Коменский (Кomensky, Сomenius) Ян Амос

93

[28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), — 15.11.1670, Амстердам], чеш. Мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил перво-нач. Образование в братской школе, в 1608—10 учился в лат. Школе, затем в Херборнской академии и Гейдельберг-ском ун-те (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к пропо-веднич. Деятельности. В 1614—20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).Деятельность К. Была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».Филос. Взгляды К. Сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф.

Бэкона, Вивеса. Философия К. (пансофия — обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.В творчестве К. Получает развитие предшествующая традиция чеш. Реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чещ. Братьев (см. В ст. Чехия).Ещё в период учёбы К. Собрал огромный языковой материал к кн. «Клад чещ. Языка» (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чеш.

Стихосложения.К. — ведущий представитель чеш. Реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период К. Написал ряд ист. Работ и лит.-филос. Трактат «Лабиринт света и рай сердца» («La-birint sveta a raj srdce», 1623), в к-ром отразилась обществ.-критич. Позиция К. Острая обществ, сатира в «Лабиринте...» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).Под влиянием неоплатонизма К. Пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира К. Видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чеш.

Языке (1628—30, опубл. 1849), в к-рой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по К., должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицат. Отношение к «Дидактике».В 1631—32 К. Переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике»создать учебники и метод, лит-ру. Закончил К. Лишь «Ин-форматорий материнской школы», ставший первой теорией дошк.

Воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физич. И нравств. Воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравств. И религ. Воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение дет. Игр, К. Подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильств. Ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.В г. Лешно (Польша), занимаясь только пед. Деятельностью, К. В 1633—38 переработал, расширил и перевёл на лат. Яз. «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая осн. Теоретич. Базой средней (лат.) ступени образования. К. Создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошк.

Воспитания до высш. Образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). К. Считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения — в лат. Школе или гимназии (с 12 до 18 лет) К. Вводит наряду с традиц. Семью свободными иск-вами естествознание, историю, географию. Высш. Образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. К. Были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале К. Отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории.

Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиц. Догматич. Путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. Лат. Слов, из к-рых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.В 1640-х гг. К. По предложению швед, правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат.

Языка. После Вестфальского мира (1648) К. Возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники. «Преддверие лат. Языка» («Vestibulum latinae tinguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643—49, опубл. 1649), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).В 1650 К. Был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпа-таке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. Школы. Науч. Обоснование её принципов, уч. План, распорядок дня были изложены К. В соч. «Пансофич. Школа» (1651). К, предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образоват. Процессе (напр., лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.Конфликт между планами создания пансофич.

Школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал К. К дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстриров. Учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания уч. Книги на основе психол. Принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в нек-рых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, К. Составил уч. Кн. «Школа — игра» («Schola — ludus», 1656), к-рая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене шк.

Театра.В 1654 К. Вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих лат. Пед. Сочинений «Opera didactica omnia», среди к-рых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме К. Работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), к-рый явился итогом его филос.-пед. И обществ, планов по исправлению общества. «Всеобщий совет...» включает неск. Частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, «Всеобщее просвещение» («Панав-гия») анализирует осн. Методы по исправлению, «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), наз.

Также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит филос. Ядро «Всеобщего совета» — собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, К. В рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космич. Процесса. Гл. Место в ней занимает человек — творец, от активности к-рого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К перво-нач. Ступеням обучения и воспитания К.

Присоединяет и др. «школы жизни», к-рые в свою очередь делит на этапы развития- «классы». Т. О., система всеобщего воспитания К. Включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошк. Воспитание), «школу детства» (элементарное гак. Обучение на родном языке), «подростковую школу» (ср. Ступень), «школу молодости» (высш. Образование). На следующем этапе — в «школе старости» — должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании — апофеоз труда К.Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами К. Предлагал создать универсальный язык, на к-ром будет развиваться нац.

Культура, — «Всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом К. Подчёркивал связь между самоисправлением каждого отд. Человека и исправлением гл. Социальных институтов (семьи, школы, церкви, гос-ва), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами. Междунар. Орг-ция учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, междунар. Консистория (некий всемирный совет церквей) и междунар. Суд для мирного решения спорных полит, вопросов.

Заключит, часть «Всеобщего Совета» — «Всеобщее поощрение» («Пан-нутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. К. Удалось издать лишь вступит, часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).Творчество К. Оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и шк. Практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей. Единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естеств. Постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. Д. Цель воспитания, по К., — подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внеш.

Мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей-богу. Т. О., К. Выделяла составные части воспитания — науч. Образование, нравств. Воспитание и религ. Воспитание. Понимание К. Задач воспитания являлось выражением его гумани-стич. Стремления к всестороннему развитию личности. Согласно К., человек — дитя природы, и поэтому все пед. Средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех пед. Воздействий. Идея универсального параллелизма, т.е. Признания общности гл. Принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, к-рый использовал К.

В своей пед. Системе.Вопросы воспитания и обучения К. Рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и лат. Языка -языка науки и культуры того времени. Осн. Требования к обучению. Раннее начало обучения, соответствие уч. Материала возрасту ребёнка. К. Считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и по-степеннчм продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого разл. Методы. Признавая 3 источника познания — чувства, разум и веру, гл. Значение К. Придавал чувственному восприятию, к-рое должно подкрепляться затем разъяснением.Цель воспитания К.

Видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из к-рых наиб, важными считал справедливость, мужество, умеренность. Стремление К. Выработать интегриров. Систему познания, позже развитую Лейбницем и др. Мыслителями, наметить осн. Линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европ. Культуры.С о ч. В рус. Пер. Избр. Пед. Соч., т. 1 — 2, М., 1982.Лит. Красновский А. А., Я. А. Ко-менский, М., 1953. Мат-лы науч. Сессии А. ПН РСФСР, поев. 300-летию опубликования Собр. Дидактич. Трудов Я. А. Коменского, М., 1959. Джибладзе Г. Н., Философия Комеиского, М., 19822. К p а т о х— в и л М. В., Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. С чеш., М., 1991. Popelova J., Ко-menskeho cesta k vsenaprave, Praha, 1958. Blekastad M., Comenius, Praha — Oslo, 1969.

С a p k o v a D., Nektere zakladni prmcipy pedagogickeho mysleni J. A. Komen-skeho, Praha, 1977. Otazky soucasne komeni-logie, Praha, 1981. Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute od Education Praha, Comenius Muzeum in Uhersky Brod, 1984. Acta comeniana, Praha, 1940.Д. Чапкова..

Значения в других словарях
Колягин Юрий Михайлович

(р. 25.4. 1927, Красноярск), математик-методист, акад. РАО (1993. Ч.-к. АПН СССР с 1985), дер педагогич. Наук (1977), проф. (1982). Окончил физ.-мат. Ф-т МОПИ им. Н. К. Крупской (1957). С 1953 на преподавательской работе. До 1970 учитель математики в ср. Школах Москвы и Моск. Обл., с 1971 зав. Сектором обучения математике НИИ школ МП РСФСР, с 1975 зам. Директора по науч. Работе. Одновременно с 1962 преподаёт в МОПИ. К. — один из авторов программ, учебников и метод, пособий по математике для учащ..

Комаровский Борис Борисович

[24.4 (6.5).1889, м. Байрамлы Бакинской губ., — 18.12.1965, Баку], педагог, дер пед. Наук, проф. (1927). Окончил пед. Ф-т Днепропетровского высш. Ин-та нар. Образования (1921). Пед. Деятельность начал в 1908 учителем сел. Школы. С 1924 вёл н.-и, и преподавательскую работу в Азерб. Гос. Ун-те им. С. М. Кирова, в Азерб. Индустриальном ин-те (1931—37), Азерб. НИИ пед. Наук (1938—51), Азерб. Пед. Ин-те языков им. Ахундова (1952—65).Исследовал труды амер. И европ. Педагогов 19—20 вв., уделяя преим. В..

Коми Республика

Республика Коми, входит в состав Рос. Федерации. Пл.415, 9 тыс. Км2. Нас. 1261 тыс. Чел. (1989). Столица — Сыктывкар.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 872 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 788 чел.). В отраслях экономики занято ок. 264 тыс. Специалистов, в т. Ч. Ок. 77 тыс. С высшим и св. 188 тыс. Со ср. Спец. Образованием.Древняя (т. Н. Пермская) письменность была разработана рус. Церк. Деятелем Стефаном Пермским в 14 в. И испол..

Коми-пермяцкий Автономный Округ

Входит в Пермскую обл. Рос. Федерации. Пл. 32,9 тыс. Км2. Нас. 159 тыс. Чел. (1989). Центр — г. Ку-дымкар.В 1372 рус. Церк. Деятель Стефан Пермский создал пермскую письменность (просуществовала св. 300 лет и использовалась гл. Обр. В религ. Целях) и начал приобщать коми-пермяков к книжной культуре. Первое светское уч. Заведение на терр. Совр. Авт. Округа — заводская школа, открыта в 1799 помещиками Всеволжскими в пос. Пожва. В 1841 основано Кудымкарское городское училище. Начальные сел. Школы (г..

Дополнительный поиск Коменский (Кomensky, Сomenius) Ян Амос Коменский (Кomensky, Сomenius) Ян Амос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коменский (Кomensky, Сomenius) Ян Амос" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коменский (Кomensky, Сomenius) Ян Амос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 38 символа