Коми Республика

67

Республика Коми, входит в состав Рос. Федерации. Пл.415, 9 тыс. Км2. Нас. 1261 тыс. Чел. (1989). Столица — Сыктывкар.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 872 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 788 чел.). В отраслях экономики занято ок. 264 тыс. Специалистов, в т. Ч. Ок. 77 тыс. С высшим и св. 188 тыс. Со ср. Спец. Образованием.Древняя (т. Н. Пермская) письменность была разработана рус. Церк. Деятелем Стефаном Пермским в 14 в. И использовалась в миссионерских целях. К кон. 17 в. Эта письменность заменена основанной на слав.-рус. Графике. Помимо монастырских школ обучение организовывалось лишь в немногих т. Н. Домашних школах. Первые гос. Школы созданы в нач. 19 в. (Яренское нар. Уч-ще, 1804, и др.). Позже в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) открылись духовное (1822), приходское (1835) и уездное (1840) уч-ща.

Первая сел. Школа открыта в 1828 в Ижме. В 40-х гг. 19 в. Появились сел. (т. Н. Кисилевские) школы для детей гос. Крестьян, находившиеся в ведении Мин-ва гос. Имуществ. В кон. 50-х гг. Открыты первые гор. Жен. Уч-ща. В кон. 60-х гг. С образованием земств в их ведение переданы кисилевские школы, открывались и собственно земские нач. Школы. В кон. 80-х гг. Земские уч-ща Яренского уезда преобразованы в церк.-приходские. Обучение велось на рус. Яз. В 19 в. Попытки начать обучение коми дегей на родном языке предпринимали ч.-к. Петерб. АН П. И. Савваитов, автор неск. Учебников и мн. Церк. Книг Г. С. Лыткин. Сторонником просвещения выступал основоположник коми лит-ры учитель И. А. Ку-ратов, предлагавший проекты зырянского алфавита и разработавший грамматику коми языка.В нач.

20 в. Среди уч. Заведений преобладали церк.-приходские школы. После 1912 открылись 2 гимназии, 11 высш. Нач. Уч-щ, 2 ремесл. Уч-ща. В 1914/15 уч. Г. Было 316 школ (15,1 тыс, уч-ся), работали 575 учителей, для их подготовки в 1916 открыта учительская семинария. Рус. Грамотой владело ок. 25% населения, в сев. Р-нах — ок. 12%. Почти полностью неграмотными оставались женщины.После установления сов. Власти началась коренная перестройка нар. Образования. Заметную роль в подъёме нац. Культуры играло об-во «Комикотыр». Была издана «Программа по изучению зырянского края» (автор — П. А. Сорокин), в к-рой значит, место отводилось вопросам школы. При содействии об-ва был проведён Всезырянский пед. Съезд (1918), открыто первое уч. Заведение для подготовки учителей (1918/19 уч.

Г.). При Усть-Сысольском ОНО была создана комиссия по разработке и изданию учебников на коми яз. В 1918 принят единый коми алфавит на рус. Графич. Основе, составленный В. А. Молодцовым. Появились первые сов. Учебники и пособия для школ с обучением на родном языке, в т. Ч. Первый печатный букварь на коми яз. (1920. Автор Молодцов). Развернулась ликвидация неграмотности. В 1923 открылось отделение об-ва «Долой неграмотность». В 1924/25 уч. Г. На ликпунктах и в школах малограмотных занимались св. 5 тыс. Чел. В 1918 открылся первый детский сад.В Авт. Области коми (зырян) в первый год её существования (1921) насчитывалось 388 школ I ступени и 15 школ II ступени (всего ок. 24 тыс. Уч-ся). В нач. Школе обучение стало вестись на коми яз. На базе ремесл.

Уч-щ созданы проф.-тех. Школы. Действовали учительские курсы. В 1921 открылся ин-т нар. Образования (с 1923/24 пед. Техникум), где началась систематич. Подготовка учителей для коми школ.С 1930/31 уч. Г. Осуществлялось введение всеобщего нач. Обучения. К нач. 1932/33 уч. Г. Охват учащихся составил 99,5% детей 8—12 лет. Работало св. 438 школ I ступени (св. 36,8 тыс. Уч-ся), 57 неполных ср. Школ, в т. Ч. ШКМ и ФЗС, 1 школа II ступени (всегосв. 42тыс. Уч-ся). В нач. 30-х гг. Развернули работу лесной, строит., мед., педагогический техникумы. В 1932 в Сыктывкаре открылся пед. Ин-т. Учительские кадры для республики готовили ЛГПИ, Пермский ун-т и др. Вузы. Значит, организаторскую и науч. Работу в период становления сов. Школы проводили В. А. И М. А. Молодцовы, В. И. Лыткин, А.

С. Сидоров, А. А. Мае-гов, И. Т. И В. Т. Чисталёвы, Н. А. Шахов и др.В Коми АССР (назв. С 1936) было введено всеобщее 7-летнее обучение (начато в 1934). В 1936/37 уч. Г. Работало св. 270 нач., св. 70 семилетних и 13 средних (в т. Ч. Коми и коми-русских) школ. Коми язык стал языком обучения и в неполной ср. Школе. Рус. Яз. Изучался в коми школах с 3-го кл. И был уч. Предметом и языком обучения в ст. Классах средних об-щеобразоват. (всего для 34,7 тыс. Уч-ся) и др. Заведениях. До кон. 30-х гг. Работали также школы с обучением на тат. И нем. Ячыках (для детей спецпереселенцев). К кон. 30-х гг. Грамотность населения составила ок. 80%. В 1940 открылось 4 школы ФЗО, 4 ремесл. И 1 ж.-д. Уч-ще системы трудовых резервов. В 1944/45 уч. Г. Из 50 тыс. Школьников 35,2 тыс. Учились в нач. Классах.

В кон. 40-х гг. Охват учащихся 7-летними школами составил 99,4%. С 1959/60 уч. Г. Введено обязат. 8-летнее обучение. В 70—80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование, обучение на коми яз. Систематически (с 50-х гг.) сокращалось. В 1975/76 это обучение прекратилось. Как предмет в 1985/86 уч. Г. Родной язык изучало ок. 14 тыс. Уч-ся.В 1992 имелось св. 1 тыс. Дошк. Учреждений, в к-рых воспитывалось ок. 110 тыс. Детей (88% детей соответствующего возраста). Св. 480 учреждений ведут воспи-тат. Работу и предшкольную подготовку на коми яз., охватывая 21 тыс. Детей. Св. 90% пед. Работников дошк. Учреждений имеют высш. И ср. Спец. Образование. В 1992/93 уч. Г. В 569 дневных общеобра-зоват. Школах училось 186 тыс. Чел., в 25 вечерних и заочных школах — 5,2 тыс. Чел. В 265 школах коми яз.

Преподаётся как предмет (24 тыс. Уч-ся), в 200 школах изучаются история и культура коми. Имеется 9 школ-интернатов, 5 дет. Домов, 4 интерната для детей-сирот, св. 20 вспо-могат. Школ. В общеобразоват. Школах занято св. 13 тыс. Учителей, из к-рых 75,6% — с высш. Образованием. Среди преподавателей ср. И ст. Ступеней обучения св. 98% с высш. Образованием. Среди педагогов св. 40 засл. Учителей школы РСФСР, св. 180 засл. Учителей республики Коми.С кон. 80-х гг. Создаются учебники по истории и культуре края. К этой работе привлечены специалисты регионального науч. Центра РАН, кафедры ун-та, пед. Ин-та и др., а также обществ, орг-ции. Метод, работу и повышение квалификации учителей ведут респ. ИУУ (осн. В 1939), метод, кабинеты и т. П. Работают 45 внешк. Учреждений, к-рые охватывают ок.

54 тыс. Чел. Учебники родного языка и др. Пособия для коми школ выпускает изд-во в Сыктывкаре. Для детей издаётся журн. «Би кинь» («Искорка», с 1986). Проф.-тех. Образование дают 53 уч-ща (св. 20 тыс. Уч-ся), в т. Ч. 36 дневных. Имеются 19 ср. Спец. Уч. Заведений (15,9 тыс. Уч-ся), в т. Ч. 2 пед. (в Сыктывкаре), муз., культ.-просвет, уч-ща и уч-ще иск-в. Среди высш. Уч. Заведений. Сыктывкарский университет (осн. В 1972. В 1990—5 ф-тов, ок. 3 тыс. Студентов), педагогический (ок. 3 тыс.), индустриальный (1967. Ухта) ин-ты, 2 филиала др. Вузов (всего в вузах св. 10 тыс. Студентов).Лит. Культурное строительство в Коми АССР. Сб. Док-тов, 1т. 1 — 2], Сыктывкар, 1979—84. Безносиков Я. Н., Развитие нар. Образования в Коми АССР, Сыктывкар, 1973. Попов А. А., Из истории становления сов.

Коми нац. Школы (30-е гг.), в кн. Из истории нац.-государственного строительства, нац. Отношений и социально-экон. Развития Коми АССР, Сыктывкар, 1989. А. А. Попов, В. А. Стаханов..

Значения в других словарях
Комаровский Борис Борисович

[24.4 (6.5).1889, м. Байрамлы Бакинской губ., — 18.12.1965, Баку], педагог, дер пед. Наук, проф. (1927). Окончил пед. Ф-т Днепропетровского высш. Ин-та нар. Образования (1921). Пед. Деятельность начал в 1908 учителем сел. Школы. С 1924 вёл н.-и, и преподавательскую работу в Азерб. Гос. Ун-те им. С. М. Кирова, в Азерб. Индустриальном ин-те (1931—37), Азерб. НИИ пед. Наук (1938—51), Азерб. Пед. Ин-те языков им. Ахундова (1952—65).Исследовал труды амер. И европ. Педагогов 19—20 вв., уделяя преим. В..

Коменский (Кomensky, Сomenius) Ян Амос

[28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), — 15.11.1670, Амстердам], чеш. Мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил перво-нач. Образование в братской школе, в 1608—10 учился в лат. Школе, затем в Херборнской академии и Гейдельберг-ском ун-те (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к пропо-веднич. Деятельности. В 1614—20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).Дея..

Коми-пермяцкий Автономный Округ

Входит в Пермскую обл. Рос. Федерации. Пл. 32,9 тыс. Км2. Нас. 159 тыс. Чел. (1989). Центр — г. Ку-дымкар.В 1372 рус. Церк. Деятель Стефан Пермский создал пермскую письменность (просуществовала св. 300 лет и использовалась гл. Обр. В религ. Целях) и начал приобщать коми-пермяков к книжной культуре. Первое светское уч. Заведение на терр. Совр. Авт. Округа — заводская школа, открыта в 1799 помещиками Всеволжскими в пос. Пожва. В 1841 основано Кудымкарское городское училище. Начальные сел. Школы (г..

Коммерческие Училища

В России ср. Уч. Заведения. Первое К. У. Создано в 1773 в Москве при Воспитат. Доме на средства П. А. Демидова, в 1800 переведено в Петербург. В 1804 на средства моек, купечества в Москве было открыто ещё одно К. У. Тогда же был основан моек, коммерч. Пансион, переименованный в 1806 вПрактич. Академию коммерч. Наук. В 1862—93 на средства купечества были созданы одесское, Петровское (в Петербурге), Александровское (в Москве) и харьковское К. У. В 1892 и 1893 в Одессе открылись частные (мужское и ..

Дополнительный поиск Коми Республика Коми Республика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коми Республика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коми Республика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 15 символа