Фонизм

204

(от греч. Ponn - звук) - краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к Ф. Понятие - функциональность). Напр., аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны - функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамич. Значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористич. Свойства сумрачности, затенённости, нек-рой "инертности" созвучия). Ф. Может быть свойствен и сочетанию аккордовых звуков с неаккордовыми. Если функциональность определяется ролью данного созвучия по отношению к тональному центру, то Ф.

- структурой созвучия, его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, порядком последования аккордов, инструментовкой и т. П. Факторами. Напр., "смена мажорного трезвучия одноименным минорным. Создает яркий фонический контраст" при полном отсутствии контраста функционального (Ю. Н. Тюлин, 1976, 0.10. См. Оборот IV-IV > при словах "их сладкий аромат туманит мне сознанье" в романсе С. В. Рахманинова "У моего окна").Фонич. Свойства гармонии автономизировались начиная гл. Обр. С эпохи романтизма (напр., применение в разл. Значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере "Тристан и Изольда"). В музыке кон. 19 - нач. 20 вв. Постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф.

Превращается в два типичных для гармонии 20 в. Явления. 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене "Снегурочки" сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору "Свет и сила бог Ярила" особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. Поэма "Прометей" Скрябина). 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 ("Полночь") из балета "Золушка" Прокофьева. Термин "Ф." введён Тюлиным.Литература. Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, Л., 1937, М., 1966. Его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (кн. 1), Музыкальная фактура, М., 1976.

Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972. Бершадская Т. С., Лекции цо гармонии, Л., 1978.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Фомин Е. И.

Евстигней Ипатович (5(16)VIII 1761, Петербург - конец апреля 1800, там же) - рус. Композитор. Сын канонира Тобольского пехотного полка. С 1767 обучался в Воспитат. Уч-ще при Академии художеств, затем - в самой академии, к-рую окончил в 1782. Среди его учителей - М. Буини (клавикорды), Г. Ф. Раупах и А. Б. Сартори (муз.-теоретич. Предметы, композиция). Был отправлен для совершенствования на 3 года в Италию. В 1782-85 занимался в Болонской филармонич. Академии под рук. С. Маттеи. В 1785 Ф. Был изб..

Фомин Н. П.

Николай Петрович (2(14)VIII 1869, Петербург - 19 XI 1943, Ленинград) - сов. Композитор, пианист, педагог и дирижёр. Правнук комп. Е. И. Фомина. Окончил Петерб. Консерваторию по классу теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова (1891). По фп. Занимался у P. P. Штейна, по дирижированию у А. Г. Рубинштейна, по гармонии у А. К. Лядова. С 1896 - в оркестре рус. Нар. Инструментов, организованном В. В. Андреевым (Великорусский оркестр). В 1929-42 преподавал игру на нар. Инструментах и инструментовку ..

Фонограмархив

Учреждение, специализирующееся на собирании и хранении оригинальных фонографич. Записей, база научно-исследоват. Работ в области фольклористики, лингвистики, сравнит. Музыкознания и др. Науч. Дисциплин, связанных с расшифровкой, изучением и публикацией фонографич. Записей. Созданию Ф. Способствовало широкое распространение с кон. 19 в. Фонографич. Записей в науч. Целях, необходимость их централизации. Первоначально Ф. Предназначались для хранения записанных с помощью фонографа восковых фонографи..

Фонограф

(от греч. Ponn - звук и grapo - пишу) - первый аппарат для механич. Записи и воспроизведения звука, положивший начало звукозаписи. Изобретён в 1877 Т. А. Эдисоном (США). Запись звука в фонографе Эдисона производилась на цилиндрич. Барабан (фонографич. Валик), обёрнутый станиолевым листом (оловянной фольгой), при помощи иглы (резца), связанной с мембраной. Посредством пружинного механизма фонографич. Валик приводился во вращательное движение и одновременно перемещался вдоль своей оси. При записи ..

Дополнительный поиск Фонизм Фонизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фонизм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фонизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа