Сковорода

159

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет - преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 70-х - странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что "замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси". Сформулировал открытый им закон "элиминации трудности" - свеобычное "лезвие С." - "нужность не трудна, трудность не нужна". Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. И распространявшиеся в рукописных списках. "Басня Эзопова" (1760), "Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни" (1772), "Дружеский разговор о душевном мире" (1775), "Потоп змиин" (1791) и др.

Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал). Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия "Природа" и "Бог" (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная "форма", за-коноорганизующая "материю", а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С, "истинный человек и Бог есть то же". Создатель концепции всеобъемлющих "трех миров". "макрокосм" (природа), "микрокосм" (человек) и "мир символов", связывающий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец).

Каждый из них состоит из двух ипостасей - "внутренней" (духовной, невидимой, божественной) и "внешней" (тварной, сотворенной, материальной). Согласно С, человеческое познание бесконечно, ибо осуществляется в пафосе самопознания ("познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека - все сие одно значит"), в обнаружении "единого, сердечного" человека, но должно основываться на постоянном самоанализе и созвучии "миру символов". Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии "добродетели и любви". По С, счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную "сродность", т.е.

Предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Социальная гармония, согласно С, достижима лишь для общества таких счастливых людей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею "неравного всем равенства". "Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный". На могиле С. Помещена его собственная эпитафия. "Мир ловил меня, но не поймал"..

Значения в других словарях
Сковорода

Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. Данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.). По возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме...

Сковорода

Григорий Саввич (22.11.1722-29.10.1794), малороссийский философ, поэт, музыкант, педагог. Автор стихотворений, басен, песен, кантов, псалмов. Учился в Киево-Могилянской академии. Пел в придворном хоре в Петербурге. Преподавал в Харьковском колледже. Вел жизнь странствующего философа.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Сковорода

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 - 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. Вел жизнь> странствующего нищего-философа. Сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл> человеческого существования - подвиг самопознания. Автор> стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.. ..

Сковорода

Григорий Саввич (1722—94) — украинский философ, сын простого казака. Учился в Киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. В придворную певческую капеллу. В 1744 г. Получил увольнение от должности певчего с званием придворного уставщика и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. Решил побывать за границей, куда и отправился в качестве цер..

Сковорода

-ы́, вин. Сковороду́ и ско́вороду, мн. Ско́вороды, сковоро́д, -а́м, ж.. ..

Сковорода

..

Сковорода

Или сковородка ж. Сковрада церк. (см. Сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения. Железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень. Глиняная, латка, ладка. Соловарная, черен. Без закрайков, гладкая, на печенье. Лист. Сковородушка яичницы. Прогорелая сковородишка. Пудовая сквородища. Сковородочка серебряная. В лесу и сковорода звонка. Либо со сковороды отведать, либо (не то) сковородника. | заводск. Чугунный сосуд, для выпуска из плавильной печи лишка роштейна. | Типограф. Смывальный..

Сковорода

Ж.1) Круглая с загнутыми краями металлическая посуда для жарения.2) Количество пищи, находящееся в такой посуде.. ..

Сковорода

СКОВОРОДА́ -ы́, вин. Ско́вороду. Мн. Ско́вороды, сковоро́д, -а́м. Ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Чугунная, алюминиевая с. С. Для цыплят табака. Жарить, тушить на сковороде. Смазать сковороду жиром. // чего. Количество жареного, тушёного. Съесть сковороду картошки. Приготовить сковороду котлет.. ..

Сковорода

-ы, вин. Сковороду и (устар.) сковороду, мн. Сковороды, сковород, сковородам, ж. И (разг.). ..

Сковорода

Сковороды, мн. Сковороды, сковород, сковородам, ж. 1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями. 2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.). 3. Ящик, в к-ром смывают набор (тип.). 4. Только мн. Род цимбал, медные тарелки в духовом оркестре (муз. Арго).. ..

Сковорода

У этого слова нет общепринятой этимологии. Возможно, оно восходит к звукоподражательной основе сквар (напоминает звук масла на раскаленной сковороде) и родственно слову шкварки.. ..

Сковорода

Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. Производным от звукоподражат. Основы сквар- (ср. Ст.-сл. Скваръ «жар, огонь», польск. Skwarzyć «жарить» и т. Д.).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Сковорода

Сковорода́ укр. Сковорода́, др.-русск. Сковорода, ст.-слав. Сковрада ἐσχάρα, τήγανον (Супр.), др.-чеш. Skravada, skrovada (*skovrada), польск. Skowroda, в.-луж. Škorodej, н.-луж. Škórodej, škórodwej, род. П. Škórodwe. Праслав. *skovorda, *skovordy, -ъvе. Дальнейшее родство неясно (Мi. ЕW 305. Торбьёрнссон 2, 80 и сл.). Сравнивают с д.-в.-н. Scart-îsan "котелок, сковорода", ср.-в.-н. Scharte ж., schart м., ср. Р. (Клюге-Гётце 509. Торп 456. Брандт, РФВ 24, 176). Согласный -в- объясняют из с..

Сковорода

СКОВОРОДИН СКОВОРОДА СКОВОРОДНИК СКОВОРОДНИКОВВ старину были известн имена образованные от названий посуды, кухонной утвари. Сковорода, Сковородник - имена из этой группы. (Э) Но имеют различное значение сковорда - кроме того что, кухонная приндлежность, еще и амбала, плоский камень, часть русской печи. Сковородник - длинный шест с приспосбление для удержания сковороды, им работают около печи. ПОлучается, что люди с похожими фамилиями, могли быть потомками совершенно противоположных по внешнему ..

Сковорода

Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет - преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х - странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что 'замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси'. Сформулир..

Скарга

СКАРГА (Павенский) Петр (1536-1612) - религиозный и политический деятель Речи Посполитой, один из главных инициаторов и защитников церковной Брестской унии 1569 года. Учился в Кракове, Вене и Риме. В 1568 вступил в орден иезуитов. С 1573 - основной оппонент протестантизма в Беларуси и Литве. Преподавал в основанных им иезуитских коллегиумах в Полоцке и Вильне. Написал несколько сочинений апологетического характера об унии, привлекая религиозные, моральные и политические аргументы в ее пользу. Ос..

Скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ - 1) - античный - древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. До н.э. Пиррон впервые придал систематически законченную форму издавна распространенным в Древней Греции сомнениям в познавательной ценности чувственности (Гераклит. "глаза и уши - фальшивые свидетели". Демокрит. "результаты ощущений темны", "это просто мнение, а не истинно существующее". Софисты с их субъективизмом и т.п.). К скепсису подобного рода Пиррон добавил моральный и логический С, з..

Скорина

СКОРИНА Франциск (Франтишак) (1490/?/ - 1551/?/) - белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист эпохи Возрождения. Родился в Полоцке, учился здесь же, затем в Краковском и Падуанском ун-тах. Бакалавр философии, доктор медицины, имел также степень доктора вольных наук. В Праге создал первую белорусскую типографию. Перевел, прокомментировал, а в 1517-1519 издал 23 книги Библии. Около 1521 создал новую типографию в Вильне, где издал "Малую подорожную книжицу" (ок. 1522), а в 1525 опубликовал "Апос..

Скорульский

СКОРУЛЬСКИЙ Антоний (1715-1780) - представитель эклектической философии в Беларуси и Литве. Учился в Виль-не. Преподавал в Слуцке и Несвиже. Был ректором Ново-грудского, Барского, Виленского коллегиумов, в 1772-1774 - ректор, с 1774 - декан теологического факультета Вилен-ской иезуитской академии. В своем единственном произведении "Комментарии по философии, т.е. Логике, метафизике и физике" (1755), продолжая традиции виленской схоластики, в то же время постепенно от них отходит. Излагает системы..

Сковорода

Евр. Слово махават (Лев 2:5. 6:21. 7:9. 1Пар 23:29 - в Синод. Пер. - "печеное") обозначает лист железа, предназнач. Для выпечки или зажаривания продуктов питания (см. Хлеб). Кр. Того, для обозначения С. Употреблялось и евр. Слово каллахат (1Цар 2:14).. ..

Сковорода

Григорий Саввич (1722-94), укр. Философ и поэт. Род. В с.Чернухи Полтавской губ. В семье малоземельного казака. Учился в Киево-Могилянской Академии (1738-42, затем 1744-50). Был одним из образованнейших людей своего времени, хорошо знал древние и новые языки, писал поэмы, басни, филос. Диалоги. Много странствовал по Европе. После неск. Лет преподавательской работы С. В 70-х гг. Окончательно избрал путь независимости и стал странствующим мудрецом. Почти все его произведения были опубликованы посм..

Сковорода

(Лев.2:5 , Лев.7:9 , 1Цар.2:14 , 2Цар.13:9 и ·др.) - металлический или глиняный сосуд, глубокий, а иногда плоский, с загнутыми краями, употребляемый для приготовления разных печений и жарения мяса. До нас не дошли образцы сковород, какие были в употреблении у Иудеев и мы можем только предполагать, что они имели сходство с подобными же сосудами, употребляемыми в древней и новой Азии и в Египте. Об сковородах для жарения неоднократно упоминается в ·Ветх. Завете, как то видно из указанных выше цита..

Дополнительный поиск Сковорода Сковорода

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сковорода" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сковорода, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа