Троица

173

ТРОИЦА - центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях). Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных. Единосущность и ипостасность Бога обусловливают в христианстве единство и равнозначность Ветхого и Нового Заветов, а также Священного Предания как трех источников откровения. Причем, если в Ветхом Завете, согласно ортодоксальной традиции, содержание тринитарного догмата дано "прикровенно", то в Новом Завете оно уже эксплицировано "откровенно" и "открыто". Концептуальная экспликация идеи Т., а также введение понятий Т. И ее Божественных ипостасей (ликов) были осуществлены в рамках патристики (см.

ТЕРТУЛЛИАН), однако соответствующие идеи были сформулированы уже в неоплатонизме (понимание Плотином "Творца" как породившего "такого сына, как ум, прекрасного отрока", закладывающее идею Логоса как объединяющей фигуры в структуре Т.). Важным этапом эволюции идеи Т. Была данная Августином ее психологически артикулированная интерпретация (Т. Как имманентно внутренний Божественный диалог любви и самопознания), задавшая мощный импульс развития эмоционально-психологической составляющей христианства. Идея множественности бытия бога генетически восходит к архаическим мифологиям (см. Аватара в индуизме как воплощение бога в ином боге, человеке или животном, существующее параллельно с исходным богом или другими его воплощениями-аватарами), структура троичности также является фундаментальной для мифологии (троичная дифференциация египетской огдоады, три лика Гекаты, индуистский Тримурти как единство Брахмы, Шивы и Вишну и др.).

Однако, в христианском вероучении, конституированном как яркий теизм с характерным для него напряженно-личностным восприятием персонифицированного Бога и установкой на имманентный диалогизм, идея триады наполняется принципиально новым - коммуникативным смыслом. Троичность Бога как способ бытия реализуется в качестве взаимного личного отношения внутри Т. - общения Отца, Сына и Святого Духа (отсюда нередкие параллели трех ликов Т. С тремя грамматическими лицами. Разрешение Я и Ты в Он). Это коммуникационное единство артикулируется в христианстве как диалог и как взаимная любовь, что находит свое выражение в двух типах иконографии Т. Так называемой "ветхозаветной" ("беседа" в русской иконописи, классическим образцом которой является "Троица" А.

Рублева) и так называемой "новозаветной" ("отечество", т.е. Изображения Бога-Отца с отроком Христом на его лоне в русской иконописи 16-17 вв., и западноевропейское "милосердие", т.е. Изображение Саваофа с распятым Христом, по жанру близкое к "пьетте"). Три лика Т. Аксиологически равнозначны ("равночестны"), однако функционально дифференцируются. Так, в сотворении мира Бог-Отец задает онтологическую феноменальность мира (наделяет бытием), Бог-Сын - "устрояет" (наделяет смыслом - отсюда трактовка Христа как Логоса), Бог-Дух Святой задает мировое жизненное единство (наделяет целостностью), - таким образом, мир от Отца, через Сына и в Духе. Интерпретация христианством Бога как "единого в трех лицах" задает теоретическую возможность вариативного моделирования соотношения ликов Божества внутри Т.

В частности, для христианства чрезвычайно остро встала проблема трактовки второго звена Т. - Иисуса Христа как Бога-Сына. Прежде всего, это касается вопроса о его природе. В отличие от аватары или ботхисатвы, Иисус Христос трактуется как реальный богочеловек, не могущий быть воплощенным в ином естестве, т.е. Единичный "не через смешение сущностей" (полубог - получеловек), но "через единство лица". "Видевший меня видел Отца. Я в Отце и Отец во мне" (Ин, 14, 9-10). Раннее христианство характеризуется острыми христологическими спорами (2-7 вв.) в рамках которых природа Христа вариативно интерпретировалась и как сотворенная (ариане), и как маска Абсолюта, в принципе могущая быть снятой (докеты) и потому не должная рассматриваться как тождественная Божественному Логосу (несториане), и как сугубое естество (монофизиты), и как сугубая воля (монофелиты) и мн.

Др. Канонически в Никео-Цареградском Символе Веры зафиксирован тезис о "бо-гочеловеческой природе" Христа, который, однако, оставляет открытым вопрос, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца или также и от Бога-Сына (проблема филиокве). Расхождения по данному вопросу легли в основу разделения единой христианской церкви на западную и восточную ветви христианства (1054). Если православие полагает, что Святой Дух исходит исключительно от Бога-Отца, то в католицизме формула филиокве (лат. Filioque - "и от сына") принята как догмат. Экуменистическое движение христианских конфессий за интеграцию христианской церкви как единой реализуется на социально-институционном уровне и не снимает проблемы филиокве как содержательной.

Кроме того, необходимость вписывания тринитарного догмата в контекст вероучения, конституировавшегося как последовательный теизм и строгий монотеизм, вызвала в рамках исторической эволюции христианства развитие унитаристских тенденций. Начиная с 2 в., в раннем христианстве развивается течение антитринитаризма (греч. Anti - против и лат. Trinitas - Т., основанного на вере в единого Бога, всепроницающего и представляющего собой высший разум, и отрицающего триединство Бога, божественное происхождение Христа и его искупительную жертву, а - соответственно - и учение о первородном грехе. Аналогично, в возникшем в 4 в. Арианстве (от имени Александрийского пресвитера Ариана) рассматривается второе лицо Т. - Христос - как сотворенный Богом-Отцом, т.е.

Тварный, а значит, "и в чем не подобный Богу-Отцу". - Возникший как раннехристианская ересь, антитринитаризм вновь и вновь актуализируется в ходе исторической эволюции христианства. Значительными вспышками антитринитаризма сопровождалась христианизация так называемых варварских народов (готов, вандалов и лангобардов) в 6-7 вв. В эпоху Реформации антитринитаризм распространился в Италии и параллельно (в сер. 16 в.) в России (дело М.С. Башкина), и преследуемые тринитарии, эмигрируя - соответственно - в Германию и Литву, встречаются в Польше, где оформляются многочисленные и имеющие тенденцию к сближению различные направления антитринитаризма, среди которых могут быть названы. Польские братья (польское арианство), отколовшиеся от кальвинизма.

Социанство. Буднеизм (от имени С. Будного, чьи анти-тринитарные взгляды были аргументированы в "Кратком доказательстве того, что Христос не есть тот же самый бог, что и отец" ("Brevis demonstratio guod Christus non sit ipse Deus, gui est Pater", 1574), послужившем средством организационного оформления антитринитариев. "новое учение" сторонников бежавшего из России проходившего по делу М.С. Башкина Феодосия Косого с его идеей Бога как "духовного разума" и унитаристским тезисом "Бог есть то, что есть общего о Боге во всех верах". В 17 в. Центр антитринитари-стских настроений сдвигается в Венгрию и Трансильванию, оформляясь в 18 в. В движение аврамитов. За антитринитаризм как ересь подвергался преследованиям Дж.

Пристли, эмигрировавший в 1791 в США и основавший там антитри-нитаристскую школу (У. Чаннинг, Т. Паркер, Р. Эмерсон). На базе антитринитаризма оформляются либеральное и модернистское течения в протестантизме. В настоящее время насчитывается более 100 000 антитринитариев в США и почти 25 000 в Европе, и это весьма серьезная цифра, учитывая, что догмат о Т. Является основным в христианском вероучении. Антитринитаризм равно преследовался как ортодоксальным католичеством, так и протестантизмом. В 1553 за антитрини-тарные взгляды М. Сервет был сожжен по приказу Кальвина, в Англии закон 1689 "О веротерпимости" не распространялся на антитринитариев, а закон об их смертной казни был отменен лишь в 1813. Антитринитаризму как объективной тенденции в развитии христианства содержательно соответствует унитаризм (лат.

Unitas - "единство") как конфессионально оформленное направление протестантизма, основанное на недогматическом прочтении библейских текстов и отказе от ортодоксальной доктрины триединства Бога. С теологической точки зрения унитаризм эволюционно сдвигается к деизму (Дж. Пристли), пантеизму ("христологический пантеизм" М. Сервета и идея постижения Бога через окружающий мир и внутреннее чувство у Т. Паркера) и спиритуалистическому панпсихизму (Р. Эмерсон), что в целом может быть обозначено как тенденция унитаризма к выходу за рамки такой формы вероучения, как теизм. Христианская концепция Т. Оказала содержательное влияние на эволюцию европейской философской традиции. От схоластики до экзистенциализма (по самооценке, восходящего к августиниан-ской "психологической" интерпретации Т.) и экзистенциального психоанализа (концепция "бытия-друг-с-другом" как "нераздельного и неслиянного" у Бинсвангера)..

Значения в других словарях
Троица

IТро́ица (греч. Triа́s, лат. Trinitas) специфического обозначение бога в христианской теологии. Согласно одному из основных догматов христианства, бог един по своей сущности, но существует как три личности («лица», «ипостаси»). Бог-отец, бог-сын (логос — «слово») и святой дух. Все лица Т. Равносущны (между ними нет элемента подчинения) и извечны. Термин «Т.», отсутствующий в Новом завете, появляется у богословов конца 2 в. (Феофил, Тертуллиан), учение о Т. Развито в 3 в. (Ориген). Глубоко ирраци..

Троица

ТРОИЦА (пятидесятница) - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Св. Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от пасхи.. ..

Троица

ТРОИЦА (Пятидесятница>), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи.. ..

Троица

Богословский термин, выражающий отличительное содержание христианского понятия о Боге. Учение о Т. Представляет первый догмат, установленный церковью в течение первых веков христианства. Так как все содержание христианского учения веры дано в откровении, то и данный догмат не мог явиться как результат стремлений найти какое-либо новое понятие о Боге. Он возник из потребности ближайшим образом определить существо Того, кто является центральным носителем откровения, т. Е. Уяснить вопрос об историч..

Троица

Догмат троичности, в христианстве, утверждает, что Бог существует в трех Лицах ("ипостасях") Отца, Сына и Святого Духа, объединенных общей сущностью. Обычно догмат троичности рассматривается как тайна, превосходящая человеческий разум, но совместимая с ним. Рационалисты либо вообще отрицают учение о Троице, либо пытаются радикально переосмыслить его. Пантеисты и теософы учат, что троичность отображает эволюцию Бога. Консервативные протестанты (в частности, лютеране, кальвинисты и англикане) испо..

Троица

Святая Троица. 1. Народн. Обозначение города Пскова. /em> По имени святого покровителя города. БМС 1998, 574. 2. Жарг. Шк. Шутл. Директор школы, завуч, учитель. ВМН 2003, 135.. ..

Троица

Сущ., кол-во синонимов. (9). ..

Троица

Один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях). Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. Н. Тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (38..1) вселенских соборах. Его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).. ..

Троица

Ж.Один из двунадесятых православных церковных праздников в честь триединого, существующего в трех ипостасях Бога, приходящийся на 50-й день после Пасхи. Троицын день, Пятидесятница.. ..

Троица

ТРО́ИЦА -ы. Ж.. ..

Троица

-ы, ж. 1. (Т прописное). В христианстве. Триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Т. 2. (Т прописное). Один из двенадцати основных церковных праздников, отмечаемый в 50-й день от Пасхи (пятидесятница) в память Пресвятой Троицы и в 51-й день от Пасхи — в память сошествия святого духа на апостолов (Духов день). Праздновать Троицу. 3. Трое людей, связанных между собой какими-н. Отношениями (разг., часто ирон.). Неразлучная т. 4- Бог троицу любит — поел. О том, что всё так или..

Троица

Троицы, ж. 1. Только ед. В христианском учении - триединое божество, в к-ром соединяются три лица, три ипостаси. Бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (религ.). Связанные единым культом три божества (религ.). Египетская божественная троица (Озирис-отец, Изида-мать и Гор-сын). 2. Только ед. То же, что троицын день (разг. Церк.). 3. Трое, связанные друг с другом какими-н. Отношениями (разг. Шутл.). Наша неразлучная троица.. ..

Троица

Название этого христианского праздника было образовано в старославянском языке по методу кальки с греческого trias.. ..

Троица

Тро́ица др.-русск., ст.-слав. Троица Τριάς (Супр.). Калька греч. Τριάς, далее см. Тро́е. Отсюда произведено местн. Н. Тро́ицк, в Оренб. Губ, основан на троицу в 1743 г. См. Унбегаун, RЕS 16, 67.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Троица

О. См. Ян-Майен. ..

Троица

— один из основных догматов христианской церкви, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах, ипостасях. Бог-отец, бог-сын (логос — «слово») и святой дух. Кроме того, один из двунадесятых православных церковных праздников, установлен в честь сошествия святого духа на апостолов, которое трактуется как начало широкого распространения христианства, отмечается верующими на 50-й день от Пасхи. В иконописи — изображение трех ангелов, символ Троицы, распространенный иконопи..

Троица

(греч. Trias, лат. Trinitas) - 1) в христианском богословии специфич. Обозначение бога. Согласно догмату о Т., бог обладает единой сущностью, но тремя лицами (ипостасями). Бог-отец, бог-сын (Логос, или "Слово") и св. Дух. Все лица Т. Равносущны (между ними нет элемента подчинения или зависимости) и все вечны. Догмат о Т. В филос. Аспекте является выражением соотношения между сущностью и явлением, между единством и множеством. Как религ. Учение догмат о Т. - попытка осмысления связи между "всебла..

Трельч

ТРЕЛЬЧ (Trocltch) Эрнст (1865-1923) - немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории. С 1894 - профессор в Гейдельберге, с 1915 - в Берлине. Основные работы. "Социальное учение христианских церквей и групп" (1912), "Историзм и его проблемы" (1922) и др. Противопоставляя историзм и натурализм, Т. Конституирует предмет истории с помощью понятия индивидуальной тотальности, которую можно определить только через имманентный ее сознанию смысл. Понятие индивидуального..

Тринитаризм

см. ТРОИЦА.. ..

Троцкий

ТРОЦКИЙ (Бронштейн) Лев (Лейба) Давидович (1879-1940) - профессиональный революционер, один из вождей Октябрьского (1917) переворота в России. Идеолог, теоретик, пропагандист и практик российского и международного коммунистического движения. Т. Многократно арестовывался, заключался в тюрьму, ссылался и высылался. После Октябрьского переворота - народный комиссар Республики по военным и морским делам, председатель Реввоенсовета Республики, член Политбюро ЦК партии большевиков. Один из вдохновител..

Трубецкой

• ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920) - русский религиозный философ, правовед, общественный деятель. Окончил Московский университет (1885). Преподавал в ряде университетов, профессор Московского университета (с 1906). Инициатор и участник книгоиздательства "Путь" (1910-1917). Основные сочинения. "Философия Ницше" (1904). "История философии права" (1907). "Социальная утопия Платона" (1908). "Миросозерцание Вл. С. Соловьева" (тт. 1-2, 1913). "Умозрение в красках" (1915). "Два мира в древнерус..

Троица

Центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях). Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных. Единосущность и ипостасность Бога обусловливают в христианстве единство и равнозначность Ветхого и Нового Заветов, а также Священного Предания как трех источников откровения. Причем, если в Ветхом Завете, согласно ортодоксальной традиции, содержание тринитарного догмата дано "прикровенн..

Троица

Богословский термин, выражающий сложнейшее содержание христианского понятия о Боге, как об Отце, Сыне и Святом Духе - о трех ипостасях Единого Существа (см. Символ веры).. ..

Троица

Один из основных догматов христианства. Сущность понятия троицы заключается в том, что бог един по своей сущности, но существует в трех ипостасях. Бог-отец, Бог-сын и Дух святой. Термин появился в конце II века н.э., учение о Троице развито в III веке н.э. И сразу вызвало острую продолжительную дискуссию в христианской церкви. Догмат о Троице закреплен на Первом и Втором Вселенских соборах. Споры о сущности Троицы привели к множеству толкований и послужили одним из поводов для разделения церквей..

Троица

Каждый знает христианскую догму «три в одном» и «один в трех». Поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и собственную силу мозга. Ему надо было лишь обратиться к одной из бесчисленных троиц языческих верований, или к египетским жрецам, в стране которых он провел всю свою жизнь. Он слегка изменил лишь одну из трех «личностей». Все триады неевреев были составлены из О..

Троица

(греч. Τριάς, «триада», лат. Trinitas), в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трёх ипостасей. Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа святого - «животворящего» начала. Само по себе учение о том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождественными, не специфично для христианства. Это устойчивы..

Троица

Отличается от триады тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех, символом единства в разнообразии. Средний, действующий как посредник, связывает двух других , в единый совершенный порядок (Прокл). У буддистов Триратна. Будда, Дхарма, Сангха. Будды, Сыновья Будд и Дхармакая. У кельтов есть многочисленные троицы. Три Бриджиты являются тремя в одном, как лунная Великая Мать и семья также является тремя в одном. У христиан это Отец, Сын и Дух Святой или Мария, Иосиф и Иису..

Дополнительный поиск Троица Троица

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Троица" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Троица, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа