Пассамеццо
(итал. Passamezzo) - итал. Танец 16 в. Происхождение названия не установлено. X. Риман относил слово "mezzo" к вертикальному штриху в знаке alla breve (?) и трактовал название как танец в ускоренном темпе. О. Гомбози производил П. От нем. "Bass Mass", т.е. От танца, в к-ром главную роль играл басовый голос. Др. Исследователи считали, что название свидетельствует об исполнении танца в середине (mezzo) зала, или объясняли его как указание, относящееся к хореографии (итал. Pass'e mezzo - полтора шага).После 1536 П. Приобрёл известность за пределами Италии (напр., пассамеццо нем. Композитора X. Нёйзидлера). По муз. Стилю танец близок паване, к-рую он вытесняет с её традиционного первого места в танц. Сюите. В это время происходит кристаллизация гармонических моделей П., лежащих в основе вариационной формы танца и определяющих его.
Наиболее распространённые разновидности - "старинный" (antico) и "современный" (moderno):В нек-рых случаях гармонич. Формула П. Имеет расширение в виде коды (напр., в паванах У. Бёрда). Равномерная ритмич. Пульсация аккордов (гармонич. Формула П.) сочетается с фигурационной, нередко с виртуозной мелодич. Линией.П. Создавались также на основе др. Моделей, напр. На тему нар. Песни "La rocha e'l fuso", танц. Тему "La battaglia" (пародия на известную "Battaglia" Жанеке-на) и др. Они исполнялись также на лютне или к.-л. Клавишном инструменте (не исключалось и вок. Исполнение). На основе многочисл. Обработок П. В 16 в. Складывались значит. По объёму сюитно-вариационные циклы. Напр., Дж. Горцанис создал 24 сюиты (по две от каждой из 12 ступеней), состоящие из "старинных" П.
С присоединёнными к ним сальтарелло (в миноре) и "современных" П. С сальтарелло (в мажоре). Цикл этих сюит получил название "Wohltemperierte Laute".Обе гармонич. Формулы П. Не встречаются в источниках ранее 1540. Они включены, напр., в "Tratado de glosas" Д. Ортиса (1553) наряду с родственными им моделями фолии и романески, бывшими, возможно, прототипами П. Во 2-й пол. 16-17 вв. П. Создаются лишь на основе 2 главных разновидностей. Их образцы- у С. Молинаро, У. Бёрда, А. Габриели, С. Шейдта, Б. Марини, Дж. Б. Витали и др.Литература. Dieckmann J., Die in deutscher Lautentabulatur ьberlieferten Tдnze des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1931 (Diss.). Haifaig H., Eine handschriftliche Lautentabulatur des Giacomo Gorzanis, Regensburg, 1933. Reichert G., Der Passamezzo, в сб.
Gesellschaft fьr Musikforschung. Kongressbericht, Lьneburg, 1950.Т. Л. Ляхова..
Дополнительный поиск Пассамеццо
На нашем сайте Вы найдете значение "Пассамеццо" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пассамеццо, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 10 символа