Хоральная нотация

103

Система графич. Знаков, выработанная для записи григорианского хорала. Первоначально григорианский хорал записывался невмами. Древнейшие сохранившиеся записи григорианского пения относятся к 9 в. В дальнейшем невменное письмо эволюционировало. Дифференцировались формы невм, уточнялись обозначения высоты звуков путём введения системы линий и ключей. Во 2-й пол. 12 в. Во Франции (Парижская школа) и Италии появилась т. Н. Квадратная, или римская, нотация (nota quadrata, или nota romana), получившая своё название от квадратной формы её нот (. См. Также образец хоральной нотации в ст. Нотопечатание, колонка 1039). В 13 в. Она стала распространяться в др. Странах Европы. В этой нотации высоту отдельных звуков определяет положение нот на системе 4 линий, снабжённой соответствующим ключом (т.

Н. Диастематическая нотация, указывающая интервалы между соседними звуками). Именно эта система и подразумевается в 20 в. Под термином "X. Н.". Её графич. Разновидность, бытовавшая в 14-15 вв. В Германии и Центр. Европе, - нем. Готич. Нотация, главный знак к-рой - virga в вертикальном положении и с характерным ромбич. Уплотнением нотной головки. (нем. Hufnagelschrift - "подковные гвозди"). В хоральной нотации применяются 2 ключа - С и F. Они могут быть помещены на любой линии, что позволяет обходиться без добавочных линий при большом диапазоне мелодии. Кроме основных невм - простых, состоящих из единичных нот, и составных, представляющих 2-, 3-, 4-нотные фигуры, в X. Н. Применялись также вспомогательные, определявшие специфич. Характер исполнения, напр.

Плавно, вполголоса (liquescens, semivocalis). Они были предназначены для облегчения декламации нек-рых часто встречающихся в церк. Текстах слов (напр., angеlus, inferni, mundi, hosanna), в к-рых последование 2 согласных создаёт артикуляционные трудности в хор. Пении. Введение в этих случаях ликвесцентных невм создавало возможность разделения согласных слабо обозначенной гласной, напр. An(e)gelus, in(e)fer(e)ni. Др. Вспомогат. Знаки - строфические - применялись для обозначения специфич. Исполнительского приёма, напоминающего вибрато или тремоло. Они выступали и как одиночные знаки (apostroph), и в группе из 2 (bistropha) или 3 (tristropha) знаков. Сходную функцию выполняли также "квилизма" (quilisma), означающая исполнение интервала малой терции tremolo, и "тригон" (trigon), означающий исполнение 3 звуков в объёме полутона staccato, напр.

E-f-e или h-c-h. Существует мнение, что нек-рые из вспомогат. Знаков, напр. Quilisma и pressus, могли иметь определ. Ритмическое и акцентное значение. Благодаря столь богатой и разнородной номенклатуре знаков X. Н. Была способна относительно точно передавать не только рисунок мелодии, но и её акцентно-артикуляционную структуру, а также способ исполнения. В эпоху средневековья X. Н. Применялась иногда для записи одногол. Песен - cantigas, laude и др., в т. Ч. И светских.Литература. См. При ст. Невмы, Нотное письмо.Т. Н. Дубравская.

Значения в других словарях
Хора

(молд. Хурэ, от греч. Xoros - хороводная пляска с пением, хоровод) - старинный молд. И рум. Массовый танец, разновидность хоровода. Первое описание X. Принадлежит Д. Кантемиру (нач. 18 в.). Многочисленны упоминания X. В молд. И рус. Лит-ре 19 в. Ныне назв. "X." постепенно заменяется более общим названием жок (термином "X." обозначают круговые танцы). Многовековая традиция исполнения X. Под песню сохранилась в нек-рых районах Юж. Молдавии. С развитием инстр. Танц. Музыки пение в медленных X. Смен..

Хорал

(нем. Choral, позднелат. Cantus choralis - хоровое песнопение) - общее назв. Традиционных (канонизированных) одноголосных песнопений зап.-христ. Церкви (иногда также их многогол. Обработок). В отличие от разного рода духовных песен, X. Исполняется в церкви и является важной составной частью богослужения, что определяет эстетич. Качества X. Различают 2 осн. Типа X. - григорианский (см. Григорианское пение), оформившийся в первые века существования католич. Церкви (нем. Gregorianischer Choral, анг..

Хоральная обработка

(нем. Choralbearbeitung, англ. Choral arrangement, chorale setting, франц. Composition sur choral, итал. Elaborazione di un chorale, composizione su un corale) - инстр., вок. Или вок.-инстр. Произв., в к-ром канонизированное песнопение западнохрист. Церкви (см. Григорианское пение, Протестантский хорал, Хорал) получает многогол. Оформление. Термин "X. О." обычно применяется к разл. Многогол. Композициям на хоральный cantus firmus (напр., антифон, гимн, респонсорий). Иногда под X. О. Подразумеваю..

Хоральная прелюдия

(нем. Choralvorspiel, франц. Prйlude de choral, prйlude-choral, итал. Preludio a corale, испан. Preludio sobre coral) - короткая орг. Хоральная обработка, предшествующая хоралу, исполняемому протестантской общиной. X. П. Тяготеет к миниатюре, ей свойственны камерность звучания, тонкая выработанность деталей. Крупные мастера X. П. Й. Г. Вальтер, Ф. Цахау, С. Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Г. Бём, И. Кунау, Г. Телеман. Непревзойдённые образцы X. П. Принадлежат И. С. Баху (прелюдии "Органной ..

Дополнительный поиск Хоральная нотация Хоральная нотация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хоральная нотация" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хоральная нотация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 17 символа