Певчий дьяк

86

Певчий диак, - в Моск. Руси проф. Церк. Певец. Упоминания о П. Д., а также поддиаках содержатся в лит. Памятниках 16-17 вв. Д. В. Разумовский считал поддиаков певцами второразрядными по голосу и певческому опыту, а в "Чиновнике новгородского Софийского собора" (16 в.) это - певцы, исполняющие "всё амбонное", т. Е. Самые торжеств. Песнопения архиерейского богослужения, следовательно лучшие и самые опытные. Возможно, что к поддиакам относили мальчиков-певчих, участвовавших в качестве "отроков" в обряде "пещного действа". П. Д. И поддиаки составляли особую корпорацию при кафедральных соборах, состояли на содержании у архиерея. Хор делился на "станицы", в к-рые входило 5-7 чел. В зависимости от принадлежности к "станице" П. Д. И поддиаки занимали места на правом или левом клиросе церкви.

Хоры П. Д. Являлись очагами муз. Культуры, здесь было сосредоточено обучение муз. Грамоте и певческому мастерству, переписывались певческие книги, а исполнительство служило образцом для др. Хоров. Особенное значение имели моск. Хоры - Государевы певчие диаки и Патриаршие певчие диаки и поддиаки. Первый из них был учреждён, по-видимому, в нач. 16 в. Участвовал в богослужении, на к-ром присутствовал царь, а также в разл. Придв. Торжествах. При Иване Грозном в хоре было до 35 певчих, причём одна из "станиц" была собственно царской (в ней пел царь). В последней четв. 17 в. Число государевых певчих (включая "крестовых") диаков достигло 70 чел. Певцы находились на гос. Службе и пользовались привилегиями придворных. В 70-х гг. 17 в. Хор был реорганизован, вместо "станиц" он был разделён на хоры, обслуживавшие церкви царя, царицы и их детей.

Во главе каждого хора стоял "уставщик" ("регент"), к-рый также обучал певчих теории музыки. Среди "уставщиков" и П. Д. Были такие видные композиторы, как С. И. Беляев, И. М. Протопопов. В нач. 18 в. Существовал лишь хор царя. Впоследствии на его основе была организована Придв. Певческая капелла. Хор Патриаршие певчие диаки и поддиаки возник с установлением патриаршества (1589), на базе хора моск. Митрополита. Считался вторым по значимости после хора Государевы певчие диаки. При одновременном участии в богослужении занимал место на левом клиросе. В 1721 был переименован в синодальный и обслуживал моск. Успенский собор, а в 1886 при нём было учреждено Синодальное уч-ще церк. Пения.Литература. Разумовский Д., Патриаршие певчие диаки и поддиаки, М., 1868, СПБ, 1895 (вместе с работой.

Государевы певчие диаки). Металлов В., Синодальные бывшие патриаршие певчие, "РМГ", 1898, отд. Изд., М., 1901. Голубцов A., Чиновник новгородского Софийского собора, М., 1899.Я. Д. Успенский..

Значения в других словарях
Пеан

(греч. Paian, paion, в эпич. Сказаниях painon, от прозвища Аполлона как бога-исцелителя) - в Др. Греции хоровая культовая песня в честь Аполлона. Исполнялась как обращение к Аполлону с просьбой помочь в сражении, а также как благодарность ему по случаю победы над врагами, прекращения к.-л. Стихийного бедствия. Позднее стали создаваться П. В честь др. Богов - Зевса, Посейдона, Диониса, а в эллинистич. Период - и в честь людей. В одной из сохранившихся др.-греч. Рукописей (т. Н. "Берлинский папиру..

Певческие праздники

(праздники песен) - в СССР традиц. Массовые выступления самодеят. И проф. Хор. Коллективов, часто приурочиваемые к дате определённого обществ. Или политич. События. Программа П. П. Обычно рассчитана на неск. Дней и включает произв. Хор. Классики и совр. Композиторов, песни и обработки нар. Песен. Кроме хоров, в П. П. Принимают участие симф. И дух. Оркестры, оркестры нар. Инструментов, танц. Коллективы и солисты. П. П. Бывают городские, районные, областные и республиканские. Наибольшего размаха П..

Педализация

Один из важнейших элементов пианистич. Иск-ва. П. Служит не только для связывания звуков, выдерживания гармонии, усиления или ослабления звучания. Искусное применение разл. Способов взятия и снятия правой педали (запаздывающая педаль, полупедаль, четвертная, вибрирующая или тремолирующая педали и др.), совместное или раздельное пользование обеими педалями, противопоставление педального и беспедального звучания и др. Приёмы П. Разнообразят колорит звучания, обогащают палитру выразит. И красочных ..

Педаль

(франц. Pedale, от лат. Pedalis - ножной). 1) У фп., клавесина, фисгармонии, механич. Фп., арфы, в литаврах - деталь рычажного устройства, управляемая ногами. У разных инструментов служит разл. Целям.Фортепьянная правая П. Изобретена в 1781 А. Бейером. Её нажатие приподнимает все демпферы, благодаря чему струны свободно резонируют. Это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать звучание. Нажатие и снятие П. Обозначаются в нотах знаками. и или . Нажатие левой П. У роял..

Дополнительный поиск Певчий дьяк Певчий дьяк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Певчий дьяк" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Певчий дьяк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа