Строй

104

В музыке. 1) Система звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Существует в виде инвариантных слуховых представлений о высоте каждой из ступеней звукоряда. Эти представления лежат в основе всей муз. Практики (т. Е. Сочинения, исполнения и восприятия музыки) и обычно фиксируются нотными и др. Знаками. Формы проявления С. В музыке обусловлены нац. Своеобразием муз. Культуры, особенностями развития ладогармонич. Системы, сложившимися требованиями к муз. Слуху. На формирование муз. С. Значит. Влияние оказали акустич. Свойства муз. Звука (напр., феномен натурального звукоряда). Муз. С. Отражает наиболее типичные для господствующей ладовой системы звуковысотные связи, хотя и не включает в себя функциональные ладовые, гармонич. Отношения между звуками.

На определённом этапе развития муз. Культуры С. Может стать основой для возникновения новых ладовых систем. Известны 5-ступенные и 7-ступенные (в пределах октавы) темперированные С. В Индонезии, 17- и 24-ступенные системы в музыке народов арабских стран, 22-ступенный С. В Индии и др. В Европе в период развития одноголосия применение получил 7-ступенный (позднее 12-ступенный) пифагоров строй. В процессе развития хор. Многоголосия возникла необходимость в чистом С., к-рый был предложен муз. Теоретиками 16 в. (Л. Фольяни, Дж. Царлино - Италия). Дальнейшее развитие ладотональной системы - увеличение числа используемых тональностей, появление сложных аккордов, модуляций - привело к неравномерным темперациям (16 в.), а затем - к 12-ступенной равномерной темперации, осуществившей энгармонич.

Равенство звуков (см. Энгармонизм) и повсеместно утвердившейся в 18 в. С. В музыке можно выразить рядом чисел (напр., последовательностью простых дробей). Такой математич. Ряд показывает соотношение частот звуков - во сколько раз частота верхнего звука в интервале больше частоты нижнего или как настроены источники звука, образующие при колебании тот или иной интервал. Полутон, целый тон, полтора тона и т. Д. Напр., в чистом С. Это будут соответственно следующие числа. 16/15, 9/8, 6/5, в 12-ступенном равномерно- темперированном - 21/12, 22/12, 23/12 (или 1,0595. 1,1225. 1,1892). С. Может быть выражен последовательностью частот, соответствующих каждой ступени звукоряда в данном С. Напр., в чистом С. От а1 = 440 герц звук b1 будет равен 469,28 герц, h1 - 495, с2 - 528, в 12-ступенной темперации эти же звуки будут иметь другие значения.

440. 466, 16. 493, 88. 523, 25 герц. Математич. С. В музыке используется при изготовлении муз. Инструментов (определении длины трубки или кроны духовых инструментов, места сверления отверстий на них, установки ладов на грифе струнных щипковых инструментов и т. П.), при их настройке, для контроля за точностью исполнения в ансамбле (хоровом или инструментальном), в процессе воспитания слуха. Т. О., математич. С. Отражает важную тенденцию к стабилизации, точной фиксации высоты звуков и тем самым превращается в выражение нормы этих отношений. Точный С. Может быть воплощён лишь на инструментах с фиксированной высотой звуков (орган, фортепиано, электромуз. Инструменты и т. П.). В пении, при игре на нек-рых инструментах (скрипка, флейта, труба и т.

П.), как показали исследования Н. А. Гарбузова, складывается т. Н. Зонный С. (см. Зона), к-рый отвечает другой тенденции - стремлению исполнителей в художеств. Целях постоянно варьировать каждую из ступеней звукоряда, т. Е. При помощи звуковысотных интонационных оттенков (в соответствии с характером развития в муз. Произв.) усиливать или ослаблять ладовые тяготения, создавать особый колорит звучания. В математически вычисленных С. Каждая из ступеней звукоряда не может варьироваться, т. Е. Представлена только одним значением высоты (частоты). Это обстоятельство постоянно порождает попытки создания новых, более совершенных муз. С. В 19 в. Появились 40-ступенная система П. Томпсона, 32-ступенная Г. Гельмгольца, 36-ступенная Г. Аппуна и X.

Энгеля, 53-ступенная Р. П. Бозанкета и С. Танаки и др. В СССР предлагались 17- и 29-ступенные темперации А. С. Оголевца, 22-ступенная система П. П. Барановского и Е. Е. Юцевича, 72-ступенная система Е. А. Мурзина, 84-ступенная система Д. К. Гузенко и др. Наилучшей из них является 53-ступенная темперация, позволяющая точно воспроизводить в разл. Тональностях интервалы чистого, пифагорова и равномерно-темперированного С.2) Частота (высота) настройки эталонного тона звукоряда. В СССР в соответствии с ОСТ-7710 для а1 установлено 440 герц.3) Термин "С." по отношению к муз. Инструментам означает особенности их настройки или конструкции (квинтовый С. Скрипки, квартовый - домры, хроматический - баяна, натуральный - валторны и т. П.) или соотношение между реальным звучанием инструмента и нотной записью для него (труба in В, валторна in F, кларнет in A и т.

П.).4) Хоровой С., т. Е. Согласованность между певцами хора в отношении точности звуковысотного интонирования. Важнейшая характеристика хор. Звучания. Различают мелодич. И гармонич. Хоровой С. При исполнении мелодии наблюдается тенденция к обострённым интонациям пифагорова С. При исполнении отд. Аккордов - к более мягким интонациям чистого С. В целом для звучания хора характерен зонный С. В 19 - нач. 20 вв. Понятие "хоровой С." означало норму настройки хора (в практике пения a cappella), существовавшую до утверждения единого эталона высоты. Ранее хоровой С. По сравнению с инстр. Музыкой был несколько заниженным.5) С., или тон, - то же, что тональность, лад, ла-дотональность, наклонение (устар.). Напр., "близкие тональности гармонического С." (И.

И. Дубовский).Литература. Чесноков П. Г., Хор и управление им, М.-Л., 1940, М., 1961. Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948. Его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951. Музыкальная акустика, М., 1954. Барановский П. П., Юцевич E. E., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956. Pигров К. К., Руководство хором, М., 1964. Шерман Н. С., Формирование равномерно- темперированного строя, М., 1964. Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, M., 1966. Paгс Ю. H., О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии, М., 1971 (автореферат дисс.). Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen..., Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. Пер.

- Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875). Oettingen A. Von, Harmoniesystem in dualer Entwickelung, Dorpat - Lpz., 1866. Hostinskэ O., Die Lehre von den musikalischen Klдngen, Praha, 1879. Tanaka Sh., Studien im Gebiete der reinen Stimmung, "Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft", 1890, VI. Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, B., 1921 (рус. Пер. - Rиман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898). Abraham О., Hоrnbostel E. Von, Phonographierte indische Melodien, "Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwissenschaft", I, 1922. Hбba A., Die Theorie fьr Vierteltцne, Grundlagen der Tondifferenzierung, в кн. Von neuer Musik, Kцln, 1925.

Handschin J., Reine Harmonie und temperierte Tonleitern, "Schweizerisches Jahrbuch fьr Musikwissenschaft", II, 1927. Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, I, Mainz, 1937, 1940. Ю. H. Рагс..

Значения в других словарях
Стрижевский А. И.

Александр Иванович (1866 - 12(25) XI 1911, Москва, похоронен в Киеве) - рус. Певец (бас). Окончил Муз.-драм. Уч-ще Моск. Филармонич. Об-ва. В 1891 дебютировал в Большом т-ре, где затем выступал в течение 20 лет. Пел также партии драм. Баритона. Был первым исполнителем партий в ряде опер рус. Композиторов, поставленных на сцене Большого т-ра. Златогор ("Пиковая дама", 1891), Исправник ("Дубровский", 1895) и др. Среди партий. Светозар ("Руслан и Людмила"), Сват ("Русалка"), Зарецкий ("Евгений Онег..

Строгий стиль

Строгое письмо (нем. Klassische Vokalpoliphonie, лат. Stylus a cappella ecclesiasticus). 1) Историч. И художественно- стилистич. Понятие, относящееся к хор. Полифонич. Музыке эпохи Ренессанса (15-16 вв.). В этом смысле термин используется гл. Обр. В рус. Классич. И сов. Музыковедении. Понятие С. С. Охватывает широкий круг явлений и не имеет ясно очерченных границ. Оно относится к творчеству композиторов разных европ. Школ, прежде всего - к нидерландской, римской, а также венецианской, испанской...

Строчное пение

Вид др.-рус. Церк. Многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2-, 3-голосное (отсюда термин "троестрочное пение") и редко 4-голосное. Голос, ведущий осн. Мелодию, занимал в партитуре среднее место и назывался путём, а его исполнители - путниками. Мелодию, звучащую выше пути, писали в партитуре над путём и называли верхом, а её исполнителей - вершниками. Мелодию, звучащую ниже пути, писали под путём и называли низом, а её исполни..

Струве Б. А.

(наст. Фам. - Крюденер-Струве) Борис Александрович (19 II (3 III) 1897, Коломна - 29 IV 1947, Ленинград) - сов. Музыковед и виолончелист. Доктор искусствоведения (1940). Игре на виолончели обучался у Л. О. Пиорковского и Е. В. Вольф-Израэля. В 1931-47 преподаватель истории и теории смычково-струн. Исполнительства Ленингр. Консерватории (с 1935 профессор). Создал курсы истории и теории смычкового иск-ва, разработал методику обучения игре на смычковых инструментах, а также детского муз. Образовани..

Дополнительный поиск Строй Строй

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Строй" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Строй, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа