Киево-печерская Лавра

94

Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части. Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Название свое он получил, как говорит прп. Нестор летописец, потому что «братия прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения св. Горы», совершая свое великое и святое на Руси дело. Но беды и несчастия родной земли коснулись и этой св. Обители. В 1096 монастырь был подожжен и разграблен половцами. В 1240 разорен и сожжен татарами. В к. XVI в. Им пытались овладеть униаты, но безуспешно. В н. XVIII в. Монастырь был обнесен крепкой каменной стеной.

В 1718 большой пожар истребил весь монастырь. От Великой Успенской церкви остались одни стены, да спасена была от огня только чудотворная икона Божией Матери. Через 10 лет Киево-Печерский монастырь, благодаря щедрым пожертвованиям, был возобновлен и благоустроен. С 1592 по 1688 Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха. С 1688 именовался ставропигионом царским и патриаршим Московским и первой в России архимандрией. В 1786 утвержден в степени лавры. Здесь над Царскими вратами находилась первая в России, по древности, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 из Царьграда святыми каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители.

С того времени св. Икона и пребывала в Лаврской церкви. С 1812 пред сею св. Иконою, в память избавления России от нашествия 22-х иноплеменных языков, горела неугасаемо лампада. У правого клироса — кафедра священноархимандрита лавры. Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились. При возобновлении храма после пожара 1718 внутренние стены были расписаны масляною живописью. В конце прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI в. В этом же храме находились. Празднуемая 5 июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у св. Кн. Игоря Ольговича, пред которой он молился пред своей мученическою кончиною в 1147 и которая принадлежала ему.

Гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови св. Иоанна Крестителя и ап. Фомы, частью мира из гроба св. Вмч. Димитрия Солунского и частицами мощей свв. Пророков, апостолов, святителей и мучеников. Частицы мощей свв. Печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей св. Архидиакона Стефана. Мощи прп. Феодосия Печерского под спудом. Над ними на стене икона Божией Матери с Богомладенцем, предстоящими двумя ангелами и прпп. Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и празднуемая 3 мая. Мощи св. Михаила, первого митр. Киевского, и глава св. Равноап. Кн. Владимира, положенная здесь митр. Петром Могилою в 1635. Нетленное тело Тобольского митр. Павла (Канюскевича), гробница кн. К.И. Острожского. Кроме того, в лавре находились гробницы.

Кирилла (Куницкого), еп. Чигиринского, митр. Петра Могилы, В.Л. Кочубея и И. Искры, а равно и других князей, гетманов и знатных южнорусских панов, благодетельствовавших лаврской обители. Рядом с могилами Кочубея и Искры, по особому Высочайшему соизволению, погребен злодейски убитый 1 сентября 1911 в Киеве председатель Совета министров П.А. Столыпин. Лаврская колокольня, в 4 яруса, построена в 1731—45. Обновлена в 1825. 10 ее колоколов имели свои особые названия. Орел, Зосимин, Полиелейный, Благовест, Балык, Успенский, Братский, Ранний, Буденный, Скликун и Часовой. Самый большой из них — в 1630 пудов. Направо от Великой церкви, в двухэтажном каменном здании, находились кельи архимандрита лавры — Киевского митрополита, и при них две церкви.

В верхнем этаже — Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами на хорах (справа — во имя св. Флавиана, патр. Цареградского, слева — св. Митрофана, еп. Воронежского), а в нижнем — св. Михаила, первого митр. Киевского. Далее, к востоку, находилась братская трапеза и при ней церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских. Влево от св. Ворот лавры находился Больничный Троицкий монастырь, основанный прп. Николою Святошей. Здесь больница с аптекой, устроенная в 1842. Вблизи лавры находился целый ряд неизвестно когда ископанных пещер, каковы. Варяжские, Кирилловские, Китаевские, Межигорские, Пироговские, Трехсвятительские и Ивановские. По летописи, такие пещеры издавна служили очень удобным местом для укрывательства в них варягами награбленного ими имущества.

Но все названные пещеры остались в безызвестности. Славны же только пещеры свв. Угодников Киевских. Пещеры эти находились на крутом берегу Днепра и разделялись на Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы. Иноки, заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях, среди вечного мрака, освященного лампадами, теплящимися пред иконами, жили по нескольку десятков лет, вовсе не выходя на свет. Вся жизнь их была посвящена умерщвлению плоти постом, трудами и почти непрерывною молитвою. Иноки были людьми, заживо себя погребшими, вечно безмолвствовавшими и вечно боровшимися со страстями и духом злобы. Но и в пещерной жизни были еще степени по данным обетам Спасителю душ, по умерщвлению плоти и часам молитвы.

Первая, или обыкновенная, степень жития, которой подвергались все пещерножители, состояла в общении друг с другом в часы общей молитвы. Вторая, или исключительная, была избираема некоторыми иноками, кои, ревнуя совершеннейшим подвигам самоотвержения, рыли для себя тесную пещеру в проходе пещерном и, войдя в оную, изнутри ограждали навсегда вход в нее, заживо разъединяя себя с живыми людьми, и пребывали в таком заключении до конца своей жизни, и по смерти, как уже отпетые и погребенные, оставались неприкосновенными. Эта степень называлась затвором. Игумен пещерный, или избранный инок, два или три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленным для впуска воздуха и приема пищи, и в отверстие клал просфору и определенную меру святой воды и, испросив благословение затворившегося, безмолвно удалялся.

Когда же просфора и вода оставались нетронутыми, то это служило доказательством, что затворник окончил жизнь. Затворничество, начавшееся при прп. Антонии, усилилось в XII в. Самые пещеры долго были закрыты. Во время татарского нашествия все входы в них были завалены землей. В XV в. Началось свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохранялись в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей. У изголовья изображение святого и пред ними теплилась лампада. Над гробницею или нишей — табличка с именем святого. Ближние пещеры находились на уступе Лаврской горы, обнесенной в 1844 крепостной стеной. Над входом в Ближние пещеры стояла каменная церковь во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны.

1) большой крест, с частью древа Креста Господня, вделанный в храмовую икону Воздвижения. 2) Казанская икона Божией Матери, в киоте за левым клиросом, пред которой в пятницу вечером читался акафист Божией Матери. 3) надгробия погребенных здесь митр. Киевских. Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой подземные галереи, главные из которых пересекались иногда меньшими поперечными и шли извилисто. Обозрение их начиналось с востока, направлялось к северо-западу, поворачивало к юго-западу и возвращалось снова к церкви Воздвижения Креста Господня. В этих пещерах нетленно почивают свв. Мощи угодников Божиих и устроены церкви. Прп. Антония, основателя пещер, прп. Варлаама, первого игумена, и Введенская.

Церковь прп. Антония устроена при гробе пещерной кельи его. Над пещерами прп. Феодосия находились две каменные церкви. Одна — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенной прп. Варлаамом), вторая, небольшая, — во имя Зачатия св. Анны. Дальние пещеры находятся на противоположном лавре холме, в 90 саженях от нее. Они еще более извилисты, чем Ближние. В них почивают свв. Мощи угодников Божиих и мироточивые главы (в трех местах). В пещерах устроено три церкви. Во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, прп. Феодосия Печерского и Рождества Христова. Близ церкви прп. Феодосия находилась в стенном углублении, на большом серебряном блюде, мироточивая глава, миром которой помазывались приходящие на поклонение свв. Мощам. В Христорождественской церкви находилась в особой раке часть мощей св.

Младенца, Христа ради убиенного от Ирода, данная в лавру Иерусалимским патриархом Феофаном в 1620. Между Ближними и Дальними пещерами в овраге сохранялись два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан прп. Антонием, а другой — прп. Феодосием.С.В. БулгаковИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Киево-Печерская лавра

древнейший монастырь на Руси, с 1926 — историко-культурный музей-заповедник. Основан в 1051 при Ярославе Мудром (См. Ярослав Мудрый), в 11—18 вв. — крупный феодальный землевладелец. Искусственно созданные пещеры (на древнерусском языке — печеры) были в древности местожительством монахов и храмами, затем только кладбищем (до 16 в.). В 11—12 вв. Монастырь был одним из культурных центров Древней Руси. В лавре жили и работали древнерусские летописцы, в том числе Нестор. В 13 в. Здесь создан известн..

Киево-печерская Лавра

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ лавра - мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. Крупный религиозный и культурный центр. Велось летописание, составлен сборник житий монахов "Киево-Печерский Патерик" (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории - музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 - духовная семинария. Архитектурный комплекс 11-18 вв. Включает ..

Киево-михайловский Златоверхий Мужской Монастырь

Киевская еп., в Киеве, на окраине Старо-Киевской горы, по Трехсвятительской ул. Основание его относят ко времени первого Киевского митр. Св. Михаила. Главный храм во имя Архангела Михаила построен в 1108 вел. Кн. Киевским Святополком Изяславичем, названным при крещении Михаилом, который скончался в 1113 и погребен в церкви св. Михаила. В 1240 Михайловский монастырь был опустошен монголами, но древний храм его уцелел от разрушения варваров. В XIV в. Монастырь подпал под власть литовских князей и ..

Киево-могилянская Академия

Духовное учебное заведение, основанное в 1631 митр. Петром Могилой в Киеве. Строилось по образцу католических духовных учреждений, откуда брала и учебные программы. Киево-Могилянская Академия стала рассадником беспочвенной католической схоластики, чужебесия и западничества, богословские диспуты велись здесь на латыни в примитивных, неуклюжих формах. Сыграла роковую роль в становлении духовного образования в России, став родоначальницей многих духовных школ конца XVII—XVIII вв., где живое Правосл..

Киево-печерские Преподобные Отцы

В Дальних пещерах (Феодосиевых) почивающие. Монах, принимая постриг, умирает для мира, оставляет попечение о своей плоти, не позволяет ей властвовать над душой и покоряет свою душу духу — Божественной силе, оживотворяющей человека. Буквальным символом этого умерщвления была жизнь первых отечественных подвижников, похоронивших себя в Киевских пещерах. Там они возносились духом к горнему, там положены их нетленные тела в ожидании всеобщего Воскресения.Как зерна, брошенные в землю, они принесли оби..

Киево-печерское "Успение"

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Древнейшая из икон, чтимых в православной России. Икона сия, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери о Православной Церкви Российской, дана от Нее Самой четырем грекам, которых Она избрала в строители Киево-Печерского храма. Богоматерь явилась им, имея с собою прпп. Антония и Феодосия, как говорит предание, «чувственне в виде Царицы», во Влахернском Константинопольском храме в 1073 и повелела им идти строить храм в Киеве во имя Е..

Киево-печерская Лавра

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11 - 19 вв. Крупный религиозный и культурный центр. Велось летописание, составлен сборник житий монахов "Киево-Печерский Патерик" (13 - 15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография>, школа>. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942 - 61). С 1926 на его территории - музей-заповедник. Включен в список Всемирного наследия. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 - духовная семинари..

Киево-Печерская лавра

Находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В XI в. Эта местность была покрыта лесом. Сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев пришел с Афона монах Антоний, уроженец города Любеча. Житье в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и ..

Киево-печерская лавра

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Киево-печерская Лавра

Мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. Крупный религиозный и культурный центр. Велось летописание, составлен сборник житий монахов "Киево-Печерский Патерик" (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории - музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 - духовная семинария. Архитектурный комплекс 11-18 вв. Включает Верхнюю лавру и ансамбль..

Киево-Печерская лавра

        в Киеве, древнейший монастырь на Руси (с 1598 православный мужской монастырь-лавра). Основан в 1051 при Ярославе Мудром. В XI-XVIII вв. - один из культурных центров. Архитектурный комплекс сложился в XI-XVIII вв. И включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер. Успенский собор (1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108, перестроена в 1722-29) с росписями украинских мастеров и резным иконостасом. Сооружения в стиле украинского барокко. Стены (1690-1702), цер..

Киево-печерская Лавра

Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части. Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Название свое он получил, как говорит прп. Нестор летописец, потому что "братия прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения св. Горы", совершая свое великое и святое на Руси дело. Но бе..

Киево-печерская Лавра

Древнейший монастырь на Руси, с 1926 - ист.-культурный музей-заповедник (в черте г. Киева). Осн. В 1051 при Ярославе Мудром, в 11-18 вв. - крупный феод. Землевладелец (накануне секуляризации 1786-88 К.-П. Л. Владела сотнями тыс. Десятин земли с 80 тыс. Крепостных). В кон. 11 в. Развернулось большое строительство, мастерские монастыря изготовляли камень, стекло, мозаику и др. Искусственно созданные пещеры, к-рым монастырь обязан своим названием, были в древности местожительством и церквами монахо..

Киево-Печерская Лавра

Древнейший из русских монастырей, основан при Ярославе Мудром в 1051 году. В искусственно созданных пещерах, которым монастырь обязан своим названием, были устроены монашеские кельи и подземные храмы. Здесь же производились захоронения умерших насельников монастыря. Позднее были возведены и надземные сооружения. В пещерах монастыря покоятся мощи святых преподобных Антония и Феодосия - отцов-основателей монастыря, святого Илии Муромца, святого Нестора Летописца и многих других русских святых.. ..

Дополнительный поиск Киево-печерская Лавра Киево-печерская Лавра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киево-печерская Лавра" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киево-печерская Лавра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 21 символа