Спендиаров Александр Афанасьевич

150

( 1 XI 1871, Каховка - 7 V 1928, Ереван) А. А. Спендиаров был мне всегда близок и дорог как высоко талантливый самобытный композитор и как музыкант с безупречной, широко разносторонней техникой....В музыке А. А. Чувствуется свежесть вдохновения, благоухание колорита, искренность и изящество мысли и совершенство отделки.А. ГлазуновА. Спендиаров вошел в историю как классик армянской музыки, заложивший основы национального симфонизма и создавший одну из лучших национальных опер. Он сыграл также выдающуюся роль в становлении армянской композиторской школы. Органически претворив традиции русского эпического симфонизма (А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов) на национальной почве, он расширил идейно-образный, тематический, жанровый диапазон армянской музыки, обогатил ее выразительные средства."Из музыкальных влияний в период моего младенчества и отрочества", - вспоминает Спендиаров, - "самым сильным была игра на фортепиано моей матери, которую я очень любил слушать и которая несомненно пробудила во мне раннюю любовь к музыке".

Несмотря на рано проявившиеся творческие способности, заниматься музыкой он начал сравнительно поздно - в девятилетнем возрасте. Обучение игре на фортепиано вскоре сменилось занятиями на скрипке. К годам учения в симферопольской гимназии относятся первые творческие опыты Спендиарова. Он пробует сочинять танцы, марши, романсы.В 1880 г. Спендиаров поступает в Московский университет, учится на юридическом факультете и параллельно продолжает заниматься на скрипке, играет в студенческом оркестре. У дирижера этого оркестра Н. Кленовского Спендиаров берет уроки теории, композиции, а после окончания университета (1896) едет в Петербург и в течение четырех лет осваивает курс композиции у Н. Римского-Корсакова.Уже в период учебы Спендиаров пишет ряд вокальных и инструментальных пьес, сразу же получивших широкую популярность.

Среди них романсы "Восточная мелодия (К розе)" и "Восточная колыбельная песнь, Концертная увертюра" (1900). В эти годы Спендиаров знакомится с А. Глазуновым, А. Лядовым, Н. Тиграняном. Знакомство перерастает в большую дружбу, сохранившуюся до конца жизни. С 1900 г. Спендиаров в основном живет в Крыму (Ялта, Феодосия, Судак). Здесь он общается с выдающимися представителями русской художественной культуры. М. Горьким, А. Чеховым, Л. Толстым, И. Буниным, Ф. Шаляпиным, С. Рахманиновым. Гостями Спендиарова бывали А. Глазунов, Ф. Блюменфельд, оперные певицы Е. Збруева и Е. Мравина.В 1902 г., находясь в Ялте, Горький познакомил Спендиарова со своей поэмой "Рыбак и фея" и предложил ее в качестве сюжета. Вскоре на ее основе было сочинено одно из лучших вокальных произведений композитора - баллада для баса с оркестром, исполненная Шаляпиным летом того же года на одном из музыкальных вечеров.

К творчеству Горького Спендиаров обратился еще раз в 1910 г., он сочинил мелодекламацию "Эдельвейс" на текст из пьесы "Дачники", выразив тем самым свои передовые политические взгляды. В этом плане характерно и то, что в 1905 г. Спендиаров выступил в печати с открытым письмом в знак протеста по поводу увольнения Н. Римского-Корсакова из состава профессоров Петербургской консерватории. Памяти дорогого учителя посвящена "Траурная прелюдия" (1908).По инициативе Ц. Кюи летом 1903г. В Ялте состоялся дирижерский дебют Спендиарова, с успехом исполнившего первую серию "Крымских эскизов". Будучи прекрасным интерпретатором собственных сочинений, он впоследствии неоднократно выступает как дирижер в городах России и Закавказья, в Москве и Петербурге.Интерес к музыке народов, населявших Крым, особенно армян и крымских татар, получил у Спендиарова воплощение в целом ряде вокальных и симфонических произведений.

Подлинные мелодии крымских татар использованы в одном из лучших и репертуарных сочинений композитора в двух сериях "Крымских эскизов" для оркестра (1903, 1912). По мотивам романа X. Абовяна "Раны Армении" в начале первой мировой войны была сочинена героическая песнь "Туда, туда, на поле чести". Обложку для издаваемого сочинения оформил М. Сарьян, что послужило поводом для личного знакомства двух славных представителей армянской культуры. Средства с этого издания они передали комитету помощи жертвам войны в Турции. Мотив трагедии армянского народа (геноцида) Спендиаров воплотил в героико-патриотической арии для баритона с оркестром "К Армении" на стихи И. Ионисяна. Эти произведения имели этапное значение в творчестве Спендиарова и подготовили почву для создания героико-патриотической оперы "Алмаст" на сюжет поэмы О.

Туманяна "Взятие Тмкаберта", повествующей об освободительной борьбе армянского народа в XVIII в. Против персидских завоевателей. В поиске либретто Спендиарову помог М. Сарьян, познакомивший композитора в Тбилиси с поэтом О. Туманяном. Совместно был составлен сценарий, а либретто написала поэтесса С. Парнок.Прежде чем приступить к сочинению оперы, Спендиаров принялся накапливать материал. Собирал армянские и персидские народные и ашугские напевы, знакомился с обработками различных образцов восточной музыки. Непосредственная работа над оперой началась позднее и была закончена уже после переезда Спендиарова в 1924 г. В Ереван по приглашению правительства Советской Армении.Последний период творческой деятельности Спендиарова связан с активным участием в строительстве молодой советской музыкальной культуры.

В Крыму (в Судаке) он работает в отделе народного образования и преподает в музыкальной студии, руководит самодеятельными хорами и оркестрами, обрабатывает русские и украинские народные песни. Возобновляется его деятельность в качестве дирижера авторских концертов, организуемых в городах Крыма, в Москве и Ленинграде. В концерте, состоявшемся в Большом зале Ленинградской филармонии 5 декабря 1923 г. Наряду с симфонической картиной "Три пальмы", второй серией "Крымских эскизов" и "Колыбельной" была в первый раз исполнена первая сюита из оперы "Алмаст", вызвавшая благожелательные отклики критики.Переезд в Армению (Ереван) оказал значительное влияние на дальнейшее направление творческой деятельности Спендиарова.

Он преподает в консерватории, участвует в организации первого в Армении симфонического оркестра, продолжает выступать в качестве дирижера. С прежним энтузиазмом композитор записывает и изучает армянскую народную музыку, выступает в печати.Спендиаров воспитал немало учеников, ставших впоследствии известными советскими композиторами. Это Н. Чемберджи, Л. Ходжа-Эйнатов, С. Баласанян и др. Он одним из первых оценил и поддержал талант А. Хачатуряна. Плодотворная педагогическая и музыкально-общественная деятельность Спендиарова не помешала дальнейшему расцвету его композиторского творчества. Именно в последние годы он создал ряд своих лучших произведений, среди которых замечательный образец национального симфонизма "Эриванские этюды" (1925) и опера "Алмаст" (1928).

Спендиаров был полон творческих планов. Зрел замысел симфонии "Севан", симфонии-кантаты "Армения", в которой композитор хотел отразить историческую судьбу родного народа. Но планам этим не суждено было сбыться. В апреле 1928 г. Спендиаров сильно простудился, заболел воспалением легких, и 7 мая его не стало. Прах композитора захоронен в саду перед Ереванским оперным театром его имени.Творчеству Спендиарова присуща тяга к воплощению национально характерных жанровых картин природы, народного быта. Его музыка пленяет настроением мягкого светлого лиризма. Вместе с тем мотивы социального протеста, непреклонной веры в грядущее освобождение и счастье своего многострадального народа пронизывают целый ряд замечательных творений композитора.

Своим творчеством Спендиаров поднял армянскую музыку на более высокую ступень профессионализма, углубил армяно-русские музыкальные связи, обогатил национальную музыкальную культуру художественным опытом русской классики..

Значения в других словарях
Соноризм

(от лат. Sonwus - звонкий, звучный, шумный) - вид современной техники композиции, использующий главным образом красочные звучания, воспринимаемые как высотно недифференцированные.. ..

Сопрано

Знаете ли вы сказку о Снегурочке. Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский-Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки - хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому, словно колокольчик, голосу - колоратурному сопрано. Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому, что легко исполняет разные вокальные украшения - колоратуры. Тонкий орнамент мелодии чудесно передае..

Станкович Евгений Федорович

( р. 19 IX 1942, г. Свалява Закарпатской обл.) В плеяде украинских композиторов 70-х гг. Е. Станкович - один из лидеров. Его своеобразие заключается прежде всего в масштабноети - замыслов, идей, охвате проблем бытия, их музыкальном воплощении, наконец в гражданской позиции, в последовательном отстаивании идеалов, в борьбе (не фигуральной - подлинной!) с чиновниками от музыки.Станкевича относят к "новой фольклорной волне". Вероятно, это не совсем верно, ибо к фольклору он относится не как к средс..

Станчинский Алексей Владимирович

( 21 III 1888, пос. Оболсуново Владимирской губ. - X 1914, близ дер. Логачево Смоленской губ.) А. Станчинский - талантливый русский композитор и пианист. Он прожил 26 лет, но оставил яркий след в истории русской музыки. Станчинский родился в интеллигентной семье, его отец был инженером-химиком, мать - преподавательницей музыки.Музыкальная одаренность Станчинского проявилась необычайно рано. В пятилетнем возрасте он создает свои первые импровизации. Регулярные занятия музыкой начались в 9 лет - с..

Дополнительный поиск Спендиаров Александр Афанасьевич Спендиаров Александр Афанасьевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спендиаров Александр Афанасьевич" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спендиаров Александр Афанасьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 32 символа