Переменные функции

120

Вторичные, местные функции, - ладовые функции, "противоречащие основной ладовой установке" (Ю. Н. Тюлин). В процессе развития муз. Произв. Тоны лада (в т. Ч. И осн. Тоны аккордов) вступают в многообразные и сложные отношения друг с другом и с общим тональным центром. При этом всякое квартово-квинтовое соотношение тонов, удалённых от центра, порождает местную ладовую ячейку, где связи тонов имитируют тонико-доминантовые (или тонико-субдоминантовые) связи осн. Ладовой ячейки. Оставаясь подчинённым общему тональному центру, каждый из тонов может временно принимать на себя функцию местной тоники, а лежащий квинтой выше его - соответственно доминанты. Возникает цепочка побочных ладовых ячеек, в к-рых реализуются противоречащие осн.

Ладовой установке тяготения. Элементы этих ячеек выполняют П. Ф. Так, в C-dur тон с имеет осн. Устойчивую ладовую функцию (прима тоники), но в процессе гармонич. Смен может стать и местной (переменной) субдоминантой (для тоники g), и местной доминантой (для переменной тоники f). Возникновение местной функции аккорда способно оказать влияние на его мелодич. Фигурацию. Общий принцип П. Ф.:Все местные опоры (на схеме - Т) Ю. Н. Тюлин называет побочными тониками. Тяготеющие к ним П. Ф. (на схеме - D) - соответственно побочными доминантами, распространяя это понятие и на диатонич. Аккорды. Неустойчивые П. Ф. Могут быть не только доминантовыми, но и субдоминантовыми. В результате все тоны диатонич. Квинтового ряда образуют полные (S - T - D) ладовые ячейки, кроме краевых тонов (в C-dur f и h), т.

К. Уменьшенно-квинтовое соотношение лишь при нек-рых условиях уподобляется чисто-квинтовому. Полную схему основных и П. Ф. См. Вверху колонки 241.Помимо названных гармонич. П. Ф., тем же способом образуется и мелодич. П. Ф. При диатонич. Вводных тонах усложнение и обогащение происходит за счётперемены значения тонов, прилегающих к данному сверху и снизу:В В В В В В В В (напр., звук III ст. Может стать вводным тоном ко II или IV). При альтерационных вводных тонах в систему главной тональности вносятся характерные элементы родственных тональностей:Теория П. Ф. Расширяет и углубляет представление о связях аккордов и тональностей. В след. Отрывке:И. С. Бах. "Хорошо темперированный клавир", том I, прелюдия es-moll.кульминационная неаполитанская гармония на основе переменности функций выполняет также местную функцию тоники Fes-dur.

Это делает возможным привлечение в es-moll отсутствующего в данной тональности мелодич. Хода ces-heses-as (в es-moll должно быть ces-b-as).Побочная доминанта (ко II ст.) a-cis-e(-g) в C-dur с позиций теории П. Ф. Оказывается альтерационно-хроматич. Вариантом чисто-диатонич. Побочной доминанты (к той же ступени) а-с-е. Как переменно-функциональное усиление многоплановости гармонич. Структуры трактуется происхождение полифункцио- нальности, полигармонии и политональности.Истоки теории П. Ф. Восходят к 18 в. Ещё Ж. Ф. Рамо выдвинул идею "имитации каденции". Так, в типичном секвентном последовании VI - II - V - I первый двучлен, по Рамо, "имитирует" оборот V - I, т. Е. Каденцию. В последующее время Г. Шенкер предложил термин "тоникализация" нетонического аккорда, обозначив им тенденцию каждой из ступеней лада к превращению в тонику.

М. Гауптман (а за ним и X. Риман) в анализе гармонич. Каденции T - S - D - T усматривал стремление начальной T становиться доминантой для S. Невнимание Римана к функциональным процессам на ладовой периферии - существ. Упущение функциональной теории, к-рое и вызвало необходимость теории П. Ф. Эта теория была разработана Ю. Н. Тюлиным (1937). Аналогич. Идеи высказывал и И. В. Способин (различение "центральных" и "местных" функций). Теория П. Ф. Тюлина отражает психологич. Особенности восприятия. "Оценка воспринимаемых явлений, в частности аккордов, все время изменяется в зависимости от создающегося контекста". В процессе развития постоянно происходит переоценка предыдущего по отношению к настоящему.Литература. Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, т.

1, Л., 1937, М., 1966. Tюлин Ю. H., Pривано Н. Г., Теоретические основы гармонии, Л., 1956, М., 1965. Их же, Учебник гармонии, М., 1959, М., 1964. Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Переложение

См. Аранжировка.. ..

Перельман Н. Е.

Натан Ефимович (р. 19 VII (1 VIII) 1906, Житомир)- сов. Пианист и педагог. Игре на фп. Учился у Г. Г. Нейгауза в Киеве (1921-24) и у Л. В. Николаева в Ленингр. Консерватории (1925- 1930). Концертирует с 1928 в СССР и за рубежом (Польша, Румыния, Болгария, Югославия). Преподаёт в Ленингр. Консерватории с 1937 (с 1957 профессор, с 1977 заведующий кафедрой специального фп.). Игра П. Отличается рельефностью муз. Характеристик, богатством и тонкостью муз.-речевых интонаций. В его обширном репертуаре ..

Переменный лад

Лад, в к-ром функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют разл. Тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд к-рого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).Понятие "П. Л." применяется обычно к первому из этих ладов, хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй - собственноРусская народная песня "Уж ты поле моё".переменно-ладовым. П. Л. Распространены в нар. Музыке, в частности в русской. Относит. Непрочность тонального центра позволяет ему сравнит..

Перепелицын П. Д.

Поликарп Дмитриевич (26 VII (7 VIII) 1818, Одесса - 2 (14) VI 1887, Петербург) - рус. Муз. Лексикограф. В детстве обучался игре на скрипке. Служил в гусарском полку. Выйдя в отставку, писал статьи о музыке для разл. Периодич. Изданий (гл. Обр. Анонимные). Составитель ряда изданий. "Музыкальный словарь. Энциклопедический справочный сборник" (1884), "Музыкальная памятная и записная книжка за 1887 год" (совм. С M. M. Ивановым, 1887). Автор "Очерка истории музыки в России" ("Новь", 1885, No 12, 13, ..

Дополнительный поиск Переменные функции Переменные функции

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Переменные функции" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Переменные функции, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 18 символа