Станкович Евгений Федорович

149

( р. 19 IX 1942, г. Свалява Закарпатской обл.) В плеяде украинских композиторов 70-х гг. Е. Станкович - один из лидеров. Его своеобразие заключается прежде всего в масштабноети - замыслов, идей, охвате проблем бытия, их музыкальном воплощении, наконец в гражданской позиции, в последовательном отстаивании идеалов, в борьбе (не фигуральной - подлинной!) с чиновниками от музыки.Станкевича относят к "новой фольклорной волне". Вероятно, это не совсем верно, ибо к фольклору он относится не как к средству воплощения того или иного образа. Для него это форма существования, жизненный атрибут. Отсюда щедрое использование народных тем и образов, преломленное сквозь призму современного видения мира во всей его сложности, многогранности, противоречивости.Станкович родился в маленьком закарпатском городке Сваляве.

Музыкальная школа, музыкальное училище, служба в рядах Советской Армии. После демобилизации он становится студентом Киевской консерватории (1965). За 3 года занятий в классе Б. Лятошинского Станкович сумел проникнуться его высоконравственным принципом. Быть честным и в искусстве, и в поступках. После смерти учителя Станкович перешел в класс М. Скорика, давшего прекрасную школу профессионализма.Станковичу в музыке подвластно все. Он владеет всеми современными видами композиторской техники. Додекафония, алеаторика, сонорные эффекты, коллаж органично используются композитором, но нигде не переходят в самодовлеющую цель.Начиная со студенческих лет Станкович пишет много и в самых различных областях, но наиболее значительные произведения созданы в симфоническом и музыкально-театральных жанрах.

Симфониетта, 5 симфоний, балеты "Ольга" и "Прометей", фольк-опера "Когда цветет папоротник" - эти и другие сочинения отмечены самобытными, своеобразными чертами.Первая симфония ("Sinfonia larga") для 15 струнных инструментов (1973) - редкий случай одночастного цикла в медленном темпе. Это глубокие философско-лирические размышления, где ярко проявился дар Станковича-полифониста. Совсем иные, конфликтные образы пронизывают Вторую ("Героическую") симфонию (1975), осененную, по выражению композитора, "огненным знаком" Великой Отечественной войны.В 1976 г. Появляется Третья симфония ("Я утверждаюсь") - эпико-философское широкомасштабное шестичастное симфоническое полотно, в которое введен хор. Огромное богатство образов, композиционных решений, насыщенная музыкальная драматургия отличают это кульминационное для эволюции творчества Станковича сочинение.

Контрастом Третьей является созданная годом позже Четвертая симфония ("Sinfonia liriса") - трепетное лирическое высказывание художника. Наконец, последняя, Пятая ("Симфония пасторалей")- это поэтичнейшая лирическая исповедь, размышления о природе и месте человека в ней (1980). Отсюда короткие мотивы-попевки и редкие для Станковича прямые фольклорные знаки.Наряду с крупными замыслами Станкевич часто обращается к камерным высказываниям. Миниатюры, рассчитанные на небольшой состав исполнителей, дают возможность композитору передать мгновенные смены настроений, проработать мельчайшие детали структур, с разных сторон осветить образы и благодаря подлинному мастерству создать совершенные сочинения, может быть, о самом сокровенном.

(Об уровне совершенства свидетельствует и тот факт, что в 1985 г. Музыкальная комиссия ЮНЕСКО назвала Третью камерную симфонию Станковича (1982) среди 10 лучших сочинений во всем мире.)Станковича влечет и музыкальный театр, прежде всего возможностью прикоснуться к истории. Необычна по своему замыслу фольк-опера "Когда цветет папоротник" (1979). Это ряд жанрово-бытовых и обрядовых сцен, предназначенных для концертного исполнения известным во всем мире Государственным украинским народным хором им. Г. Веревки. В органичном сочетании подлинных фольклорных образцов и авторской музыки. Рождается своеобразная музыкальная драматургия - без сквозного сюжета, близкая сюитности.Иные системы организации материала найдены в балетах "Ольга" (1982) и "Прометей" (1985).

Крупные исторические события, разноплановые образы и сюжетные линии питают почву для претворения грандиозных музыкальных действ. В музыке балета "Ольга" различные сюжетные линии порождают и разнообразие идей. Здесь и героико-драматические сцены, и нежно-любовные, и народно-обрядовые. Это, пожалуй, наиболее демократичное сочинение Станковича, ибо, как нигде, здесь широко использовано мелодическое начало.Иное в "Прометее". В отличие от сквозного сюжета "Ольги" здесь 2 плана. Реальный и символический. Композитор взялся за решение труднейшей задачи. Воплотить музыкальными средствами тему Великой Октябрьской социалистической революции.Избежать банальности, прямолинейности, штампов ему помогла не только романтическая трактовка образов-символов (Прометея, его дочери Искры), но в первую очередь неординарная разработка тем, современный язык без скидок на законы жанра.

Музыкальное решение оказалось значительно глубже внешнего ряда. Особенно близок композитору образ Прометея, принесшего человечеству добро и обреченного вечно страдать за этот поступок. Сюжет балета благодатен еще и тем, что дал возможность столкнуть 2 полярных мира. Благодаря этому возникло сочинение остроконфликтное, с мощными взлетами драматического и лирического, сарказма и подлинной трагедийности."Заострить "человеческое в человеке", сделать так, чтобы его эмоциональный мир, разум легко откликались на "позывные" других людей. Тогда механизм соучастия, сопереживания не только позволит воспринять суть произведения, но точно нацелит слушателя на проблемы сегодняшнего дня". Это высказывание Станковича точно обозначает его гражданскую позицию и раскрывает смысл его активной общественной деятельности (секретарь Союза композиторов СССР и первый секретарь Союза композиторов УССР, депутат Верховного Совета УССР, народный депутат СССР), цель которой - творить добро..

Значения в других словарях
Сопрано

Знаете ли вы сказку о Снегурочке. Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский-Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки - хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому, словно колокольчик, голосу - колоратурному сопрано. Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому, что легко исполняет разные вокальные украшения - колоратуры. Тонкий орнамент мелодии чудесно передае..

Спендиаров Александр Афанасьевич

( 1 XI 1871, Каховка - 7 V 1928, Ереван) А. А. Спендиаров был мне всегда близок и дорог как высоко талантливый самобытный композитор и как музыкант с безупречной, широко разносторонней техникой....В музыке А. А. Чувствуется свежесть вдохновения, благоухание колорита, искренность и изящество мысли и совершенство отделки.А. ГлазуновА. Спендиаров вошел в историю как классик армянской музыки, заложивший основы национального симфонизма и создавший одну из лучших национальных опер. Он сыграл также выд..

Станчинский Алексей Владимирович

( 21 III 1888, пос. Оболсуново Владимирской губ. - X 1914, близ дер. Логачево Смоленской губ.) А. Станчинский - талантливый русский композитор и пианист. Он прожил 26 лет, но оставил яркий след в истории русской музыки. Станчинский родился в интеллигентной семье, его отец был инженером-химиком, мать - преподавательницей музыки.Музыкальная одаренность Станчинского проявилась необычайно рано. В пятилетнем возрасте он создает свои первые импровизации. Регулярные занятия музыкой начались в 9 лет - с..

Стравинский Игорь Федорович

( 17 VI 1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов - 6 VI 1971, Нью-Йорк, похоронен в Венеции) ...Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден. Я выжил. Несмотря на торгашества издателей, музыкальные фестивали, рекламу...И. Стравинский...Стравинский - истинно русский композитор. Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлин..

Дополнительный поиск Станкович Евгений Федорович Станкович Евгений Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Станкович Евгений Федорович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Станкович Евгений Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 27 символа