Параллелизм

129

(от греч. Parallnlos - параллельный, букв. - находящийся или идущий рядом) - движение двух и более голосов многоголосной полифонич. Или гомофонной муз. Ткани с сохранением между ними того же интервала или интервалов ("открытый" П.), а также нек-рые формы движения голосов в одну сторону ("скрытый" П.). П. Следует отличать от удвоения того же голоса в октаву и даже в несколько октав, постоянно используемого в проф. Музыке. П. Характерен для определённых видов нар. Иск-ва нек-рых народов, муз. Жанров (напр., рус. И укр. Кант). Известен с древнейших времён. Самые ранние формы проф. Многоголосия строились на параллельном движении голосов, причём применялись П. Не только терций, но также квинт, кварт и даже секунд (см. Органум). В последующее время в проф.

Музыке находил применение гл. Обр. П. Терций и секст. П. Октав и квинт в 13-14 вв. Был запрещён муз. Теорией как нарушавший самостоятельность движения каждого из голосов. В 18 в. Было установлено одно исключение из этого правила - параллельные квинты допускались при разрешении увеличенного квинтсекстаккорда VII ступени в тонику (т.н. "моцартовские квинты"):В 17-18 вв. Правило запрещения П. Октав и квинт было распространено и на случаи "скрытого" П. (исключая т.н. "валторновые квинты") - движения голосов в одну сторону к октаве или квинте, а также такого ведения голосов, при к-ром параллельные октавы или квинты образуются на сильных долях тактов (хотя бы эти интервалы и не выдерживались на протяжении всего такта). Был запрещён и переход к октаве или квинте противоположным движением голосов.

Нек-рые теоретики (Дж. Царлино) рассматривали как нежелательное и последование двух параллельных больших терций из-за тритона, образуемого нижним тоном одного и верхним - другого:На практике, исключая сочинения строгого стиля и учебные работы по гармонии и полифонии, все эти правила соблюдаются гл. Обр. Применительно к лучше всего слышимым крайним голосам муз. Ткани.А с 19 в. П. Квинт и целых созвучий нередко сознательно используется композиторами для достижения определённого художеств. Эффекта (Дж. Пуччини, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский) или для воссоздания характера нар. Музицирования, колорита старины ("Реквием" Верди).Литература. Стасов В. В., Письмецо к г. Ростиславу про Глинку, "Театральный и музыкальный вестник", 1857, No 42 (то же в кн.

В. В. Стасов. Статьи о музыке, под ред. В. В. Протопопова, вып. 1, М., 1974, с. 352-57). Tюлин Ю. Н., Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938. Ambrоs A. W., Zur Lehre vom Quintenverbote, Lpz., 1859. Tappert W., Das Verbot der Quinten-Parallelen, Lpz., 1869. Riemann H., Von verdeckten Quinten und Oktaven, "Musikalisches Wochenblatt", 1840 (то же в сб. Prдludien und Studien, Bd 2, Lpz., 1900). Lemacher H., Plauderei ьber das Verbot von Parallelen, "ZfM", 1937, Bd 104. Ehrenberg A., Das Quinten und Oktavenparallelenverbot in systematischer Darstellung, Breslau, 1938..

Значения в других словарях
Парагвайская музыка

По свидетельству авторов первых хроник и миссионеров, музыка занимала большое место в жизни осн. Коренного населения страны - гуарани и др. Парагвайских индейцев (макб, мокоби, туба, абипунес, гуайкуру и др.). Танцы и песни были тесно связаны со всей их жизнью. Танцы гуарани - круговые (основу их составлял круг с солистом в центре), всегда сопровождались пением и игрой на муз. Инструментах. Солист запевал "строфу", танцующие хором отвечали ему "рефреном". Песни гуарани отличало жанровое разнообр..

Паракапзук

Арм. Духовой муз. Инструмент. Род волынки. Состоит из воздушного резервуара - меха, 2 спаренных мелодич. Трубок с общим раструбом и 5 игровыми отверстиями на каждой, трубки для нагнетания воздуха. Звукоряд 6-ступенный. Техника игры обычная для волынок. На мелодич. Трубках исполняют мелодию в унисон либо на одной играют мелодию, на другой выдерживают органный пункт (на тонике или доминанте). П. Используется для сольной и ансамблевой (преим. С зурной) игры, а также в качестве аккомпанирующего инст..

Параллельные тональности

В диатонич. Системе мажора и минора пара тональностей противоположного наклонения, имеющих один и тот же состав осн. Ступеней (одинаковые знаки при ключе). Тонич. Трезвучия П. Т. Включают общую большую терцию. П. Т. Находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности ступенного состава П. Т. Могут объединяться в параллельно-переменный лад (см. Переменный лад). Развитие гармонии во 2-й пол. 19 и в 20 вв. Расширило систему тональных связей на основе принципа П. Т. Эмансипация особых ди..

Парафраза

(от греч. Paraprasis - пересказ). 1) Распространённое в 19 в. Обозначение инстр. Виртуозной фантазии, гл. Обр. Для фп., на темы популярных песен, оперных арий и т.п. Эти темы нередко подвергаются в П. Значит. Преобразованию, выступают в новых соотношениях друг с другом. Большая часть П. Принадлежит к салонной музыке. Ряд художественно-значимых П. Создан Ф. Листом (три П. На швейцарские мелодии в "Альбоме путешественника". П. На песню Gaudeamus igitur. На темы оперы Верди "Риголетто". На полонез ..

Дополнительный поиск Параллелизм Параллелизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Параллелизм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Параллелизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа