Грамотность

92

Умение читать и писать. Органично входила в образ жизни крестьянства. Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду. Сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных). Использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя. Покупка лубочных и др. Изданий у офеней-разносчиков. Привоз книг из городов отходниками. Подписка и др.От XVIII-XIX вв. Дошло множество свидетельств о грамотности значительной части крестьянства. Так, многие челобитные были написаны собственноручно крестьянами. Немало личных подписей крестьян встречается в подворных и подушных переписях, в «повальных обысках» (так назывался сплошной опрос при расследовании).

Не редкость — крестьянская деловая и частная переписка, найденная в документации учреждений и личных фондах. Важным показателем умения читать и писать и владения книгами служат пометы на полях разного рода изданий и рукописных сборников. Встречаются прямые указания на переписывание крестьянами сборников, молитвословов, лечебников, травников и пр. Наконец, часто устанавливается и авторство догматических, полемических, стихотворных и др. Сочинений крестьян.Статистические данные о грамотности крестьян далеки от реальной картины. По данным Всероссийской переписи 1897 грамотных крестьян в Европейской России было 22,9% (мужчины — 31,4%, женщины — 5,7%). Занижение показателей при официальном учете происходило по трем основным причинам:1.

Часть крестьян предпочитала скрывать свою грамотность, чтобы не нести ответственности за подписываемые документы или нарушаемые указы и пр. (старообрядцы — из религиозных соображений).2. Принято было обучать прежде всего чтению, а потом — письму. Некоторые умели только читать. В материалах опросов, например, встречаются такие утверждения. «Грамоте читать знаю, а писать скорописью не умею и тому не учивался».Отражают ли подобные утверждения реальный уровень или лишь нежелание давать письменные показания или подпись, в любом случае они свидетельствуют о том, что среди крестьян, отказывающихся писать, были читающие.3. Определенная доля крестьян умела читать по-церковнославянски и реализовала этот навык в чтении духовной литературы.

Т. Н. Гражданской грамоты они не знали и заявляли себя неграмотными, хотя их можно было застать за чтением объемной старопечатной книги.В течение XIX в. Число общественных и частных учебных заведений в сельской местности заметно нарастает (церковноприходские, земские и помещичьи школы, волостные училища), тем не менее и после реформы их было недостаточно. Основной формой обучения крестьянских детей грамоте были т. Н. Вольные, или домашние, временные школы, организуемые самими крестьянами. Обучали в них «бродячие» учителя, переходившие из деревни в деревню, отставные солдаты, грамотные крестьяне, заштатные церковнослужители и др.Вольные (стихийные) школы отличались особенной гибкостью, приспособленностью к местным условиям, к составу детей и запросам родителей, к обстоятельствам жизни учителя.

Крестьяне любили эти школы и нередко предпочитали их официальным, даже если последние были бесплатными. Повсеместно крестьянские общины или отдельные группы крестьян, дети которых достигли подходящего возраста, нанимали учителя и предоставляли поочередно помещение для занятий либо снимали совместно избу для такой школы. По сведениям губернских статистических комитетов, С.-Петербургского комитета грамотности и др. Источникам, вольные школы были распространены во всех губерниях. Срок обучения продолжался 3 — 4 месяца или более, по договоренности. Азбуки и буквари, Псалтыри и Часовники бытовали в крестьянских семьях и использовались для обучения. Заниматься начинали после совместной молитвы. В вольных школах изучали сначала церковнославянскую азбуку, затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтырю.

Только после этого приступали к гражданской азбуке. Земство, открывшее для себя существование множества стихийных временных школок, заявило о невозможности их сосчитать, и стало успешно перенимать их опыт, организуя в 1880-х передвижные школы в мелких населенных пунктах. В них учили чтению, письму, элементарному счету и основным молитвам. Школа оставалась на одном месте, пока дети не осваивали намеченную программу, обычно три-четыре месяца.Круг чтения крестьянства привлек особенно активное внимание общественности России во 2-й пол. 1880-х-90-х. Корреспондент из Алексеевской вол. Малоархангельского у. Орловской губ. Писал в этнографическое бюро кн. Тенишева, что духовная литература — «любимое чтение огромного большинства крестьян».

Особенно предпочитали ее «пожилые и среднего возраста крестьяне и крестьянки, серьезно относящиеся к чтению».Сведения о чтении крестьян из разных районов страны дают сходную в основных чертах картину. На первом месте идут Священное Писание (Библия в целом, Евангелие, Псалтырь), поминальные, заздравные и заупокойные молитвенники, Святцы (простые и с тропарями и кондаками). Творения святых отцов — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского. Жития святых (более ста имен). Сочинения и наставления на религиозно-нравственные темы — «Жизнь Иисуса Христа», «Жизнь Божией Матери», «Понятие о Церкви Христовой и объяснения семи церковных таинств», «Поучение как стоять в церкви», «О грехе и вреде пьянстве», «Благочестивые размышления» и др.Вторую группу (по уровню спроса в покупке и распространенности в домах крестьян) составляли азбуки, буквари, самоучители разного рода, прописи.

Третью — басни, разные виды художественной литературы (больше всего — на исторические темы) и сказки.При чтении религиозно-нравственных книг и взрослых и детей интересовали, по мнению А. В. Балова, «главным образом, чудеса, подвиги и строгость жизни различных святых и деятельность их на пользу ближних». В Великий пост иные большаки запрещали в своей семье чтение светских книг, читали только «божественное». Существенное дополнение в круге чтения духовной литературы составляли рукописи. В их числе в домах крестьян встречались и очень древние. Сборники старинных сочинений духовно-нравственного, исторического, богословско-полемического содержания при переписывании составлялись по-новому, пополнялись новыми текстами.

Традиция переписывания духовных текстов сохранялась и ныне сохраняется не только у старообрядцев, которые не хотели пользоваться печатной литературой «никониан», но в русском народе в целом. Переписать своей рукою молитвы, каноны, акафисты, назидания старцев и др. Считается делом душеспасительным. Часто встречались также рукописные травники и лечебники.Среди светской литературы корреспонденты выделяли произведения А. С. Пушкина, крестьяне читали их очень охотно. Особенной популярностью пользовались повести. Более других были любимы «Капитанская дочка» и «Дубровский». «Встречаются крестьяне, — отмечал А. В. Балов, — которые очень живо обрисовывают Гринева, Пугачева». Из прозы Пушкина очень популярны были также «История Пугачевского бунта» и сказки.

«Сказки Пушкина знают даже безграмотные старухи». Из поэтических произведений больше знали «Полтаву» и многочисленные стихотворения, ставшие народными песнями. «Буря мглою», «Сквозь волнистые туманы», «Под вечер осенью ненастной в пустынных дева шла местах», «Утопленник», «Черная шаль», «Талисман», «Бесы» и мн. Др. У отдельных крестьян встречалось Полное собрание сочинений Пушкина.Из книг на исторические темы пользовались спросом лубочные издания. «Как жили-были наши предки славяне», «Дмитрий Иванович Донской», «Иоанн Калита», «Гибель Кучума, последнего сибирского царя», «Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири», «Великий князь Василий Темный и Шемякин суд», «Пан Сапега, или 16-месячная осада Троицкой лавры», «Избрание на царство Михаила Федоровича Романова и подвиг крестьянина Ивана Сусанина», «Иван Мазепа — гетман малороссийский», «Москва — сердце России», «Карс — турецкая крепость и взятие ее штурмом русскими войсками», «Михаил Дмитриевич Скобелев 2-й», «Очерк 1812 года» и мн.

Др. Рассказанные занимательно и проиллюстрированные яркими картинками события запоминались. Полученные сведения накладывались на устную традицию исторических песен и сказаний, обогащали и укрепляли историческое сознание народа. Читали крестьяне и научно-популярную литературу по медицине, о животных, сельскохозяйственную и пр. Во Владимирской губ., например, в каждое волостное правление приходило по 20 — 50 экземпляров «Сельского вестника».Информаторы из разных мест единодушно свидетельствовали о том, что «интерес к чтению силен как среди грамотных, так и среди неграмотных». «В настоящее время (т. Е. 1890-е) все крестьяне сознают пользу грамоты. Неграмотные сожалеют, что их не учили. Малограмотные, читающие с трудом, предпочитают слушать чтение кого-либо, чем читать сами», «Читают и в одиночку, и собираясь вместе».

Чтение вслух было очень распространено в крестьянской среде. Читали вслух в семье, группами, в специально выделенных местах (избах одиноких людей, школах, вновь открытых читальнях). Читал вслух старший в доме (особенно Евангелие в праздничные дни) и малыш, недавно освоивший грамоту, и молодой парень, приобретший занимательную книгу. С благоговением относились к чтению в церкви, где нередко Псалтырь читали подростки.М. М. ГромыкоИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Грамотность

(от греч. Grammata — чтение и письмо) Г. Как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. В дореволюционной России и в др. Странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать. В развитых капиталистических с..

Грамотность

ГРАМОТНОСТЬ - определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида. От элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний..

Грамота

ГРАМОТА, письменный акт, официальный или частный, в 10 - начале 20 вв., свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий (Данная Г., Жалованная Г. И др.) или о совершении сделок, установлении отношений (Купчая Г., Уставные Г. И др.). В 19-20 вв. - документ, выдаваемый в награду за успехи (Похвальная Г., Почётная Г.).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Грамотей

Народный журнал патриотического направления. Выходил в Петербурге и Москве в 1862 — 76. Издатель И.Н. Кушнерев, Я. Ивановский и др. Ставил своей целью религиозно-нравственное воспитание народа на основе любви к Богу, Царю и Отечеству.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Гранат

ГРАНАТ, издатели, братья. Александр Наумович (1861-1933) и Иг-патий Наумович (1863-1941). В 1892 основали в Москве издатель-скос товарищество, выпускавшее Энциклопедический словарь. В 1917 издательство Гранат преобразовано в Русский библиографический институт Гранат (в 1939 вошёл в Государственный институт "Советская энциклопедия").Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Гранатный Двор

Государственное предприятие в России, изготовлявшее разрывные снаряды (гранаты). Основан в сер. 1650-х во время войны с Польшей. Продукция этого предприятия сыграла большую роль в возвращении русских земель, оккупированных Польшей.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Грамотность

ГРАМОТНОСТЬ, первоначально определенная степень владения навыками чтения и письма в соответствии с устоявшимися нормами родного языка. Исторически понятие> грамотности расширялось от элементарных умений читать, писать, считать к владению некоторым комплексом знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (так называемая функциональная грамотность).. ..

Грамотность

Под словом "грамотный" обыкновенно подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей "полуграмотных", т. Е. Умеющих только читать. Для статистики Г. Данного народа есть отношение между числом лиц грамотных и численностью всего населения. Отношение это обыкновенно выражается в процентах. Грамотностью, выраженною таким образом, если и не измеряетс..

Грамотность

ГрамотностьРечь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * Похвала * Русский язык * Слово * Сплетня * Спор * Шутка * Язык Грамотность Грамматик может быть весьма плохим автором. Хороший автор - плохим грамматиком. -•Буаст Грамматика повелевает даже царями. -•Мольер. Moliere. Если бы римляне изучали все исключения из правил своей грамматики, то у них не осталось бы времени на поко..

Грамотность

• поголовная грамотность. ..

Грамотность

Подготовленность, осведомленность, знакомство, знание, компетентность, квалифицированность, информированность. ..

Грамотность

Определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида. От элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, по..

Грамотность

Ж.1) Умение читать и писать.2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.3) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. Области.б) Образованность, просвещенность.. ..

Грамотность

Грамотности, мн. Нет, ж. (книжн.). 1. Уменье читать и писать. Распространение грамотности в стране. 2. Отвлеч. Сущ. К грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Грамотность рисунка. Политическая грамотность.. ..

Грамотность

Состояние образованности, способность читать и писать. Своего рода проблемой является то, как точно определить уровень этих умений, который мог бы служить критерием для доказательства функционной грамотности. См. Безграмотность и чтение.. ..

Грамотность

Ст. Владения чел. Навыками чтения и письма, один из осн. Показателей соц.-культ. Развития нас. Общ. Показатели Г. Нас. В XVIII в. Не выяснялись. Однако можно считать, что Г. Муж. Нас. Екат. Была относительно высокой в силу след. Причин. Екат. Железоделательный з-д - один из крупнейших в России, имел сравнительно большое число мастеровых высокой квалификации, по роду деятельности обязанных знать грамоту. Екат. - Ц. Управления з-дами У. И Сибири, здесь сосредотачивалось значительное число приказны..

Грамотность

Умение читать и писать. Органично входила в образ жизни крестьянства. Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду. Сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных). Использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя. Покупка лубочных и др. Изданий у офеней-разносчиков. Привоз книг из городов отходниками. Подписка и др. От XVIII-XIX вв. Дошло множество свидетельств о грамотности значительной части..

Грамотность

Определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматич. Нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия Г. Менялось исторически, расширяясь с ростом обществ, требований к развитию индивида — от элементарных умений читать, писать, считать и т. П. К владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (т. Н. Функциональная Г.).Вопросы определен..

Дополнительный поиск Грамотность Грамотность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грамотность" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грамотность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 11 символа