Фонограмархив

177

Учреждение, специализирующееся на собирании и хранении оригинальных фонографич. Записей, база научно-исследоват. Работ в области фольклористики, лингвистики, сравнит. Музыкознания и др. Науч. Дисциплин, связанных с расшифровкой, изучением и публикацией фонографич. Записей. Созданию Ф. Способствовало широкое распространение с кон. 19 в. Фонографич. Записей в науч. Целях, необходимость их централизации. Первоначально Ф. Предназначались для хранения записанных с помощью фонографа восковых фонографич. Валиков. С развитием новых видов звукозаписи Ф. Стали пополняться др. Видами звукозаписей (магнитными лентами и граммофонными дисками).Наиболее значит. Зарубежные Ф. Ф. Австрийской академии наук (Phonogrammarchiv der цsterreichischen Akademie der Wissenschaften), созданный в 1899 в Вене по инициативе З.

Экснера.Ф. При Берлинском психологич. Ин-те (Phonogrammarchiv am psychologischen Institut), созданный в 1900 по инициативе К. Штумпфа. В 1906-33 его руководителем был Э. Фон Хорнбостель. Здесь собрана богатейшая коллекция записей муз. Фольклора стран Азии, Африки и Лат. Америки.Собрание звукозаписей Прусской нац. Библиотеки в Берлине (Lautabteilung der Preussischen Staatsbibliothek).Фонотека Музея Парижского антропологич. Об-ва (Musйe phonйtique de la Sociйtй d Anthropologie, с 1911 - Musйe de la Parole), в к-рой собраны записи, сделанные А. Гильманом.Архивы народной и бытовой музыки (Archives of Folk and Primitive Music) при Исследовательском центре антропологии, фольклора и лингвистики (Ун-т штата Индиана, Блумингтон, Индиана, США).

Осн. В 1921.В СССР Ф. Нар. Музыки был учреждён в 1927 в Ленинграде. В его основу была положена коллекция фонографич. Записей (528 валиков с записью 1700 песен), сделанных Е. В. Гиппиусом и З. В. Эвальд (при участии филологов А. М. Астаховой и Н. П. Колпаковой) во время экспедиций на рус. Север (1926-30). В 1931 Ф. Перешёл в систему АН СССР. В 1932 в нём были объединены все предшествующие коллекции с записью муз. Фольклора, в т. Ч. Музыкально-этнографической комиссии (коллекция Е. Э. Линевой - 432 валика с записью песен Новгородской, Вологодской, Нижегородской, Владимирской и Полтавской губ., фольклора народов Югославии), коллекция Музея рус. Нар. Песни им. M. E. Пятницкого (400 валиков), фонотека ГИМНа (100 валиков), фонотека б-ки АН СССР, а также ин-тов Востоковедения, Языкознания, Музея этнографии АН СССР, Ленингр.

Консерватории и др. С 1938 Ф. (Центральный этномузыковедческий АН СССР) - вспомогательный Отдел Ин-та рус. Литературы АН СССР (Пушкинский дом, Ленинград). В его коллекции (занимающей одно из первых мест среди мировых фольклорных фонохранилищ) насчитывается ок. 70 тыс. Записей (на 1979), в т. Ч. Фольклора более 100 народностей СССР и заруб. Стран в записях с 1894 (наиболее значит. Коллекция - русская).По материалам Ф. Были изданы. Песни Пинежья, кн. 2, Материалы Фонограмархива, собрали и разработали Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд, под общей ред. Е. В. Гиппиуса, М., 1937. Былины Севера, т. 1, Мезень и Печора. Записи, вступ. Ст. И коммент. А. М. Астаховой, М.-Л., 1938. Народные песни Вологодской области. Сб. Фонографических записей, под ред. Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд, Л., 1938.

Белорусские народные песни, под ред. З. В. Эвальд, М.-Л., 1941. Русские народные песни, записанные в Ленингр. Обл., под ред. А. М. Астаховой и Ф. А. Рубцова, Л.-М., 1950. Марийские народные песни, под ред. В. Коукаля, Л.-М., 1951. Песни Печоры, под ред. Н. П. Колпаковой, Ф. В. Соколова, Б. М. Добровольского, М.-Л., 1963. Песенный фольклор Мезени, под ред. Н. П. Колпаковой, Б. М. Добровольского, В. В. Коргузалова, В. В. Митрофанова, Л., 1967. Песни и сказки пушкинских мест. Фольклор Горьковской обл., под ред. В. И. Еремина, В. Н. Морохина, М. А. Лобанова, вып. 1, Л., 1979.Литература. Пасхалов В., К вопросу о фонографической записи песен и о центральной песенной фонотеке, в кн. Труды ГИМНа. Сб. Работ Этнографической секции, вып. 1, М., 1926. Архив АН СССР, Сб., (т. 1), Л., 1933, с. 195-98. "Советская этнография", 1935, No 2, 3.

Mинченко A., Центральный фоно-фото-киноархив СССР, "Архивное дело", 1935, No 3(36). Гиппиус Е. В., Фонограмм-архив Фольклорной секции Института антропологии, этнографии и археологии АН СССР, в сб. Советский фольклору No 4-5, М.-Л., 1936. Магид С. Д., Список собраний фонограмм-архива Фольклорной секции Института археологии и этнографии АН СССР, там же. 50 лет Пушкинского дома, M.-Л., 1956 (гл. - Народное творчество). Katalog der Tonbandaufnahmen. Des Phonogrammarchives der цsterreichischen Akademie der Wissenschaft in Wien, W., 1960 (c предисл. Ф. Вилда об истории создания Ф. И списком изданий Венского Ф. За 1900-1960, NoNo 1-80).А. Т. Тевосян..

Значения в других словарях
Фомин Н. П.

Николай Петрович (2(14)VIII 1869, Петербург - 19 XI 1943, Ленинград) - сов. Композитор, пианист, педагог и дирижёр. Правнук комп. Е. И. Фомина. Окончил Петерб. Консерваторию по классу теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова (1891). По фп. Занимался у P. P. Штейна, по дирижированию у А. Г. Рубинштейна, по гармонии у А. К. Лядова. С 1896 - в оркестре рус. Нар. Инструментов, организованном В. В. Андреевым (Великорусский оркестр). В 1929-42 преподавал игру на нар. Инструментах и инструментовку ..

Фонизм

(от греч. Ponn - звук) - краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к Ф. Понятие - функциональность). Напр., аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны - функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамич. Значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористич. ..

Фонограф

(от греч. Ponn - звук и grapo - пишу) - первый аппарат для механич. Записи и воспроизведения звука, положивший начало звукозаписи. Изобретён в 1877 Т. А. Эдисоном (США). Запись звука в фонографе Эдисона производилась на цилиндрич. Барабан (фонографич. Валик), обёрнутый станиолевым листом (оловянной фольгой), при помощи иглы (резца), связанной с мембраной. Посредством пружинного механизма фонографич. Валик приводился во вращательное движение и одновременно перемещался вдоль своей оси. При записи ..

Фонола

(Phonola, Triphonola) - один из видов механического фортепьяно с вмонтированным или приставным устройством. Имела сложную пневматич. Систему управления. Была изобретена в 1860 (патент на применение пневматики получен в США). Вначале для использования Ф. Требовался спец. Музыкант, менявший во время игры (при помощи рычагов) темп, фразировку и динамику исполнявшегося произв. Подача воздуха регулировалась при помощи поочерёдного нажатия 2 ножных педалей ("подушек"), подобных применяемым в фисгармон..

Дополнительный поиск Фонограмархив Фонограмархив

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фонограмархив" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фонограмархив, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 13 символа