Г. Coca Эскалада - гитарист и педагог. М. Моросоли - пианист и педагог, воспитавший мн. Парагвайских пианистов.В 20 в. Выдвинулась группа талантливых композиторов ярко выраженной нац.

Ориентации. X. М. Бёттнер - автор симфонии, балета "Сон Рене", орк. "Сюиты гуарани", симф. Поэмы "Душа инки", фп. Пьес, песен, а также монографии "Музыка и музыканты Парагвая" (1957). Р. Хименес, среди сочинений к-рого орк. "Парагвайская сюита" на нар. Темы и ряд фп., скрипичных и вок. Произв. X. А. Флорес, гуарании к-рого стали новым жанром нац. Парагвайской песни. Он также автор балета "Индеанка", симф. Поэм "Гуарани", "Мбурикао" и др. Э. Хименес, в числе произв. К-рого скрипичный концерт, симф. Поэма "Песнь моей сельвы", кантата "Парагвай возродится", польки, гуарании и песни, в т.ч. Нац. Патриотич. Песня "Серро Кора". X. К. Морено Гонсалес, наиболее выдающийся композитор Парагвая, автор муз. Комедии "Ткачиха из Ньяндути" (1956), фп. И скрипичных концертов, симф.

Поэмы "Флейта Солнца" на темы гуарани, струн. Квартета, фп. Сонат и др. Инстр. И вок. Сочинений. К. Лара Баррейро, пишущий преим. Орк. Произв., среди них - "Парагвайская сюита", "Симфоническая поэма", концерт для фп. С оркестром. В числе авторов популярной музыки в нар. Стиле (польки, вальсы, гуарании, песни) - И. Бенитес, О. Кардоса, Э. Мартинес, X. В. Бенитес Санчес, С. Медина, С. Дентиче, X. Фернандес Морено, С. Бенитес Рохас, Э. Бобадилья Касерес, С. Кортеси, Ф. Хименес. Среди концертирующих музыкантов. Пианисты Э. Л. Брыницкий, Ф. Марин Ногерас, Л. Аранда, М. М. Сальседо, В. Альфаро, М. Л. Баэс Вергара, Н. Хименес. Скрипачи Э. Миш, К. Эскобар. Гитаристы А. П. Барриос, К. С. Годой, К. Талавера, Д. Р. Басуальдо, П. Эскобар Касерес, К. Баэс Альенде. Арфисты Ф. Перес Кардосо, Д. Гарсиа, Л. Гонсалес, А.

Киньонес. Певицы С. Мендоса, Н. Туманова, X. Окампос. Исполнитель фольклорных песен А. Барбоса.Муз. Жизнь Парагвая не отличается активностью. Спектакли и симф. Концерты даются нерегулярно. В 1940 в Асунсьоне открылось Муз.-педагогич. Уч-ще. Функционирует ряд частных муз. Об-в и уч. Заведений с ограниченным числом учащихся. Музыканты объединены вместе с др. Деятелями иск-ва, а также науки в "Ассоциацию парагвайских авторов" (осн. В 1951).Литература. Boettner J. M., Mъsica y musicos del Paraguay, Asunciуn, (1957).П. А. Иванов..

Значения в других словарях
Папп Г.

(Рарр) Густав (p. 28 IX 1919, Чьерни-Балог) - слов. Певец (тенор). В 1948 окончил у Д. Журавлёвой консерваторию в Братиславе. С 1955 солист Слов. Нац. Т-ра в Братиславе. В 1957-58 совершенствовался в Вене. Исполнял гл. Партии в операх слов. И чеш. Композиторов, в классич. Зап.-европ. И русских операх, а также в опереттах. Гастролировал за рубежом, в т.ч. В СССР (1958, 1959, 1962), в ГДР (Лейпциг, с 1960). Партии. Ондрей, Забой ("Крутнява", "Святоплук" Сухоня), Яношик ("Юро Яношик" Циккера), Княз..

Папроцкий Б.

(Paprocki) Богдан (р. 23 IX 1919, Торунь) - польск. Певец (тенор). Брал уроки пения у М. Собеского и Э. Коппе (1943), затем у И. Дыгаса в Люблине. С 1941 пел в Ансамбле Войска польского. В 1946-61 солист Силезского оперного т-ра в Бытоме, одноврем. С 1957 - "Т-ра Вельки" в Варшаве. В репертуаре гл. Обр. Лирич. Партии. Один из лучших исполнителей партий в операх С. Монюшко - Йонтек ("Галька") и Стефан ("Страшный двор"). Среди др. Партий - Ленский. Альмавива ("Севильский цирюльник"), Пинкертон, Ка..

Паракапзук

Арм. Духовой муз. Инструмент. Род волынки. Состоит из воздушного резервуара - меха, 2 спаренных мелодич. Трубок с общим раструбом и 5 игровыми отверстиями на каждой, трубки для нагнетания воздуха. Звукоряд 6-ступенный. Техника игры обычная для волынок. На мелодич. Трубках исполняют мелодию в унисон либо на одной играют мелодию, на другой выдерживают органный пункт (на тонике или доминанте). П. Используется для сольной и ансамблевой (преим. С зурной) игры, а также в качестве аккомпанирующего инст..

Параллелизм

(от греч. Parallnlos - параллельный, букв. - находящийся или идущий рядом) - движение двух и более голосов многоголосной полифонич. Или гомофонной муз. Ткани с сохранением между ними того же интервала или интервалов ("открытый" П.), а также нек-рые формы движения голосов в одну сторону ("скрытый" П.). П. Следует отличать от удвоения того же голоса в октаву и даже в несколько октав, постоянно используемого в проф. Музыке. П. Характерен для определённых видов нар. Иск-ва нек-рых народов, муз. Жанр..

Дополнительный поиск Парагвайская музыка Парагвайская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Парагвайская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парагвайская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 19 символа