Форкель И. Н.

84

(Forkel) Иоганн Николаус (22 II 1749, Медер, близ Кобурга - 20 III 1818, Гёттинген) - нем. Историк и теоретик музыки, органист, композитор. Начальное муз. Образование получил у медерского кантора И. Г. Шультезиуса, муз.-теоретич. Предметы изучал самостоятельно. В 1766 был певчим в хоре Иоханнеум в Люнебурге, с 1767 префект соборного хора в Шверине. С 1769 жил в Гёттингене, где в том же году поступил в ун-т. В 1770-73 Ф. - университетский органист, с 1779 концертмейстер и преподаватель музыки (факультативный курс лекций о мелодике и гармонии Ф. Прочитал ещё в 1772), затем муз. Директор ун-та и руководитель его еженедельных зимних концертов (до 1815). В 1787 получил звание магистра, что означало организацию первой в истории кафедры музыкознания (в совр.

Понимании). Для деятельности Ф. Характерна тесная связь теории и практики. В 80-е гг. Издавал "Музыкальный альманах для Германии" ("Musikalischer Almanach fьr Deutschland", 1782-84 и 1789), сыгравший большую роль в популяризации муз. Знаний.Как теоретик Ф. Разработал систему музыкознания, складывающуюся из физич. И математич. Учений о звуке, муз. Грамматики, муз. Риторики и муз. Критики. Для Ф.-историка музыка также была объектом систематизации. Ф. Придерживался мысли о постепенном совершенствовании музыкального искусства, проходящем с местными взлётами и спадами, но неуклонно. По Ф., уже к сер. 18 в. Музыка достигла "наибольшей красоты и мужественной зрелости". Гл. Трудом своей жизни считал "Всеобщую историю музыки" (1790-1801). В нём Ф.

Хотел проследить развитие музыки от истоков до вершины. Этой вершиной, по его мнению, было творчество И. С. Баха. Вышло в свет только два тома, в них изложение доведено до 16 в. Неизданной осталась работа Ф. "История музыки в памятниках от древнейших времён до новейшего времени" ("Geschichte der Musik in Denkmдlern von der дltesten bis auf die neueste Zeit"). В 1805, во время оккупации Лейпцига, французы перелили на пули подготовленные к печати (совм. С Й. Зонлейтнером) свинцовые доски 1-го тома. После этого Ф. Не решился вновь приступить к изданию "Памятников". До наст. Времени сохранила ценность библиографич. Работа Ф. "Всеобщая музыкальная литература" (1792) - подробный аннотированный указатель более чем 3 тыс. Книг и статей о музыке на разных языках.Важнейшую роль для музыкознания сыграла деятельность Ф.-баховеда.

На протяжении всей жизни он коллекционировал рукописи соч. И. С. Баха, получал сведения о жизни композитора от его старших сыновей. Книга Ф. "О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастиана Баха" - первая монография о Бахе, остаётся важным историч. Документом. В трактовке муз. Наследия Баха Ф. Допустил, однако, существ. Просчёты. Догматически понимая процесс совершенствования произв. Иск-ва как отсечение второстепенного, он ошибочно считал наиболее краткие ранние версии баховских соч. Самыми совершенными. Взгляды Ф.-критика были во многом ограниченными. Не понимая новых процессов, происходящих в музыке, он отрицательно относился к творчеству К. В. Глюка, у Я. Гайдна ценил только квартеты, В. А. Моцарта порицал за "ложный путь", якобы избранный им, не заметил Л.

Бетховена. Творчество Ф.-композитора (кантаты, фп. Соч., песни) историч. Значения не имеет.Сочинения. Ьber die Theorie der Musik insofern sie Liebhabern und Kennern notwendig und nьtzlich ist, Gott., 1774, 1777. Musikalisch-kritische Bibliothek, Bd 1-3, Gotha, 1778-79, Hildesheim, 1964. Ьber die beste Einrichtung цffentlicher Concerte, Gott., 1779. Ankьndigung des akademischen Winter-Concerts, Gott., 1784. Genauere Bestimmung einiger musikalischen Begriffe, Gott., Ц80. Allgemeine Geschichte der Musik, Bd 1-2, Lpz., 1788-1801, факсим. Изд., hrsg. Von O. Wessely, Graz, 1967. Allgemeine Literatur der Musik oder Anleitung zur Kenntnis musikalischer Bьcher, Lpz., 1792, Hildesheim, 1962. Ьber J. S. Bach's Leben, Kunst und Kunstwerke, Lpz., 1802, В., 1978 (рус.

Пер. - О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха, М., 1974).Литература. Копчевский Н., О Форкеле, его книге и о ранних публикациях сочинений И. С. Баха, послесловие в кн. Pоrкель И. Н., О жизни. И. С. Баха, М., 1974. TеЯmеr H., J. S. Bach im цffentlichen Schrifttum, "Neue Musikzeitung", 1919, v. 34. Riemann H., GrundriЯ der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 1928. Sсhleder H., Aus dem Leben J. N. Porkels, "Zeitschrift fьr evangelische Kirchenmusik", 1930, Jahrg. 8. Кinsky G., Aus Forkels Briefen an Hoffmeister und Kьhnel, "JbP", 1933, Jahrg. 39. Edelhоff H., J. N. Forkel, Gott., 1935. Franck W., Musicology and its founder J. N. Forkel, "MQ", 1949, у. 35, No 4. Knelf T., Forkel und die Geschichtsphilosophie des ausgehenden 18. Jahrhunderts, "Mf", 1963, Jahrg., 16, H.

3. Wessely O., Einleitung, в кн. Forkel J. N., Allgemeine Geschichte der Musik, Bd 1, Graz, 1967.H. А. Копчевский.

Значения в других словарях
Форе Г. Ю.

(Faure) Габриель Юрбен (12V 1845, Памье, деп. Арьеж - 4 XI 1924, Париж) - франц. Композитор, органист, дирижёр, педагог, муз. Критик, муз.-обществ. Деятель. Чл. Ин-та Франции (1909). С юных лет жил в Париже. Муз. Образование получил в Школе классической и духовной музыки (1854-65), где по классу фп. Занимался у Л. Нидермейера (основателя школы), а после его смерти (1861) - у К. Сен-Санса, к-рый оказал большое влияние на формирование творч. Облика Ф., способствовал исполнению и изданию его первых..

Форест Ж. К.

(Forest) Жан Курт (2 IV 1909, Дармштадт - 2 III1975, Берлин) - нем. Композитор (ГДР). Учился и начал работать в Висбадене, был руководителем разл. Оркестров (до 1939). С 1939 муз. Директор Брауншвейгского гос. Т-ра. В 1948 муз. Консультант, в 1949-51 гл. Дирижёр оркестра Берлинского радио, в 1952-55 - оркестра телевидения ГДР. Автор мн. Муз.-сценич. Произв., в их числе оперы "Приключения Дон Кихота" ("Don Quijotes Abenteuer", 1940), "Бедный Конрад" ("Der arme Konrad", 1957), "Вчера на Одере" ("G..

Форкре А.

(Forqueray) Антуан (сентябрь 1672, Париж - 28 VI 1745, Мант) - французский гамбист и композитор. Родился в семье музыкантов, где игра на гамбе была традицией для неск. Поколений. С 5 лет выступал в дворцовых концертах перед Людовиком XIV, к-рый называл его "моё маленькое чудо", с 1689 (или 1690) музыкант "Камерной музыки короля" и учитель музыки будущих регентов. В возрасте 20 лет Ф. Стал известным композитором и солистом-гамбистом. Современников поражали феноменальная виртуозность и полнозвучно..

Форлана

Фyrлана (франц. Forlane, итал. Forlana, англ. И испан. Forlana, furlana, нем. Foriana, Frulana, Friauler), - итал. Нар. Танец в быстром темпе. Музыкальные размеры 6/8, 6/4. Характерен пунктирный ритм, близкий ритму сицилианы или жиги, напр.:Название Ф. Объясняется её происхождением из североитальянской провинции Фриули. Нек-рые исследователи, основываясь на известном сходстве Ф. С коло, связывают её также с танцами южнослав. Народов. Ф. Была широко распространена в простонар. Среде (в разл. Исто..

Дополнительный поиск Форкель И. Н. Форкель И. Н.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Форкель И. Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Форкель И. Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 13 символа