Пифагореизм

145

ПИФАГОРЕИЗМ - древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв. До н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует вселенную. Пероначально П. Существовал в рамках религиозно-философского сообщества, основанного Пифагором. Первое письменное изложение П. Дал Филолай, от произведения которого дошли немногочисленные фрагменты. С конца 5 в. До н.э. П. Сближается с линией сократовско-плато-новской философии. Последний крупный представитель П. - Архит Тарентский (начало 4 в. До н.э.). В 1 в. До н.э. Традицию П. Продолжает неопифагореизм, существовавший вплоть до 3 в., основные представители которого- Фигул, Аполлоний Гианский и Нумений.

Если ионийская школа рассматривала сущность вещей как ту или иную стихию, как нечто чувственное и материально определенное, то П. Впервые под сущностью стал понимать умопостигаемую природу. Такой нечувственной сущностью, субстанцией всех вещей и было названо число. По замечанию Гегеля, за определением "числа" в П., как и за определением "идеи" у Платона, скрывается определение "спекулятивного понятия" как основного инструмента философского познания. Первой характеристикой сущности, первым "числом", или первым "спекулятивным понятием" П. Выделяет неарифметическую единицу - чистое равенство и единство вообще. Единица, по П., есть такая всеобщая сущность, которая является деятельным началом и формой всех вещей.

Посредством причастности к единице через "подражание" всякая вещь делается равной самой себе, т.е. "одной". Второй характеристикой сущности выступает двоица, представляющая собой чистое неравенство, неопределенность и противоположность как таковую. Двоица, будучи пассивной категорией, получается из прибавления единицы к самой себе, когда единица полагается в качестве неравной себе, или отличной от себя. Единица и двоица в П. - основные характеристики сущности, поэтому они суть всеобщие способы существования вещей. Единица и двоица лежат в основе десяти главных противоположностей, которые образуют своеобразную таблицу категорий. Предел и беспредельное (бесконечное), нечетное и четное, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадрат и параллелограмм.

К этой таблице, по мысли пифагорейцев, можно свести любое определение вещи. Третья характеристика сущности - это троица, в ней единица достигает своей реальности и своего завершения. Получается троица из целостности единого и множественного, когда единица образует единство с неопределенным множеством двоицы. Вселенная и все вещи определены через троицу, так как любая вещь причастна равному и неравному, единому и многому. Четверица, четвертая характеристика сущности возникает из удвоения чистого различия двоицы. В ней троица находит свое телесное воплощение. Теорию познания П. Связывает с учением о "числе". Так, предметом "мысли" является единица, предметом "науки" - двоица, предметом "мнения" - троица ("число плоскости"), предметом "чувственного ощущения" - четверица ("число телесного").

В представлении пифагорейцев "число" как реальная сущность всего сущего насчитывает три измерения. Арифме-тическо-геометрическое, акустическое (музыкальное) и астрономическое. Музыкальное измерение числа представители П. Провозгласили через свое открытие математических характеристик музыкальных соотношений. Астрономическое измерение связано с космологией пифагорейцев. По учению П., Вселенная шарообразна и состоит из десяти небесных сфер - это "неподвижные звезды", а также Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна, Земля, а также невидимая "Противоземля". В центре Вселенной расположен невидимый с Земли "огонь", называемый пифагорейцами "стражем Зевса". Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю.

Однако этим центральным "огнем" не считалось Солнце. Каждая сфера, поскольку она определена "числом", издает свойственный только ей звук, в результате космос в целом представляет собой гармонический мировой хор. (см. ГАРМОНИЯ СФЕР). Круговорот вещества во вселенной характеризуется "числом". В этот круговорот включена и человеческая душа. За сущностью (т.е. Душой) человека пифагорейцы усматривали самодвижущееся "число". Отсюда их учение об индивидуальном бессмертии и переселении душ (метемпсихозе). В дальнейшем, идеи П. Получили распространение в средние века и в Новое время. Особо следует выделить влияние П. На учение Каббалы..

Значения в других словарях
Пифагореизм

религиозно-философское учение в Древней Греции 6—4 вв. До н. Э., исходившее из представления о числе как основном принципе всего существующего. Вначале передавалось устно как тайна, в пределах организованного Пифагором сообщества, которое было одновременно философско-научной школой, религиозно-магическим союзом «посвященных» (исторически находящимися между первобытными «мужскими союзами» и духовными «орденами» средневековья) и, наконец, политической организацией. Первое письменное изложение П. ..

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИЗМ - религиозно-философское учение в Др. Греции 6-4 вв. До н. Э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса, структура которого мыслилась в пифагореизме как физико-геометрическо-акустическое единство (см. Также Гармония сфер). Пифагореизм внес значительный вклад в развитие математики, астрономии (утверждение о шарообразности Земли) и акустики. Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселен..

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИЗМ, религиозно-философское учение в Древней Греции 6 - 4 вв. До нашей эры, основано Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса. Пифагорейцы учили о переселении душ (смотри Метемпсихоза) и разработали сложную систему культовых запретов ("пифагорейский образ жизни").. ..

Пифагореизм

-а, м.. ..

Пифагореизм

Религиозно-философское учение в Др. Греции 6-4 вв. До н. Э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса, структура которого мыслилась в пифагореизме как физико-геометрическо-акустическое единство (см. Также Гармония сфер). Пифагореизм внес значительный вклад в развитие математики, астрономии (утверждение о шарообразности Земли) и акустики. Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселении душ (см. Ме..

Пифагореизм

М.Религиозно-философское учение древнегреческого философа Пифагора, исходившее из того, что количественные отношения являются сущностью вещей.. ..

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИ́ЗМ -а. М. В Древней Греции 6 - 4 вв. До н.э. Религиозно-философское учение, возникшее на идеях Пифагора (число, количество выражают суть вещей).. ..

Пифагореизм

Пифагореизма, мн. Нет, м. (истор. Филос.). Учение др.-греч. Философа Пифагора (6 в. До хр. Э.), признававшего бессмертие и переселение душ и рассматривавшего мир (космос), как закономерное стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.. ..

Пифагореизм

— религиозное и философское учение и социально-политическое движение в Древней Греции VI—IV вв. До н. Э., названо по имени Пифагора (первая половина VI в. До н. Э.). Исходило из признания числа первоначалом сущего, а математические закономерности — основа структуры мира. Приводило к магии цифр, первым десяти — «декада» и ее элементы — приписывались божественные свойства. Учит о переселении душ. В IV в. До н. Э. П. Практически сливается с платонизмом, но возрождается в I в. До н. Э.—III в. Н. Э. ..

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИЗМ. ..

Писарев

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-1868) - русский публицист и литературный критик, популяризатор естественнонаучных теорий (в т.ч. Дарвинизма), по политическим убеждениям принадлежал к революционно-демократическому направлению (хотя и отстаивал в нем особую позицию). Сын помещика Орловской губернии, дворянин. Писал в журналах демократической направленности "Русское слово", "Дело", "Отечественные записки". За радикализм П. Был заключен в Петропавловскую крепость на 4 года, выпушен по амнистии. Утону..

Пифагор

ПИФАГОР Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих П. В качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и "великого посвященного" во все мистерии (тайные доктрины) греков и варваров. По преданию, П. Посетил в своих путешествиях Египет и Финикию. На 40-м году жизни он поселилился в южноиталийской колонии г. Кротоне. Там П. Основал сообщество своих пос..

Платон

ПЛАТОН (Plato) (428/427-348/347 до н.э.) -древнегреческий философ, классик философской традиции. Мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Осн. Соч. Текст речи "Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем. Наследие П. Классифицируется на работы. А) - раннего периода, (90-е 4 в. До н.э.), в рамках..

Плеснер

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (1892-1985) - немецкий философ, один из родоначальников философской антропологии. Профессор в Кельне (с 1926). Первый профессор социологии в Нидерландах (Гронинген). С 1946 - профессор философии и социологии в университете г. Геттингена. Основные сочинения. "Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию" (1928), "Единство чувств" (1923), "Смех и плач" (1941) и др. П. Видел задачу философской антропологии как специальной научно-философской дисципл..

Пифагореизм

— 1) направление духовной жизни, существовавшее на протяжении всей истории Древней Греции, начиная с 6 в. До н.э., и прошедшее в своем развитии ряд этапов. 2) философская школа, получившая свое название по имени ее лидера Пифагора (см. Пифагор). Особенностью П. Как особой философской школы было. А) возникновение ее как специфического духовного братства или религиозного ордена, подчиненного жестким правилам общежития и поведения. Б) учение П. Выступало как тайна, знать которую было позволено лишь..

Пифагореизм

Религиозно-философское учение в Греции VI-IV вв. До н.э. Основано Пифагором. Исходит из положения о числе как основе всего сущего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса, структура которого мыслилась как физико-геометро-акустическое единство. Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселении душ и разработали сложную систему культовых запретов, названную "пифагорейским образом жизни".. ..

Дополнительный поиск Пифагореизм Пифагореизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пифагореизм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пифагореизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа