Хоральная нотация
Система графич. Знаков, выработанная для записи григорианского хорала. Первоначально григорианский хорал записывался невмами. Древнейшие сохранившиеся записи григорианского пения относятся к 9 в. В дальнейшем невменное письмо эволюционировало. Дифференцировались формы невм, уточнялись обозначения высоты звуков путём введения системы линий и ключей. Во 2-й пол. 12 в. Во Франции (Парижская школа) и Италии появилась т. Н. Квадратная, или римская, нотация (nota quadrata, или nota romana), получившая своё название от квадратной формы её нот (. См. Также образец хоральной нотации в ст. Нотопечатание, колонка 1039). В 13 в. Она стала распространяться в др. Странах Европы. В этой нотации высоту отдельных звуков определяет положение нот на системе 4 линий, снабжённой соответствующим ключом (т.
Н. Диастематическая нотация, указывающая интервалы между соседними звуками). Именно эта система и подразумевается в 20 в. Под термином "X. Н.". Её графич. Разновидность, бытовавшая в 14-15 вв. В Германии и Центр. Европе, - нем. Готич. Нотация, главный знак к-рой - virga в вертикальном положении и с характерным ромбич. Уплотнением нотной головки. (нем. Hufnagelschrift - "подковные гвозди"). В хоральной нотации применяются 2 ключа - С и F. Они могут быть помещены на любой линии, что позволяет обходиться без добавочных линий при большом диапазоне мелодии. Кроме основных невм - простых, состоящих из единичных нот, и составных, представляющих 2-, 3-, 4-нотные фигуры, в X. Н. Применялись также вспомогательные, определявшие специфич. Характер исполнения, напр.
Плавно, вполголоса (liquescens, semivocalis). Они были предназначены для облегчения декламации нек-рых часто встречающихся в церк. Текстах слов (напр., angеlus, inferni, mundi, hosanna), в к-рых последование 2 согласных создаёт артикуляционные трудности в хор. Пении. Введение в этих случаях ликвесцентных невм создавало возможность разделения согласных слабо обозначенной гласной, напр. An(e)gelus, in(e)fer(e)ni. Др. Вспомогат. Знаки - строфические - применялись для обозначения специфич. Исполнительского приёма, напоминающего вибрато или тремоло. Они выступали и как одиночные знаки (apostroph), и в группе из 2 (bistropha) или 3 (tristropha) знаков. Сходную функцию выполняли также "квилизма" (quilisma), означающая исполнение интервала малой терции tremolo, и "тригон" (trigon), означающий исполнение 3 звуков в объёме полутона staccato, напр.
E-f-e или h-c-h. Существует мнение, что нек-рые из вспомогат. Знаков, напр. Quilisma и pressus, могли иметь определ. Ритмическое и акцентное значение. Благодаря столь богатой и разнородной номенклатуре знаков X. Н. Была способна относительно точно передавать не только рисунок мелодии, но и её акцентно-артикуляционную структуру, а также способ исполнения. В эпоху средневековья X. Н. Применялась иногда для записи одногол. Песен - cantigas, laude и др., в т. Ч. И светских.Литература. См. При ст. Невмы, Нотное письмо.Т. Н. Дубравская.
Дополнительный поиск Хоральная нотация
На нашем сайте Вы найдете значение "Хоральная нотация" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хоральная нотация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 17 символа