Строчное пение

103

Вид др.-рус. Церк. Многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2-, 3-голосное (отсюда термин "троестрочное пение") и редко 4-голосное. Голос, ведущий осн. Мелодию, занимал в партитуре среднее место и назывался путём, а его исполнители - путниками. Мелодию, звучащую выше пути, писали в партитуре над путём и называли верхом, а её исполнителей - вершниками. Мелодию, звучащую ниже пути, писали под путём и называли низом, а её исполнителей нижниками. В 4-гол. Произв. Приписывалась ещё мелодия под назв. "демество", исполнители к-рого именовались демественниками. Демество чаще всего писали выше пути. В целом диапазон партитуры соответствовал 12-ступенному диатонич.

Звукоряду от G до d1. Высокие детские голоса пели октавой выше написанного. Для облегчения чтения партитуры её строки писали вперемежку чернилами и киноварью.В построении такой партитуры ясно выступают 2 принципа. Принцип "ленточного" многоголосия, где все голоса поют одну мелодию с разл. Ступеней звукоряда, почти в точности сохраняя её высотный и ритмич. Контур, и принцип подголосочной полифонии, где голоса образуют подголоски, звучащие на выдержанных нотах осн. Мелодии.Время и обстоятельства появления С. П. Не установлены. Нек-рые историч. Документы дают возможность предполагать, что С. П. Было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи С. П. Относятся к кон. 17 и нач. 18 вв. С. П. Подвергалось резкой критике со стороны приверженцев партесного многоголосия (И.

Т. Коренев, Н. П. Дилецкий) за обилие диссонансов и гармонич. Несогласованность голосов. В. Ф. Одоевский в конце принадлежащего ему "Троестрочника" писал. "Предположение, что эти три партии когда-либо могли быть петы вместе, одновременно, не может даже возбуждать вопроса. Между ними нет никакого гармонического сопряжения. Здесь явно партии вполне отдельные...". Многое в С. П. До сих пор остаётся неясным.Литература. Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867. Голубцов A., Чиновник Новгородского Софийского собора, М., 1899. Беляев В., Раннее русское многоголосие, в кн. Studia memoriae Belae Bartok sacra, Bdpst, 1956, то же, в его кн. О музыкальном фольклоре и древней письменности, М., 1971. Бражников М., Русское церковное пение XII - XVIII вв., в сб.

Musica antiqua Europae Orientalis, I, Warsz., 1966. Скребков С., Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М., 1969, с. 48-59. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971. Его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971.Н. Д. Успенский..

Значения в других словарях
Строгий стиль

Строгое письмо (нем. Klassische Vokalpoliphonie, лат. Stylus a cappella ecclesiasticus). 1) Историч. И художественно- стилистич. Понятие, относящееся к хор. Полифонич. Музыке эпохи Ренессанса (15-16 вв.). В этом смысле термин используется гл. Обр. В рус. Классич. И сов. Музыковедении. Понятие С. С. Охватывает широкий круг явлений и не имеет ясно очерченных границ. Оно относится к творчеству композиторов разных европ. Школ, прежде всего - к нидерландской, римской, а также венецианской, испанской...

Строй

В музыке. 1) Система звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Существует в виде инвариантных слуховых представлений о высоте каждой из ступеней звукоряда. Эти представления лежат в основе всей муз. Практики (т. Е. Сочинения, исполнения и восприятия музыки) и обычно фиксируются нотными и др. Знаками. Формы проявления С. В музыке обусловлены нац. Своеобразием муз. Культуры, особенностями развития ладогармонич. Системы, сложившимися требованиями к муз. Слуху. На формирование муз. С. Значит. В..

Струве Б. А.

(наст. Фам. - Крюденер-Струве) Борис Александрович (19 II (3 III) 1897, Коломна - 29 IV 1947, Ленинград) - сов. Музыковед и виолончелист. Доктор искусствоведения (1940). Игре на виолончели обучался у Л. О. Пиорковского и Е. В. Вольф-Израэля. В 1931-47 преподаватель истории и теории смычково-струн. Исполнительства Ленингр. Консерватории (с 1935 профессор). Создал курсы истории и теории смычкового иск-ва, разработал методику обучения игре на смычковых инструментах, а также детского муз. Образовани..

Струйский Д. Ю.

Дмитрий Юрьевич (1806 - 15 I 1856, Париж) - рус. Поэт, композитор, скрипач, муз. Критик (псевд. Трилунный). Окончил Моск. Ун-т. Как поэт дебютировал в 1827 драм. Поэмой "Аннибал на развалинах Карфагена". С 1828 выступал как муз. Критик в моск. И петерб. Периодич. Изданиях. Был пропагандистом творчества Л. Бетховена. Интерес представляет его статья "Несколько слов о народности в музыке" ("Литературная газета", 1842, 8 февр.), в к-рой говорится о народности музыки как воплощении нар. Духа, а не то..

Дополнительный поиск Строчное пение Строчное пение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Строчное пение" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Строчное пение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 14 символа