Психологическая Диагностика

80

Область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психол. И психофизиол. Различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так и внутрииндивидуальные различия, связанные с изменением состояний субъекта, обусловленным динамикой внеш. И внутр. Факторов (эмоциональные состояния, бодрствование и сон, утомление и др.).Групповые и индивидуальные различия привлекали внимание мыслителей и практиков задолго до возникновения П. Д. Как науч. Дисциплины. Со временем назрела потребность в методиках объективной констатации индивидуальных различий, особенно в сфере образования и воспитания, в связи с необходимостью располагать обоснованными критериями для распознавания и оценки аномалий у детей.

В сер. 19 в. Предназначенную для этой цели методику предложил франц. Врач Э. Сеген. Эта проблема не утратила актуальности и разрабатывается в дефектологии. При работе с нормальными детьми П. Д. Призвана решать 4 главные задачи. Изучение возрастных особенностей с целью совершенствования дозировки и распределения программного материала для школьников и различных по сложности заданий для профессионалов. Выявление групповых (национальных, социальных и региональных) и свойственных собственно субъекту особенностей психики в целях осуществления индивидуального подхода учителя к учащимся и оказания им помощи в выработке оптимального индивидуального стиля деятельности. Выявление интересов, склонностей, способностей и психофизиол.

Особенностей учащихся с целью профориентации. Предоставление информации о состоянии и изменении психики учащихся, динамике их работоспособности при оценке эффективности психол.-пед. Мероприятий, напр. При введении новых приёмов и методов уч.-воспи-15 Рос. Педагогическая энц., т. 2 тат. Работы, изменениях условий труда, проверка пригодности учебников, пособий, а также при оценке деятельности школы, отд. Учителей и пр.В совр. П. Можно выделить 4 вида методик. Тесты, опросники и анкеты, методики проективной техники, психофизиол. Методики.Методики поступают в обращение лишь после того, как они прошли процедуру стандартизации и получены удовлетворительные показатели их надёжности и валидное™. Стандартизация предусматривает определение процедуры проведения методики и обработки полученных результатов, выдачу информации о примерном разбросе получаемых величин, точке отсчёта и мерах сравнения.

Всё это должно обеспечить идентичность проведения методики и сопоставления результатов, полученных при работе с разными выборками. Показатель надёжности свидетельствует о внутр. Единстве методики и об устойчивости, стабильности получаемых с её помощью данных. Показатель валидности говорит о пригодности методики для практич. Применения, он отражает уровень совпадения между результатами, полученными при помощи данной методики, и объективными суждениями об эффективности уч. Или проф. Деятельности испытуемых, если, разумеется, есть основания считать, что методика выявляет именно те индивидуальные особенности, к-рые актуализируются в деятельности.Широко используемая диагностич. Методика — психол. Тесты. В результате выполнения заданий теста обнаруживается, какими обобщёнными сформировавшимися умениями, произвольно актуализируемыми умственными действиями владеет к моменту тестирования испытуемый.

Обычно это умения и умственные действия, существенные для того или иного вида уч. Или проф. Деятельности, напр. Умение устанавливать логич. Связи между понятиями или предметами, мысленно оперировать предметами или их изображениями в пространстве, разбираться во взаимосвязях деталей техн. Устройств и др. О том, как представлены у испытуемого тестируемые особенности, судят по числу правильно выполненных им заданий, что может интерпретироваться и как диапазон обобщённости умения, и как степень его развития. Тест не даёт информации о том, как шёл процесс развития, насколько близок испытуемый к возможному пределу, обусловленному природными задатками. В тестировании всегда обнаруживается влияние культурной среды испытуемого, полученного им образования.

Тесты должны раскрыть, насколько подготовлен испытуемый к определённой деятельности, к расширению диапазона обобщённости своих умений, к приобретению новых умений. Однако информация, к-рую они дают, оперативна, и, как показывают исследования, при благоприятных для испытуемого условиях результаты тестирования могут сильно измениться. Это накладывает существенные ограничения на интерпретацию результатов тестирования (см. Тесты).С нач. 50-х гг. Получают распространение всевозможные анкеты и опросники. Разница между теми и другими не всегда очевидна. Анкеты более всего обращены к получению фактич. Информации о респондентах (от лат. Respondere — отвечать). Сколько времени затрачивается на чтение худож. Лит-ры, сколько раз бывает респондент в кино и пр.

В опросниках же ставятся вопросы, обращённые к пониманию и истолкованию явлений своего поведения, своей психики. Испытывает ли респондент смущение при беседах с лицами другого пола и т. П. Одна из гл. Причин их популярности состоит в том, что совр. Жизнь показала, какое большое значение имеют нек-рые индивидуальные особенности психики, не затрагиваемые тестами, напр. Ценностные ориентации, мотивы, черты темперамента. Об-щепризнано, что метод, уровень опросников и анкет ниже, чем тестов. Их вопросы носят явную печать гипотез автора методики. Одни предлагают вопросы, выявляющие патологич. Особенности психики, таков, напр., Миннесотский многофакторный личностный опросник (по англ, аббревиатуре — MMPI), другие предлагают вопросы, вытекающие из их собственной концепции темперамента, личности.

Методики анкет и опросников провоцируют респондентов на то, чтобы предстать в фальсифициров. Облике, напр. В улучшенном (эффект фасада), исходя при этом из своего понимания «социальной желательности» нек-рых особенностей психики. Методики этого вида чаще применяются при массовых обследованиях, в этих случаях повышается вероятность того, что в большинстве ответов выделяются наиб, типичные. Конструирование, обработка и проверка анкет и опросников представляет ещё далеко не решённую проблему.Методики проективной техники имеют своей целью диагностировать такие особенности индивидуальной психики, к-рые не затрагиваются ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, аффективные конфликты, доминирующие потребности, психич.

Состояния и т. П. Испытуемому предъявляется сти-мульный материал в виде неопределённых изображений, незаконченных высказываний, картинок с изображением конфликтных ситуаций. Испытуемого побуждают как-то высказаться по поводу увиденного. Предполагается, что в его высказывания будут проецироваться те особенности психики, для диагностирования к-рых создана эта методика. Типичным образцом её может считаться набор чернильных пятен Роршаха. Нек-рые психологи находят, что проективная техника в большей степени диагностирует внутри-индивидуальные изменения психики, смены психич. Состояний, а не межиндивидуальные различия.Авторы рассмотренных видов методик черпают материал для их конструирования, а равно и подходят к его интерпретации, ориентируясь на формы культурной жизни определённой социальной общности.

Для лиц, сформировавшихся в др. Культурных условиях, этот материал может оказаться чуждым и непонятным, а интерпретация их ответов неадекватной. В результате нек-рых детей, в т. Ч. Учащихся, могут причислить к малоодарённым, хотя тест вообще не даёт на это полномочий. На самом же деле эти «малоодарённые» зачастую просто не понимают ни заданий, ни вопросов.С сер. 60-х гг. В школах стали применять психофизиол. Методики, диагностирующие проявления свойств нервной системы. Эти методики в большинстве случаев требуют спец. Лабораторных экспериментов и специально подготовленных экспериментаторов. Свойства нервной системы, проявления к-рых фиксируются методиками, подлежат особому рассмотрению.В 70—80-х гг. В ряде стран получило распространение новое направление в диагностике умственного развития — критериально-ориентированное тестирование (КОРТ).

В России разрабатывается его оригинальный психол. Вариант. В его методиках испытуемым предлагаются задания, в к-рых даны в разл. Логич. Отношениях понятия, термины, ситуации, взятые из материалов уч. Программ. Степень выполнения заданий интерпретируется как показатель умственного развития. Выявленные в процессе тестирования недочёты и пробелы подлежат коррекции. Содержание кор-рекционных программ прямо выводится из содержания выполненных и невыполненных заданий. В реализации КОРТ сложились два вида критериев. Первый — социально-психол. Норматив — совокупность обществ, требований к умственному развитию, представленная в уч. Программах. Второй — требования к умственному развитию, обеспечивающему успешное выполнение т. Н. Ключевых заданий, т.е.

Заданий, в к-рых репрезентирована внутренне завершённая область к.-н. Уч. Предмета.Одной из ближайших задач П. Д. Нужно считать переход на диагностирование с помощью ЭВМ, создающее условия для наиб, полной тождественности диагностирования разных выборок, его обработки и истолкования.Лит. Ананьев Б. Г., Комплексное изучение человека и психол. Диагностика, ВП, 1968, № 6. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., О диагностич. Методах психол. Исследования школьников, СП, 1968, № 7. Проблемы диагностики умственного развития учащихся, под ред. 3. И. Калмыковой, М., 1975. Б л с и х с p В. М., Бурлачу к Л. Ф., Психол. Диагностика интеллекта и личности, К., 1978. Диагностика умственного развития дошкольников, М., 1978. Шванцара И., Диагностика психич.

Развития, Прага, 1978. Войтко 3. И., Г и л —б у х Ю. 3., Шк. Психодиагностика. Достижения и перспективы, К., 1980. Психодиагностика и школа, Тал., 1980. Соколова Е. Т., Проективные методы исследования личности, М., 1980. Диагностика уч. Деятельности и интеллектуального развития детей, М., 1981. Психол. Диагностика. Проблемы и исследования, М., 1981. Анастази А., Психол. Тестирование, пер. С англ., кн. 1—2, М., 1982. Теплов Б. М., Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индиви-дуально-психол. Различий, в его кн. Избр. Тр., т. 2, М., 1985. Общая психодиагностика, под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, М., 1987. Ануфриев А. Ф., Психол. Диагноз, М., 1993. A n a s t a s i A., Individual differences, N. Y., [1965];Thorndike R. L., Hagen E. P., Measurement and evaluation in psychology and education, N.

Y., 1977". K. M. Гуревич..

Значения в других словарях
Психогенетика

Междисциплинарная область науч знаний, находящаяся на пересечении двух наук — генетики и психологии В англ и амер науч лит-ре для ее обозначения чаще используется термин «генетика поведения» (behavior gene-tics), охватывающий понятие поведения в самом широком значении, включая поведение животных Предмет исследований в II — соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека, т с совокупности межиндивидуальной вар..

Психогигиена

(от греч. Psyche — душа и hygieinos — целебный), наука о сохранении и укреплении нервно-психич. Здоровья человека. Занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает социальные, бытовые, производств., психол. И др. Условия, способные оказать положит, или отри-цат. Влияние на психич, развитие и состояние человека, работоспособность и продолжительность жизни. П. — науч. Основа создания условий для гармоничного формирования личности, раскрытия возможностей и способностей, ос..

Психологическая Служба В Школе

Форма практич. Деятельности психологов, осуществляемая с целью повышения качества уч. И воспитат. Работы. В основе деятельности П. С. Лежит учёт и использование фактов и закономерностей возрастной и педагогической психологии. Служба призвана решать проблемы из области психологической диагностики, психогигиены, психотерапии, профориентации и др., возникающие в условиях работы конкретной школы.Ещё с нач. 20 в. Задачи психодиагностики применительно к пед. Практике решал А. Бине, основавший в 1905 п..

Психологическое Образование

1) отрасль высшего образования, система подготовки специалистов-психологов для науч. И практич. Деятельности в разл. Отраслях (образование, медицина, промышленность, спорт и др.). 2) вид дополнит, спец. Образования, психол. Подготовка специалистов разл. Отраслей в интересах решения проф. Задач, связанных с человеческими взаимоотношениями.Подготовка психологов-профессионалов осуществляется в рамках особой уч.-метод, системы, специально спроектированной для этой цели. Параллельно имеет место нефор..

Дополнительный поиск Психологическая Диагностика Психологическая Диагностика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психологическая Диагностика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психологическая Диагностика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 27 символа