Полифункциональность

231

(от греч. Polu - много и лат. Funсtio - исполнение, осуществление, деятельность) - сочетание различных (обычно двух) функций в одном созвучии (чаще всего функциональное противоречие между басом или нижними голосами и верхними голосами гармонии). Встречается при органных пунктах (П. И. Чайковский, "Евгений Онегин", ариозо Ленского из 1-й картины, начало коды, доминанты к fis и E на орг. Пункте тоники E-dur), выдержанных звуках в средних и верхних голосах (Л. Бетховен, 32-я соната для фп., часть I, вступление, такты 12 и 14), сложных педальных фигурациях (Н. А. Римский-Корсаков, "Золотой петушок", 3-е д., цифра 249, такты 7-8, на словах. "И попробовать жениться"), в нек-рых сочетаниях с неаккордовыми звуками (особенно задержаниями.

Напр. Созвучие f-a-d-cis-e-g-b в финале 9-й симфонии Бетховена) и линеарных напластованиях (напр., аккорд-камбиата III низкой ступени в заключит. Кадансе II части 6-й сонаты С. С. Прокофьева. При движущихся навстречу голосах или пластах), в кадансовом квартсекстаккорде (ТD. В муз. Лит-ре встречается двоякое его обозначение. T64 и D64), иногда в спец. Конструктивных (Бетховен, сочетание T и D перед репризой I части 3-й симфонии) и выразительных (или изобразит.) целях:Л. Бетховен. 3-я симфония, часть I.Полифункциональное противоречие D (у струнных инструментов) и T (у валторны. Наподобие предъёма высшего порядка) служит предельной интенсификации стремления к ожидаемой тонике репризы и делает выразит. Эффект разряда огромного тонального напряжения разработки исключительно сильным.Однако трактовка совр.

Диссонантной гармонии с позиций П. Часто бывает ошибочной, т.к. "разъятие" новой гармонии на мелкие части, доступные прежним методам анализа, уничтожает действительный предмет анализа, заменяя его другими (см. Политональность, Полиаккорд). Так, аккорд c-e-fis-h, на к-ром построена 4-я вариация II части 3-го фп. Концерта Прокофьева, не может быть объяснён как полифункциональное сочетание T (e-h) и S (c-e-fis) в тональности e-moll. Это самостоят. Созвучие, выполняющее только одну функцию - центрального элемента (тоники) данной гармонич. Системы. Также и аккорд типа c-e-g-a-d или c-e-g-h-d, если он применяется (напр., в джазовой музыке) в качестве самостоят. Тонич. Созвучия (C-dur), монофункционален, а не полифункционален.Литература.

Tюлин Ю. Н., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959. Его же, Современная гармония и ее историческое происхождение, в сб. Вопросы современной музыки, Л., 1963, в сб. Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967. Золочевський В. Н., Модуляцiя i полiтональнiсть, в сб. Украпнське музикознавство, вып. 4, Кипв, 1969. Pривано Н., Хрестоматия по гармонии, ч. 4, М., 1973.Ю. Я. Холопов..

Значения в других словарях
Полифонические вариации

Муз. Форма, осн. На неоднократном проведении темы с изменениями контрапунктич. Характера. П. В. Могут быть самостоятельным муз. Произв. (назв. К-рого иногда определяет форму, напр. "Канонические вариации на рождественскую песню" И. С. Баха) или частью крупного циклич. Произв. (Largo из фп. Квинтета g-moll op. 30 Танеева), эпизодом в кантате, опере (хор "Чудная небесная царица" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова). Нередко П. В. - раздел более крупной, ..

Полифония

(от греч. Polus - многий и ponn - звук, голос. Букв. - многоголосие) - вид многоголосия, основанный на одноврем. Звучании двух и более мелодич. Линий или мелодич. Голосов. "Полифонию, в высшем ее смысле, - указывал А. Н. Серов, - надобно понимать гармоническим слиянием воедино неск. Самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно, вместе. В рассудочной речи немыслимо, чтобы, например, несколько лиц говорили вместе, каждый свое, и чтоб из этого не выходила путаница, непонятная ч..

Поллини М.

(Pollini) Маурицио (р. 5 I 1942, Милан) - итал. Пианист. Учился в Миланской консерватории. Совершенствовался у А. Бенедетти Микеланджели. С 1960 много концертирует в странах Европы и Америки. В иск-ве П., отмеченном высоким пианистич. Мастерством, доминирует интеллектуальное начало. Его репертуар наряду с произв. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана включает соч. А. Шёнберга, Л. Ноно и др. Композиторов 20 в. Лауреат междунар. Конкурсов пианистов. В Женеве (1957, 2-я пр.), им. Э. Поццол..

Полная каденция

Полный каданс, - каденционное последование гармоний D - T или S - T (см. Каденция). В классич. П. К. D и S представлены осн. Видами аккордов на V и IV ст. Лада, а Т располагается в тяжёлом такте, преим. На тяжёлой его доле. Термин "П. К." указывает на полноту разрешения, глубину снятия гармонич. Напряжения, а не на полноту её состава, т. Е. Использование в ней всех тональных функций. Поэтому П. К. Могут образовываться как гармониями, охватывающими все три осн. Функции (S-D-T, наиболее распростра..

Дополнительный поиск Полифункциональность Полифункциональность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Полифункциональность" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Полифункциональность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 20 символа