Фонограф

164

(от греч. Ponn - звук и grapo - пишу) - первый аппарат для механич. Записи и воспроизведения звука, положивший начало звукозаписи. Изобретён в 1877 Т. А. Эдисоном (США). Запись звука в фонографе Эдисона производилась на цилиндрич. Барабан (фонографич. Валик), обёрнутый станиолевым листом (оловянной фольгой), при помощи иглы (резца), связанной с мембраной. Посредством пружинного механизма фонографич. Валик приводился во вращательное движение и одновременно перемещался вдоль своей оси. При записи звуковые колебания, воздействующие на мембрану, передавались игле, к-рая в соответствии с этими колебаниями вычерчивала на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Впоследствии в усовершенствованных вариантах Ф.

- графофонах (разработаны в 1884-86 А. Беллом и И. Тэйнтером) вместо станиолевого листа использовались восковые валики. При воспроизведении движущаяся по канавке игла совершает вынужденные механич. Колебания, и связанная с ней мембрана излучает звук. Ф. Были свойственны существенные недостатки - низкое качество звучания, непродолжительность проигрывания (от 1 мин в первых до 4 мин в усовершенств. Образцах). Непрочный восковой слой выдерживал небольшое количество воспроизведений (от 1 в первых до 25 в усовершенствованных). Запись не поддавалась размножению. В усовершенствованном виде Ф. Применялся до 30-х гг. 20 в. На основе Ф. Были созданы граммофон и патефон. В 40-50-е гг. Их вытеснили электромеханич. И магнитные звукозаписывающие и воспроизводящие устройства (электрофон, магнитофон и др.).

Появление Ф., к-рый дал возможность документально фиксировать, воспроизводить, сравнивать звучащий материал, обозначило качественно новый этап в развитии мн. Областей культуры, важный рубеж в развитии ряда гуманитарных наук (этнография, фольклористика, лингвистика и др.). Возможность документально фиксировать нар. Музыку, обряды, речь привлекла внимание фольклористов и этнографов всего мира. Одним из первых для этнографич. Исследования применил Ф. Рус. Путешественник H. H. Миклухо-Маклай (для записи диалектов племён архипелагов Тихого океана. 1882). Для своих фольклорных исследований фонографич. Записи широко использовали А. Гильман (Франция), З. Экснер (Австрия), Б. Барток и З. Кодаи (Венгрия), К. Штумпф, Э. Фон Хорнбостель, К.

Брэилою (Румыния) и др.Первые сведения о Ф. В России относятся к 1878. Уже в 1879 состоялась его демонстрация. Е. Э. Линева применяла Ф. Для записи многоголосных хор. Песен во время фольклорных экспедиций в 1897-1910. Её метод расшифровки фонографич. Записей получил междунар. Признание. Вплоть до 30-х гг. 20 в. Ф. Широко использовали в фольклорных экспедициях А. М. Листопадов, Д. И. Аракишвили, М. Е. Пятницкий, Д. Н. Анучина, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд, И. П. Яунзем и мн. Др. Впоследствии для хранения и изучения фонографич. Записей были организованы спец. Науч. Учреждения - фонограмархивы.Использование Ф. Для записей народной музыки определило новый этап развития фольклористики как науки. Предпринимались также попытки зафиксировать и воспроизвести целиком народный обряд путём совмещения Ф.

С немым кинематографом. Ф. Позволил запечатлеть и сохранить голоса деятелей литературы и иск-ва кон. 19 - нач. 20 вв.- Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. Бернар. А, Патти и др. Наряду с граммофоном Ф. Широко вошёл в муз. Быт. Получили значит. Распространение валики с записями исполнения популярных артистов и чистые - для любительских записей, печатались руководства для самостоят. Изготовления Ф., издавался спец. Журн. "Граммофон и фонограф" (СПБ, 1902-04), в к-ром помещались очерки по истории Ф., рекомендации, касающиеся любительской записи, информации о новых усовершенствованных моделях Ф.Литература. Томас Эдисон, "Граммофон и фонограф", 1902, No 1. Фонограф и языковедение, там же, No 2. Фонограф в качестве учителя языков, там же. W., Кто изобретатель фонографа?, там же, No 3.

Иванов И., Концертный рупор для фонографа, там же, 1903, No 5. (О магнитном фонографе Руммера), там же, 1903, No 7. Великорусские песни в народной гармонизации. Записаны Е. Линевой, вып. 1-2, СПБ, 1904-09. Линева Е., Опыт записи фонографом украинских народных песен, в кн. Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906, с. 221-35. Анучин Д. Н., О применении фонографа к этнографии и в частности о записи шаманского камланья в Средне-Колымске Якутской области, там же, т. 2, М., 1911, с. 269-84. Листопадов А. М., Записи народных песен в 1904 г., там же, с. 341-50. Аракишвили Д., Музыка освобожденной страны, "Музыка", 1937, No 27, 6 ноября. Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964, с.

13-23, 94-102. Земцовский И. И., Искатели песен, Л., 1967, с. 72-79. Young J. L., Edison and his phonograph, (London), 1890. Соeuvroу A., Сlаrеnсе G., Le phonographe, P., 1929. Gelatt R., The fabulous phonograph. The story of the grammophone, L., 1956, p. 1-54. Вriсhta J., Edison ukвzal cestu, Praha, 1959. Read O., Welch W. L., From tin foil to stereo. Evolution of the phonograph, Indianapolis, 1976.А. Т. Тевосян..

Значения в других словарях
Фонизм

(от греч. Ponn - звук) - краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к Ф. Понятие - функциональность). Напр., аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны - функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамич. Значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористич. ..

Фонограмархив

Учреждение, специализирующееся на собирании и хранении оригинальных фонографич. Записей, база научно-исследоват. Работ в области фольклористики, лингвистики, сравнит. Музыкознания и др. Науч. Дисциплин, связанных с расшифровкой, изучением и публикацией фонографич. Записей. Созданию Ф. Способствовало широкое распространение с кон. 19 в. Фонографич. Записей в науч. Целях, необходимость их централизации. Первоначально Ф. Предназначались для хранения записанных с помощью фонографа восковых фонографи..

Фонола

(Phonola, Triphonola) - один из видов механического фортепьяно с вмонтированным или приставным устройством. Имела сложную пневматич. Систему управления. Была изобретена в 1860 (патент на применение пневматики получен в США). Вначале для использования Ф. Требовался спец. Музыкант, менявший во время игры (при помощи рычагов) темп, фразировку и динамику исполнявшегося произв. Подача воздуха регулировалась при помощи поочерёдного нажатия 2 ножных педалей ("подушек"), подобных применяемым в фисгармон..

Фонтана Ю.

(Fontana) Юлиуш (1810, Варшава - 24 XII 1869, Париж) - польск. Композитор и пианист. Окончил Ин-т музыки и декламации в Варшаве по классу композиции у Ю. Эльснера (учился вместе с Ф. Шопеном). После подавления восстания 1830-31 (был его участником) выехал в Гамбург. Жил в Париже (1832), Лондоне, Бордо (1833-35), концертировал, читал лекции о фп. Иск-ве. Выезжал в США и на Кубу (1842), где написал фп. Пьесы "Воспоминания о Гаване" ("Reminiscences de la Havane") и "Воспоминание об острове Куба" ("..

Дополнительный поиск Фонограф Фонограф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фонограф" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фонограф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа