Упанишады
УПАНИШАДЫ (санскр. Upa-ni-sad - сидеть около, т.е. У ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины. Отсюда - сокровенное знание, тайное учение) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, У. Происходят от корня sad - "уничтожение". Отсюда У. - "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману". У. Иногда называются ведантой ("конец Вед"), т.к. Составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта. Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 - собрание Муктика (от mukti -освобождение). Древнейшие из У.
Записаны, видимо, около 6 в. До н.э. (добуддийский период). Последние - в 14-15 вв. Из основных У. Наиболее ранний слой образуют. "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Кена", "Каушитаки". Несколько позже составлены "Катха", "Ища", "Шветашва-ра", "Мундука". Более поздние У. "Прашна", "Майтри", "Ман-дукья". Уходя корнями в древне-ведийскую мудрость, У. Касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о природе и сущности Непроявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов (Вишну, Яма и др.), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой "души" и "Эго" (Атмана). Одна из центральных мыслей У. - тождество Брахмана (высшей объективной Реальности, Абсолюта) и Атмана (субъективного, индивидуального начала, "огненного зерна" человека).
У. Развивают учение о Пуру-ше (Вселенском Человеке, ср. Каббалистический Адам-Кадмон). Излагают миф о "яйце Брахмана" ("Brahmanda"), из которого произошел существующий мир. Дают понятие "праны" (ргапа) - "жизненного дыхания", наполняющего весь мир. Раскрывают учение о четырех состояниях человека. 1) бодрствование, 2) сон, 3) глубокий сон без сновидений, 4) трансцендентальное, невыразимое состояние слияния с высшей Реальностью. У. Формулируют понятие кармы, непосредственно связанной с учением о цепи перерождений. Важное место в У. Занимает нравственный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к Истине. Высшая цель человека, согласно У., - единение с Брахманом.
На этом пути главным является не обрядовая практика, культовые служения, а подвижничество, внутренний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего. У., изложенные в системе веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пуруше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и др. Индийскими даршанами (школами). Значительное влияние У. Прослеживается в "Бхагават-Гите". Идеи У. Впервые были систематизированы Бадараяной в "Брахмасутре". Особое развитие получили у Шанкары и Рамануджи. Влияние У. Сказалось на взглядах Р. М. Роя, Вивекананды, Ганди и др. Значительный след в европейской философии У. Оставили, начиная с Шопенгауэра..
Дополнительный поиск Упанишады
На нашем сайте Вы найдете значение "Упанишады" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Упанишады, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 9 символа