Хора

127

(молд. Хурэ, от греч. Xoros - хороводная пляска с пением, хоровод) - старинный молд. И рум. Массовый танец, разновидность хоровода. Первое описание X. Принадлежит Д. Кантемиру (нач. 18 в.). Многочисленны упоминания X. В молд. И рус. Лит-ре 19 в. Ныне назв. "X." постепенно заменяется более общим названием жок (термином "X." обозначают круговые танцы). Многовековая традиция исполнения X. Под песню сохранилась в нек-рых районах Юж. Молдавии. С развитием инстр. Танц. Музыки пение в медленных X. Сменилось скандированием рифмованных стихов (стригэтурь), однако в целом преобладает чисто инстр. Ансамблевое сопровождение. Скрипка, флуер, чимпой, цимбалы, кобза, контрабас, бубен (см. Тараф). X. Подразделяются на два типа. Медленные с 3-дольной метрикой и сравнительно быстрые с чётной метрикой.

Особенностью медленных торжеств. X., сопровождаемых стригэтурь, является сочетание муз. Трёхдольности и поэтич. Двудольности:Хореический стих (с долгими ударными и краткими безударными слогами), сочетающийся с трёхдольной пляской, - старинная традиция синкретич. Иск-ва хороводов. X. Второго типа менее индивидуальны, схожи с др. Танцами муз. Размеров 2/4 или 4/4, в частности с бэтутой (энергич. Виртуозная муж. Пляска с синкопированной ритмикой), но хореографич. Лексика в X. Как массовом танце проще. При многообразии мелодики и ритмики X. Обоих типов имеют общую черту - квадратную структуру (исключения редки). 8-тактный период, 16-тактная (в наиболее развитых образцах 32-тактная) двухчастная форма. В X. Отразились труд, освободительная борьба, образ жизни, чувства мн.

Поколений, что определило богатство их образного содержания. Обрядовые и необрядовые, сюжетные и бессюжетные X. Разнообразны. Пасторальные пастушеские X. С флейтовыми мелодиями ("Киндия" - "Перед заходом солнца"). Напевные X. Песенного происхождения ("Еленуца"). Изящные девичьи свадебные X., к-рые иногда сохраняют старинные черты (неквадратность, квартово-терцовые мотивы в "Хорэ миресей"), но чаще характеризуются узорчатым хроматизированным мелодич. Рисунком скрипичной фактуры и оригинальными"Киндия"."Еленуца".ритмами, напр. 7/16 ("Остронэц", "Зестрей", "Рыченица"). Торжественные X., завершающие свадьбу ("Хора нунций", "Жок маре"). Мужественная и массивная "Бэтры-няскэ" ("Хора стариков"). Исполненная отваги и воинственная "Хора гайдуков"."Хора миресей".Многие X.

Бессюжетны и не имеют названия (преим. 2-дольные, позднего стиля)."Хора нунций".Мелодии и ритмы X. Использованы в произв. Композиторов Молдавии и Румынии. В песнях ("Хора освобождённой Бессарабии" Е. К. Коки), в камерно-инстр. Соч. ("Хора" для фп. С. Лунгула, "Оляндра" для скрипки и фп. П. Б. Ривилиса), в муз.-сценич. Произв. (опере "Грозован" Д, Г. Гершфельда, "Жатва" Т. Бердичану, опере "Бурная ночь" и хореографич. Поэме "Свадьба в Карпатах" П. Константинеску, одноактных балетах М. Жоры). Нар. Импровизированный стиль X. Воспроизводится в "Рапсодии" для скрипки, 2 фп. И ударных В. Г. Загорского, в "Симфонических танцах" Ривилиса."Бэтрынлскэ".Литература. Мартынов И., Румынская народная музыка, в сб. Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960. Королёва Э. A., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970.

500 мелодий де жокурь дин Молдова, сост. П. Стоянов, Кишинэу, 1972. Pлоря Э., Танцевальный фольклор. Функциональные и структурные особенности, в сб. Музыкальная культура Молдавской ССР, М., 1978.E. M. Фраёнова.

Значения в других словарях
Хопкинсон Ф.

(Hopkinson) Фрэнсис (21 IX 1737, Филадельфия - 9 V 1791, там же) - амер. Композитор, поэт, политич. И муз.-обществ. Деятель. Видный политик, совместно с др. Лицами подписавший Декларацию независимости, X. Был одним из первых композиторов амер. Происхождения. Учился у Дж. Бремнера. Окончил Филадельфийский колледж. X., занимавший в Филадельфии ряд руководящих должностей, внёс большой вклад в развитие его муз. Жизни. Организовал платные публич. Концерты (давались в частных домах). С 1770 служил цер..

Хор

(от греч. Xoros - хороводная пляска с пением. Лат. Chorus, итал. Coro, нем. Chor, франц. Choeur, англ. Choir, chorus). 1) Культовый групповой танец с пением (иногда хоровод), часто в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Др. Греции, а также в Др. Иудее.2) В античном т-ре обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворявший собой голос народа и нередко выступавший как самостоят. Действующее лицо.3) Коллектив певцов, к-рые совместно исполняют какое-либо вок. Произв. С инстр. Сопров..

Хорал

(нем. Choral, позднелат. Cantus choralis - хоровое песнопение) - общее назв. Традиционных (канонизированных) одноголосных песнопений зап.-христ. Церкви (иногда также их многогол. Обработок). В отличие от разного рода духовных песен, X. Исполняется в церкви и является важной составной частью богослужения, что определяет эстетич. Качества X. Различают 2 осн. Типа X. - григорианский (см. Григорианское пение), оформившийся в первые века существования католич. Церкви (нем. Gregorianischer Choral, анг..

Хоральная нотация

Система графич. Знаков, выработанная для записи григорианского хорала. Первоначально григорианский хорал записывался невмами. Древнейшие сохранившиеся записи григорианского пения относятся к 9 в. В дальнейшем невменное письмо эволюционировало. Дифференцировались формы невм, уточнялись обозначения высоты звуков путём введения системы линий и ключей. Во 2-й пол. 12 в. Во Франции (Парижская школа) и Италии появилась т. Н. Квадратная, или римская, нотация (nota quadrata, или nota romana), получившая..

Дополнительный поиск Хора Хора

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хора" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хора, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 4 символа