Париж

127

(Paris) - столица Франции, один из крупнейших культурных центров Европы. 2455 тыс. Жит. (1974). Большой П. - ок. 10 млн. Жит. (1974). Уже в 12 в. При монастырях и церквах П. Стали возникать школы (метризы), где особое внимание уделялось обучению музыке. Муз. Жизнь сосредоточивалась в крупных соборах. Нотр-Дам, где сформировалась первая европ. Школа хор. Полифонии - Парижская, или Нотр-Дамская (среди её основателей - Перотин и Леонин), Сент-Шапель, Сен-Северен, Сен-Виктуор, Сент-Женевьев и др. В 1315 при ун-те был основан "Коллеж де Навар", ставший центром обучения иск-вам, в первую очередь музыке. В ср. Века в П. Ставились мистерии и литургич. Драмы. Эти представления осуществлялись "Братством страстей господних", к-рое в 1402 получило монополию на пост.

Мистерий. В П. Работали мн. Крупные музыканты - Й. Де Грохео, Иероним Моравский, Филипп де Витри, Арнуль Гребан и др. На службе у франц. Королей находилось большое число музыкантов. Сложилась постоянная придв. Капелла (уже в 14 в. Включала многочисл. Исполнителей). Осн. Церемонии проходили в соборе Нотр-Дам. Большое место в них отводилось музыке. С сер. 15 в. В празднествах при дворе участвовала наряду с церк. Музыкантами придв. Капелла. Собственные капеллы содержали также нек-рые богатые горожане. В 16 в. Муз. Жизнь П. Претерпела значит. Изменения в связи с окончат. Переводом корол. Двора в Лувр. Укрепилась роль придв. Капеллы. "Музыка короля" первоначально состояла из двух оркестров - "Камера" (лютнисты, корнетисты, трубачи и барабанщики) и "Большая конюшня" (скрипачи, гобоисты, флейтисты.

Позднее скрипачи были переданы в "Камеру", образовав внутри этого оркестра т.н. 24 скрипки короля).Новые веяния в области муз. Т-ра пришли из Италии. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини пост. В Лувре "Комедийный балет королевы" на музыку Ж. Де Болье и Ж. Сальмона - первый франц. Балет. Была создана придв. Балетная труппа (ballet du cour), представления к-рой отличались пышностью. В этих спектаклях объединялись элементы драмы, пения, инстр. Музыки и танца. Среди корол. Музыкантов выделялись А. Де Риппе, Я. Аркадельт, К. Де Сермизи. Нек-рое время при дворе работал О. Лассо. Соборы Сент-Шапель и Нотр-Дам привлекали крупных музыкантов. Нередко певцы обеих церквей выступали совместно и участвовали в богослужениях и процессиях. Ослабевало значение ун-та как центра муз.

Образования, хотя в нём учились К. Жанекен, К. Гудимель и др. Существовала лютневая школа (открыта в 1530 О. Фине), издавались муз. Труды. В П. Возникли новые центры муз. Образования. В 1570 Ж. Тибо де Курвиль и Ж. А. Баиф основали Академию поэзии и музыки (существовала до 1584), членами к-рой могли стать как проф. Музыканты, так и любители (принимались и иностранцы). Академия устраивала концерты (в доме Баифа). Особо культивировались пение и игра на лире. В статусе академии не было предусмотрено систематич. Обучение музыке, однако крупные мастера, в т.ч. Тибо де Курвиль, певец Ж. Де Болье, К. Ле Жен, Ж. Модюи, давали уроки пения и игры на муз. Инструментах. Заметная роль в муз. Жизни П. Принадлежала Корпорации корол. Музыкантов (Roi des joueurs d'instruments).

Известны имена более 500 музыкантов, входивших в неё. С 1581 из их числа назначался спец. Муз. Управляющий. Парижские музыканты объединялись в два братства - Сен-Жюльен (парижское отделение Корпорации корол. Музыкантов), члены к-рого играли во время всевозможных церемоний, торжественных вечеров, в домах знатных горожан, и Сент-Сесиль, объединявшее музыкантов, участвовавших в процессиях. Существ. Роль принадлежала аристократич. Салонам, среди к-рых выделялся салон графини де Рец, где выступали мн. Выдающиеся музыканты того времени.В 16 в. П. Становится одним из центров нотоиздательского дела и изготовления муз. Инструментов. В 1528 П. Аттеньян совм. С П. Отеном основал муз. Изд-во (существовало до 1557). Во 2-й пол. 16 в. Выделялась фирма Р.

Баллара и А. Ле Руа (осн. В 1551, впоследствии её возглавляли сыновья и внуки Баллара), игравшая ведущую роль в нотоиздательском деле вплоть до кон. 18 в. В сер. 16 в. Начали объединяться в цехи инстр. Мастера, создавшие в 1599 собств. Корпорацию. Среди крупнейших мастеров и торговцев муз. Инструментами были К. И Р. Дени, П. Обри.В 17 в. В связи с дальнейшим укреплением корол. Власти усилилось влияние двора на культурную жизнь П. При дворе проводились многочисл. Муз. Вечера, спектакли, празднества. Ведущая роль в них принадлежала "Музыке короля", к-рая к царствованию Людовика XIV состояла из 3 групп. "Камера", включавшая 2 оркестра - "Большой, или 24 скрипки короля" (постоянно находился в П.) и "Малый, или 16 скрипок короля" (сопровождал короля в путешествиях).

"Капелла" (объединяла вокалистов). "Большая конюшня" (оркестр охотничьей дух. Музыки). С 1653 "Музыку короля" возглавлял Ж. Б. Люлли, к-рый расширил составы этих групп, объединил "Камеру" с "Капеллой".Среди муз. Развлечений главными оставались представления придв. Балета. Спектакли давались в Луврском дворце, в Арсенале, в т-ре "Пале-Кардиналь" (открыт в 1641, с 1642 - "Пале-Руаяль"). В сер. 17 в. При дворе усилились итал. Влияния. Насаждению итал. Театр. Традиций способствовал кардинал Мазарини, к-рый привлёк в П. Композиторов и оперные труппы из Рима, Венеции, Болоньи, познакомившие франц. Публику с новым для неё жанром оперы. Первая итал. Опера, исполненная во Франции, - "Орфей и Эвридика" Л. Росси (1647). Царствование Людовика XIV отмечено необычайной пышностью придв.

Жизни, стремлением парижского двора и феодальной аристократии к роскоши и развлечениям. В П. Возникали разнообразные формы муз. Т-ра, культивировавшие преим. Мифологич. Или аллегорич. Представления в духе классицизма. Ведущими жанрами становятся пастораль, состоявшая из муз. Интермедий, комедия-балет (авторами этих спектаклей были Люлли и Ж. Б. Мольер), опера-балет, классич. Тип к-рой создан Люлли. В 1653-87 Люлли возглавлял практически всю муз. Жизнь П. Наиболее значит. Спектакли ставились в специально воздвигнутом в Тюильри т-ре (открыт в 1660 оперой "Ксеркс" Кавалли). В 1661 была осн. "Корол. Академия танца" во главе с П. Бошаном (существовала до 1670). В 1669 комп. Р. Камбер и поэт П. Перрен получили патент на организацию постоянного оперного т-ра, к-рый открылся в 1671 (оперой "Помона" Камбера и Перрена) под назв.

"Корол. Академия музыки". С 1672 т-р возглавлял Люлли, получивший монополию на оперные пост. Во Франции. Спектакли давались в разл. Помещениях, в т.ч. В т-ре "Пале-Руаяль". Интенсивной была муз. Жизнь и вне двора. Собств. Капеллы содержали влиятельные вельможи и богатые горожане. В их домах ставились спектакли (в 1639 кардинал Ришельё устроил балетный спектакль в честь рождения Людовика XIV, повторенный затем в Ратуше). Комич. Оперы в нар. Духе давались на ярмарках (в предместьях Сен-Жермен, Сен-Лоран и др.).В П. Развивалась также конц. Жизнь, однако в 17 в. Она была привилегией избранных. Популярностью пользовались пьесы для инстр. Ансамблей, лютневая музыка, вок. Арии. В придв. Концертах, а также на вечерах в доме Мазарини выступали певцы М.

Де Ламбер, С. Ле Камю, Ж. Б. Боссе, Б. Де Басильи, Л. Де Молье, Ф. Де Шанси, Ж. Де Камбефор и др. Домашние концерты устраивали. Придв. Музыкант Людовика XIV Ж. Шампион де Шамбоньер (основал L'assemblйe des honnestes curieux), лютнист Ж. Галло-младший, виолист А. Форкре, гитарист Р. Медар и др. Итал. Музыка звучала гл. Обр. В соборах, где зачастую работали крупные музыканты из Италии, преим. Певцы, виолисты (позже - скрипачи), органисты, чембалисты.После переселения короля в Версаль (1682) и смерти Люлли (1687) влияние двора стало ослабевать. Усилилось противоборство между придв. И гор. Культурами, всё большее значение приобретали новые муз. Очаги, менее зависимые от двора и культивировавшие более демократич. Формы музицирования.В 18 в. В центре муз.

Жизни оставался театр. В 30-60-х гг. В придв. Опере - "Корол. Академии музыки" ведущее положение занял Ж. Ф. Рамо, что вызвало борьбу "люллистов" и "рамистов". В 50-х гг. В П. Развернулась острая полемика по вопросам оперного иск-ва между сторонниками (буржуазно-демократич. Круги) и противниками (представители аристократии) итал. Оперы-буффа - т.н. "война буффонов" (возникла в связи с приездом в П. В 1752 итал. Оперной труппы, поставившей ряд опер-буффа, в т.ч. "Служанку-госпожу" Перголези). Сторонников оперы-буффа поддерживали энциклопедисты - Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбер и прежде всего Ж. Ж. Руссо, деятельность к-рых способствовала формированию новой оперной эстетики. В П. Были пост. Первая франц. Комич. Опера "Деревенский колдун" Руссо (1752), а также оперы Э.

Дуни, Ф. Филидора, П. А. Монсиньи и др. Ведущим жанром становится комическая опера. Благодаря своему демократизму она пользовалась всё большим успехом, спектакли посещались и широкой публикой. Комич. Оперы (франц. И итал.) ставились в т-ре "Опера комик" (осн. В 1715, своё наименование получил в 1801).В 70-х гг. Произошли коренные изменения в репертуаре "Корол. Академии музыки". Пост. В П. Опер К. В. Глюка "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779) обострила борьбу муз. Направлений. Против Глюка выступали и приверженцы старой французской, и сторонники итал. Оперы, противопоставлявшие ему традиционное творчество Н. Пиччинни. Борьба "глюкистов" и "пиччиннистов" (победил Глюк), отразившая глубокие идеологич. Сдвиги во Франции 2-й пол.

18 в., продолжалась вплоть до Великой франц. Революции. В 18 в. На сцене "Корол. Академии музыки" выступали певцы М. С. Арну, Р. Л. Дюгазон, Ж. Б. Мартен и др. Балерины М. А. Камарго, M. M. Гимар. Танцовщик и балетм. Ж. Ж. Новер и др.В 18 в. В связи с ростом влияния буржуазии изменился характер конц. Жизни. Постепенно концерты вышли за рамки аристократич. Салонов. В 1725 А. Даникан-Филидор организовал регулярные публичные "Духовные концерты" (проходили в Швейцарском зале дворца Тюильри свыше 60 лет). С 1769 с "Духовными концертами" начало конкурировать об-во "Концерты любителей" (осн. Ф. Ж. Госсеком), преемником которого в 1780 стало об-во "Концерты Олимпийской ложи" (по его заказу писали мн. Композиторы, в т.ч. Й. Гайдн). Более замкнутый характер носили вечера об-ва "Дети Аполлона" и "Об-ва концертов-соревнований" (Sociйtй du concert d'йmulation), где музицировали профессионалы и аристократы-любители.

С 1769 давались благотворит. Концерты в Галерее королевы (Galerie de la reine). "Корол. Академия музыки" также устраивала ежегодные циклы концертов в Тюильрийском саду. Заметная роль принадлежала и концертам, проводившимся по частной инициативе. Ещё в 1724 мадам де При основала Итальянские концерты (давались дважды в неделю в одном из залов Лувра), под покровительством принца Конти образо-валось об-во "Мелофилетов", объединявшее любителей музыки. Многие придворные содержали музыкантов и даже оркестры, заказывали соч. Крупным композиторам (В. А. Моцарт написал по заказу герцога де Гинеса для него и его дочери концерт для фп. И арфы). В частных салонах выступали Ф. Куперен, Рамо, Я. Стамиц, Госсек. Так, напр., Госсек был в 1754-62 капельмейстером у генерального откупщика Ла Пуплиньера, концерты в доме к-рого считались лучшими в городе.

В 70-х гг. Зародилась традиция проведения спектаклей, концертов и фестивалей в крупнейших садах и парках, доступных для широкой публики. Центрами духовной музыки по-прежнему оставались соборы Нотр-Дам и Сент-Шапель, а также церкви Сен-Круа де ла Бретонри, Сен-Поль, Сен-Сюльпис, Сен-Жерве, где сформировалась традиция франц. Органной школы. В 18 в. П. Стал одним из крупных очагов европ. Муз.-теоретич. Мысли и муз. Образования. Здесь выходили энциклопедии (в т.ч. "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел", т. 1-35, 1751-80, в к-рой помещены мн. Статьи Руссо о музыке), а также учебники, словари, теоретич. Труды. В 1713 была открыта Школа танца и инстр. Иск-ва (первонач. Назв. "Магазин" - букв. "склад", по зданию, где она располагалась).

В 1784 Госсек создал при "Корол. Академии музыки" Корол. Школу пения и декламации.Великая франц. Революция способствовала демократизации всех форм муз. Жизни, большое место заняли массовые жанры, в т.ч. Марши и песни (среди их создателей - Э. Мегюль, Госсек, Ж. Ф. Лесюэр). При штурме и взятии нар. Массами дворца Тюильри 10 авг. 1792 как символ революц. Борьбы звучала "Марсельеза" (создана К. Ж. Руже де Лилем, через марсельских добровольцев попала в П.). Т-ры были переданы в распоряжение гор. Властей, а позже - правительственных чиновников. Возникли новые труппы, репертуар к-рых отличался демократич. Направленностью. Вместо пышных придв. Церемоний устраивались массовые празднества (на больших площадях), важной составной частью к-рых была музыка.

В них участвовали сотни певцов и музыкантов, нередко звучали революц. Песни. Появились новые жанры и в т-ре. На сцене "Корол. Академии музыки" ставились спектакли-апофеозы, агитац. Оперы с использованием больших хор. Масс ("Республиканская избранница, или Праздник разума" Гретри, 1794. "Триумф республики, или Лагерь при Гранпре" Госсека, 1793), а также "оперы спасения", окрашенные романтикой революц. Борьбы против тирании ("Лодоиска" и "Водовоз" Керубини, 1791 и 1800. "Пещера" Лесюэра, 1793). Революц. Преобразования коснулись и системы муз. Образования. Были упразднены церк. Школы (метризы). Созданная в 1792 музыкальная школа Национальной гвардии слилась в 1793 с Королевской школой пения и декламации, образовав Нац. Муз. Ин-т (с 1795 - Консерватория музыки и декламации).

П. Становится важнейшим центром муз. Образования.В 19 в. Возникали разл. Формы муз. Жизни, отвечавшие новым социальным условиям. По-прежнему большой обществ. Резонанс имели оперные спектакли. П. Наряду с крупными итал. Городами на протяжении большей части 19 в. Был центром европ. Оперного искусства. "Корол. Академия музыки" неоднократно меняла своё местопребывание (в 1821-73 - в зале на улице Пельтье - "Саль де ла рю Ле Пельтье") и название (в т.ч. В 1804-14 - "Имп. Академия музыки", в 1815-71 - "Корол. Академия музыки и танца", в 1871-75 - "Нац. Академия музыки и танца". С 1831 было введено гос. Управление т-ром и установлена дотация. С 1875 спектакли проходят в здании, построенном по проекту арх. Ш. Гарнье, т-р стал называться "Гранд-Опера").

Спектакли отличались высоким исполнительским уровнем. Среди руководителей т-ра были видные музыканты - Р. Крейцер, Ф. Хабенек, Ш. Ламурё, Э. Колонн, П. Видаль. На его сцене выступали известные певцы - Ж. Л. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель, Ж. Ф. Дельмас, Э. И Я. Решке. Певицы - П. Виардо, М. Малибран, Д. Aртo, А. Патти. Танцовщицы - М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито. Танцовщики и балетмейстеры - Ф. Тальони, М. Коралли, Ж. Перро, А. Сен-Леон и др. Основу репертуара в 1-й пол. 19 в. Составляли романтич. Оперы Ф. Обера, Ф. Галеви, А. Буальдьё, Ф. Герольда. Сложился жанр большой оперы, крупнейшим представителем к-рого был Дж. Мейербер. В 30-е гг. 19 в. Упрочилась слава П. Как мирового муз. Центра, привлекавшего крупнейших музыкантов из др. Стран. Здесь работали Дж. Россини, В. Беллини, Г.

Доницетти, впервые ставились мн. Их произв. Во 2-й пол. 19 в. Репертуар "Гранд-Опера" обновляется, однако ему была свойственна известная консервативность. Иной характер носила деятельность более демократичного т-ра "Опера комик" (т-р также неоднократно менял своё местопребывание, с 1898 находится в т.н. "третьем зале Фавар", специально выстроенном по проекту арх. Л. С. Берине). Этот т-р способствовал развитию нац. Иск-ва. Здесь состоялись премьеры мн. Произв. Обера, Герольда, А. Адана, Ф. Давида, Ф. Флотова, Ж. Массне, Ш. Гуно, А. Тома, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Л. Делиба, Э. Лало, Ж. Оффенбаха, а в нач. 20 в. - К. Дебюсси, П. Дюка, Г. Шарпантье. Картину муз.-театр. Жизни дополняли небольшие труппы, в отдельные периоды успешно конкурировавшие с осн. Т-рами. В их числе - Франц.

Т-р оперы-буффа (преобразованный из "Театра Месьё"), Итальянская опера, сыгравшая важную роль в пропаганде творчества Россини (в 1824 он возглавлял труппу т-ра), а позже Дж. Верди. В 1851 был создан "Театр лирик". На его сцене ставились мн. Оперы Гуно, в творчестве к-рого получил наиболее совершенное воплощение жанр лирической оперы. Здесь впервые в П. Прозвучало немало новых опер, в т.ч. "Троянцы" Берлиоза, "Искатели жемчуга" Бизе, "Риголетто" и "Травиата" Верди. Оперные спектакли шли также на сцене драм. Т-ров, в т.ч. Т-ра "Одеон" (осн. В 1808. В разные годы его руководителями были Г. Спонтини, Ф. Паэр).Годы Второй империи (1852-70) отмечены увлечением кафе-концертами, театр. Ревю, иск-вом шансонье, возникали многочисл. Т-ры лёгких жанров, где ставились оперетты, водевили, фарсы.

Среди создателей жанра оперетты - Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Эрве. Были открыты т-ры "Буфф-Паризьен" (1855, его основатель и рук. До 1866 Оффенбах, к-рый возглавлял в 1872-76 т-р "Гетй"), "Дежозе" (1859), "Фоли драматик" (1862), "Фоли бержер" (1872. Позже стал мюзик-холлом).По интенсивности и разнообразию конц. Жизни П. В 19 в. Занимал одно из первых мест в Европе. Наряду с франц. Музыкантами здесь выступали иностр. Виртуозы (в основном в аристократич. Салонах и кружках). С П. Связана творч. Деятельность Ф. Листа (30- 40-е гг.) и Ф. Шопена, здесь концертировали Н. Паганини, А. Вьётан, Ф. Калькбреннер, З. Тальберг, и мн. Др. Музыканты. Ряд старых конц. Об-в, в т.ч. "Духовные концерты", распался в период революции и правления Наполеона, уступив место более демократич.

И часто коммерч. Начинаниям. Возникли первоклассные симф. Оркестры. В 1828 Ф. Хабенек основал "Об-во концертов Парижской консерватории", где выступали не только известные проф. Музыканты, но и студенты. Концерты проходили в зале на Меню-Плезир, позже в "Театре Елисейских полей" (открыт в 1913). Разнообразные программы включали симф., камерную музыку. В 1851 Ж. Падлу организовал "Об-во молодых артистов консерватории", также проводившее общедоступные циклы концертов классич. Музыки (в зале А. Герца). В 1861 на основе этого об-ва возникли "Нар. Концерты классич. Музыки" (существовали до 1884. Возобновлены Падлу в 1886-87. С 1920 возрождены дирижёром Рене-Батоном как "Ассоциация концертов Падлу", дающая воскресные концерты). В 1873 по инициативе издателя Ж.

Хартмана было создано ещё одно значит. Конц. Об-во - "Нац. Концерты" (с 1874 - "Концерты Шатле", затем "Концерты Колонна", по имени их первого дирижёра Э. Колонна). Это об-во и его оркестр сыграли значит. Роль в пропаганде франц. Музыки, особенно соч. Г. Берлиоза и С. Франка. В "Концертах Колонна" дирижировали Р. Штраус, X. Рихтер, Ф. Мотль, А. Никиш, Э. Григ, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков. В том же 1873 по инициативе дирижёра Ш. Ламурё осн. "Об-во священной гармонии" (Sociйtй de l'Harmonie sacrйe), в концертах к-рого впервые прозвучал в П. Ряд монументальных произв. И. С. Баха и Г. Ф. Генделя (в 1881 преобразовано в "Об-во новых концертов", с 1897, после объединения с "Концертами оперы", руководимыми К. Шевилларом, - в "Концерты Ламурё"). Существ.

Роль на протяжении 19 в. Играли также об-ва. "Концерты Валентино" (1837-41), "Духовные концерты в Сорбонне" (1898-1914) и др. Камерную музыку пропагандировали "Об-во духовых инструментов" (Sociйtй des Instruments а vent), "Совр. Об-во струн. Инструментов" (1895), "Классич. Об-во", созданное на базе квартета Э. Лало (осн. В 1855), "Ассоциация камерной музыки", созданная Ламурё. Большую роль в обновлении и утверждении нац. Традиций франц. Музыки сыграло Национальное музыкальное общество (осн. В 1871 К. Сен-Сансом и Р. Бюссином при поддержке С. Франка). Значит. Развитие получило и хор. Исполнительство, к-рое постепенно перемещалось из церквей в конц. Залы. Ещё в 1820 Ш. Сельер основал об-во духовной музыки "Сесильенс". Большую роль сыграли хоры любительского об-ва "Орфеон" (в 1835 нек-рые муж.

Хоры включали до 300 человек). В сер. 19 в. Насчитывалось (с мно-гочисл. Филиалами в провинции) более 1500 хоров (60 000 человек). Среди их руководителей - Г. Л. Вилем, Ж. Юбер, Гуно, Ф. Э. Ж. Базен, Падлу. В концертах "Об-ва вокальной религ. И классич. Музыки" (Sociйtй pour la musique vocale religieuse et classique, осн. В 1843) исполнялись произв. Композиторов 16-17 вв. В 1879 возникло об-во "Конкордия", специализировавшееся на исп. Произв. Баха и Генделя, в 1892 - "Ассоциация певцов Сен-Жервез", пропагандировавшая музыку эпохи Ренессанса, в нач. 20 в. - Баховское (1904) и Генделевское (1908) об-ва.В П. Расцвёл жанр шансон, нередко носивший остросоциальный критич. Характер. Имена шансонье пользовались большой популярностью. Одного из них - Г.

Монтегюса неоднократно слушал и высоко ценил В. И. Ленин. Оживлению муз. Жизни П. В кон. 19 - нач. 20 вв. Способствовали всемирные выставки, сопровождавшиеся насыщенными конц. Программами. К выставке 1878 был открыт зал Трокадеро, служивший (до 1937) местом спектаклей и концертов. В нач. 20 в. Большим событием в муз. Жизни П. Стали "Русские сезоны" (организованы в 1907 С. П. Дягилевым), познакомившие франц. Публику с достижениями рус. Музыки, оперного и балетного иск-ва, крупнейшими исполнителями (выступали С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский и др.). В П. Продолжало развиваться органное иск-во. Во многих соборах города работали выдающиеся музыканты, способствовавшие развитию романтич. Стиля органного исполнительства, - Сен-Санс, Франк, Ш.

Турнемир и др. В ряде церквей фирма "Кавайе-Коль" установила новые и реконструировала старые органы. Органные концерты проходили также в зале Трокадеро. На протяжении большей части 19 в. Муз. Кадры готовила по-прежнему консерватория, к-рую возглавляли крупные музыканты - Ф. Перн, Л. Керубини, Ф. Обер, А. Тома, Т. Ф. К. Дюбуа, К. Дальвенкур. Среди частных уч. Заведений выделялись школа Нидермейера, готовившая композиторов и органистов (открыта в 1853 на основе реорганизованного Ин-та церк. Музыки, созданного в 1817 А. Э. Шороном), крупное уч. Заведение консерваторского типа "Схола канторум" (осн. В 1894 по инициативе В. Д'Энди, к-рый был её директором в течение мн. Лет, Ш. Борда и А. Гильмана). Муз. Жизнь города широко освещалась в прессе. Мн. Ведущие газеты имели постоянный муз.

Раздел. В П. Были сосредоточены издательские фирмы (Косталла, Амель, Дюран, Эшиг, Лероль, Ледюк, Лемуан, Сенар и др.).После 1-й мировой войны 1914-18 в значит. Степени изменился характер муз. Жизни П. Продолжали свою деятельность конц. Об-ва, возникшие в 19 в. На первый план выдвинулись разл. Композиторские группы, во многом определяющие пути развития совр. Музыки. Среди них - "Шестёрка", сложившаяся к 1920 (в неё входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер), аркёйская школа (творч. Группа молодых музыкантов, объединившаяся в нач. 20-х гг. Вокруг Э. Сати), "Молодая Франция" (возникла в 1935, манифест опубл. В 1936. Среди её членов - О. Мессиан, А. Жоливе, Даниель-Лесюр, И. Бодрие). Большое значение имело создание Нар. Муз.

Федерации (1936), входившей в антифаш. Нар. Фронт и объединявшей в своих рядах мн. Прогрессивных музыкантов Франции. П. По-прежнему оставался местом премьер большинства произв. Франц. Композиторов, здесь регулярно гастролировали ведущие солисты мира. Возросла роль П. Как мирового центра муз. Образования, в первую очередь подготовки композиторов. В консерватории, "Схола канторум", а также во вновь созданных "Эколь нормаль" (осн. В 1919 А. Корто и А. Манжо) и Амер. Консерватории в Фонтенбло (осн. В 1918 Ф. Л. Казадезюсом) получали образование и совершенствовались музыканты мн. Стран. В 1937 значит. Событием муз. Жизни стали мероприятия, проводившиеся в связи с очередной Всемирной выставкой, в т.ч. Гастроли сов. Артистов, первый во Франции Междунар.

Конкурс и конгресс вокалистов, открытие зала Шайо.Во время фашистской оккупации в годы 2-й мировой войны 1939-45 муз. Жизнь П. Фактически замерла. Исключением явилась организация в 1943 по инициативе Ж. Тибо и М. Лонг конкурса пианистов и скрипачей (вначале - национальный, с 1946 - международный), символизировавшего протест против подавления нац. Культуры.После освобождения страны т-ры возобновили пост. Опер и балетов франц. Авторов, в концертах вновь зазвучали произв. Отечеств. Композиторов, находившиеся под запретом. Возродилась деятельность большинства прежних муз. Учреждений, были созданы новые. Однако П. В значит. Степени утратил роль центра мировой муз. Культуры, что объяснялось снижением художеств. Уровня мн. Коллективов, недостатком средств и эмиграцией ряда ведущих музыкантов.

Большие трудности пережили оба муз. Т-ра столицы -"Гранд-Опера" и "Опера комик". После войны было осуществлено организационное объединение руководства обеих трупп, предусмотренное декретом правительства от 1939. Постепенно т-р "Опера комик" терял самостоятельность, превращаясь по существу в филиал "Гранд-Опера", а в 1972 прекратил существование (с 1973 функционирует как уч. Оперная студия). В 1954 в П. Был создан "Театр Наций" (его спектакли проходят в разных театр. Помещениях, в т.ч. В "Театре Елисейских полей", "Театре Сары Бернар"), где выступают оперные, балетные, драм., этнографич. Коллективы мн. Стран. В 50-60-х гг. Не отличалась активностью деятельность "Гранд-Опера" (с 40-х гг. Репертуар т-ра обновлялся медленно).

Лишь в 70-х гг., когда т-р после капитальной реставрации (1971-72) возобновил свою деятельность под рук. Нового директора - комп. Р. Либермана, наметилась тенденция к подъёму художеств. Уровня спектаклей.Основой конц. Жизни в послевоенные годы остаются прежние конц. Общества, прежде всего деятельность музыкантов двух главных оркестров П. - Гос. Симф. Оркестра Франц. Радио и телевидения (осн. В 1954) и Национального оркестра. В 1967 был основан Парижский оркестр под рук. Ш. Мюнша, объединивший лучших музыкантов и вскоре ставший ведущим коллективом столицы. Наряду с ними действует много конц. Бюро и частных импресарио. С кон. 40-х гг. П. Стал одним из центров авангардистских течений в музыке, не пользующихся, однако, вниманием широкой аудитории.

В 1948 П. Шеффер основал Группу исследований, занимавшуюся экспериментами в области электронной и конкретной музыки, в 1947 М. Охана - группу "Зодиак", в 1954 П. Булез - концерты под назв. "Domaine musicale" (в 1967-73 их возглавлял комп. Ж. Ами, в 1974 они прекратились).В П. Проводятся. Междунар. Конкурс пианистов и скрипачей им. М. Лонг - Ж. Тибо, конкурс пианистов им. М. Тальяферро (1957-68), конкурс пианистов им. Д. Чифры в Версале (с 1968), конкурс гитаристов (1959, с 1961 - международный. До 1963 под назв. "Интернациональный кубок гитаристов", с 1964 - Междунар. Конкурс гитары Франц. Радио и телевидения), конкурс исполнителей франц. Вок. Музыки (осн. В 1957 по инициативе певицы М. Жерар, с 1959 - международный), конкурс вокалистов им.

Н. Перуджа (с 1960), конкурс арфистов и др. Значит. Резонанс получили в кон. 50-х гг. Междунар. Хор. Олимпиады. Ежегодно проводится ряд фестивалей, среди к-рых выделяются. Осенний фестиваль, посв. Классич. Музыке, Парижский фестиваль музыки 20 в. (осн. В 1952 Н. Набоковым), Междунар. Фестиваль танца, театр. Фестивали в "Театре Наций". Центрами конц. Жизни являются залы "Гаво" и "Плейель", Дома Радио, в летние месяцы - Дворец Шайо, открытые эстрады парков и садов. Массовые муз. Мероприятия проходят в "Театре Наций", Дворце конгрессов (открыт в 1975). Лёгкая музыка, и прежде всего эстр. Песня, звучит в больших кабаре - "Казино де Пари", "Олимпия", "Одеон", "Фоли бержер".В П. Сосредоточены важнейшие муз. Науч.-исследоват. Учреждения, в т.ч. Ин-т музыковедения, Ин-т по исследованию и координации акустики и музыки (осн.

В 1975, возглавляет его Булез). Осн. Хранилищами архивных материалов, книг о музыке, нот являются Нац. Б-ка (отделение музыки создано в 1935), Б-ка и Музей муз. Инструментов при консерватории, Б-ка оперы, этномуз. Отделение Музея человека, Музей традиционных иск-в и др. В П. Находятся крупнейшие муз. Ассоциации и учреждения Франции, в т.ч. Нац. Муз. Комитет Франции, Муз. Федерация, правление об-ва "Музыкальная молодёжь Франции", Академия грампластинки им. Ш. Кро и др. П. - резиденция Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. В П. Издаются муз. Журналы, в т.ч. "Revue musicale" (1817-35), "Revue de musicologie" (с 1917), "Journal musical franзais" (1951-66), "Courrier musical de France" (c 1963), "Diapason" (c 1956), "Harmonie" (c 1964), "Musique en jeu" (c 1970).Литература.

Луначарский А. В., Парижские письма, "Театр и искусство", 1913, 9 июня, то же, под назв. Русские спектакли в Париже, в его кн. В мире музыки, М., 1971. Его же, Борис Годунов по-французски, "День", 1913, 31 окт. Его же, Русские спектакли в Париже, "Современник", 1914, кн. 14-15, см. Также в его кн. В мире музыки, М., 1971. Sauvа1 H., Histoire et recherches des antiquitйs de la villa de Paris, t. 1-3, P., 1724. Веаuсhamps P.-Fr. G. De, Recherches sur les thйвtres de France depuis l'annйй 1161 jusques а presйnt, v. 1-3, P., 1735. Parfaict Fr. Et С 1., Dictionnaire des thйвtres de Paris, v. 1-7, P., 1756. Traveno1 L., Durey de Noinville J., Histoire du thйвtre de l'Acadйmie royale de musique en France, pt. 1-2, P., 1757. Blaze Fr. H. J. Dit Castil, Thйвtres lyriques de Paris, v.

1-3, P., 1855-56. Jullien A., La comedie а la cour de Louis XVI, P., 1875. Ezvar du Faye, Thйвtres lyriques de Paris. 1671-1847, P., 1878. Vida1 A., La chapelle St. Julien-des-mйnestriers et les mйnestrels а Paris, P., 1878. Auriac E. D', La corporation des mйnestriers et le Roi des violons, P., 1880. Rоbert G., La musique а Paris, P., 1895-1900. Pierre C. V. D., Notes inйdites sur la musique de la Chapelle royale, P., 1899. Albert M., Les thйвtres de la Foire (1660-1789), P., 1900. Его же, Les thйвtres des boulevards (1789-1848), P., 1902. Gastоuй A., Histoire du chant liturgique а Paris, P., 1904. Lecomte L. H., Histoire des thйвtres de Paris. 1402-1904, P., 1905. Tiersot J., Les fкtes et les chants de la rйvуlution franзaise P., 1908 (рус.

Пер. - Tьeрсо Ж. Б. Э., Песни и празднества Французской революции, М., (1917), 1933). Combarieu J., Histoire de la musique..., t. 1 - Des origines в la fin du XVI siиcle, P., 1913 (рус. Пер. Отд. Глав, в кн. Комбарьё Ж., Французская музыка XVI века, М., 1932). Prod'homme J. G., L'Opйra (1669-1925), P., 1925. Indy V. D', La schola cantorum, P., 1927. Mй1ese P., Le thйвtre et le Public а Paris sous Louis XIV..., v. 1-2, P., (1935). Vaillat L., La danse а l'Opйra de Paris, P., 1951. Lejeune A., Wolff St., Les quinze salles de l'Opйra de Paris. 1669-1955, P., 1955. Wolff St., L'Opйra an Palais Garnier (1875-1962), P., 1962.Л. Г. Григорьев..

Значения в других словарях
Парафраза

(от греч. Paraprasis - пересказ). 1) Распространённое в 19 в. Обозначение инстр. Виртуозной фантазии, гл. Обр. Для фп., на темы популярных песен, оперных арий и т.п. Эти темы нередко подвергаются в П. Значит. Преобразованию, выступают в новых соотношениях друг с другом. Большая часть П. Принадлежит к салонной музыке. Ряд художественно-значимых П. Создан Ф. Листом (три П. На швейцарские мелодии в "Альбоме путешественника". П. На песню Gaudeamus igitur. На темы оперы Верди "Риголетто". На полонез ..

Паре П.

(Рагау) Поль (р. 24 V 1886, Трепор) - франц. Дирижёр, пианист и композитор. Чл. Института Франции (1950). В 1911 окончил Парижскую консерваторию. Ученик Ж. Коссад, К. Леру, П. А. Видаля. С 1921 помощник дирижёра, в 1923-28 дирижёр концертов Ламурё, с 1928 - Муниципального оркестра Монте-Карло. В 1932-40 и с 1944 руководитель концертов Колонна. В годы оккупации Франции находился в Марселе, Монте-Карло. В 1952-63 гл. Дирижёр оркестра в Детройте.Сочинения. Балет - Смущённая Артемида (Artйmis troubl..

Парижская консерватория

(Conservatoire National Supйrieur de Musique) - старейшее в Европе светское проф. Муз. Учебное заведение (в 1816-70 называлась Королевской школой музыки). Основана в Париже декретом Нац. Конвента от 3 авг. 1795 на базе существовавшей с 1784 Королевской школы пения и декламации (Йcole Royale de Chant. Основатель P. Ж. Госсек) и Муз. Школы Нац. Гвардии (Йcole Gratuite de Musique de la Garde Nationale. Создана в 1792. В 1793-95 - Нац. Муз. Ин-т). Основателем и первым руководителем П. К. Был Б. Сарр..

Парижский оркестр

(Оркестр де Пари. Orchestre de Paris) - франц. Симф. Оркестр. Осн. В 1967 по инициативе министра культуры Франции А. Мальро. В его организации участвовали муниципалитет Парижа и департаменты Парижского р-на при содействии "Общества концертов Парижской консерватории". П. О. Получает дотацию от государства и местных организаций (в первую очередь гор. Властей Парижа). В составе оркестра ок. 110 музыкантов высокой квалификации, посвятивших себя работе только в этом оркестре, что позволило создать из..

Дополнительный поиск Париж Париж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Париж" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Париж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа