Манихейство
Религ. Учение, зародившееся в 3 в. В Месопотамии на основе вавилонских, перс. (зороастризм) и христианских культов и по ряду осн. Положений близкое к гностицизму (см. В ст. Гностики). Основоположник М. - Мани. В основе М. Лежит принцип дуализма, утверждающий извечность борьбы двух богов, воплотивших добро и зло, свет и тьму. Связывая зло с материей, а добро со светом, как духовным началом, М. Рассматривало окружающий мир как воплощение зла, а цель мирового развития видело в "спасении" частиц света, заключенных в душе человека, от власти материи. Эта цель, согласно учению, могла быть достигнута лишь через крайний аскетизм (адепты М. Должны были воздерживаться от мясной и нек-рых видов растит. Пищи, дать обет безбрачия, не касаться руками всего "тленного").
В кон. 3 - нач. 4 вв. Сложилась стройная орг-ция сект манихеев (главы учения, апостолы. Епископы - главы манихейских общин в отд. Областях. Старейшины - главы отд. Общин. Избранные. Слушатели - адепты М. И его последователи). Широкая пропаганда М. Сектами способствовала его распространению на Бл. Востоке, в вост. Обл. Римской империи, в Ср. Азии, Индии, Китае. Уже в 3 в. В М. Существовало демократич. Направление, выступавшее за активную борьбу со злом, в первую очередь - с социальным и имуществ. Неравенством. Главой этого направления был Бундос (или Зардушт), начавший свои проповеди в Риме, а затем переехавший в Иран. Это направление получило широкую поддержку нар. Масс, отождествлявших борьбу со злом с борьбой против эксплуататоров. В 3-4 вв.
В Египте, Сирии, Иране происходили волнения гор. И сел. Населения, во главе к-рых стояли манихеи. Объективно направленное против феодализировавшегося гос-ва и гос. Церкви, М., хотя и проповедовало в осн. Пассивные методы борьбы ("очищение душ"), вскоре стало подвергаться преследованиям. После казни Мани (276) проповедь М. Была объявлена "вреднейшей ересью". Враждебным М. Было и христианство. В 8-9 вв. М. Подвергалось преследованиям со стороны ислама. Тем не менее в нек-рых областях Ср. Азии, Вост. Туркестана манихейские общины существовали еще очень долго (в 8 в. М. Была даже провозглашено офиц. Религией Уйгурского каганата).Пессимистич. Проповедь аскетизма и отшельничества привела к вырождению М. К 13 в. В узкое сектантство. Вместе с тем М.
Оказало сильное влияние на религ.-филос. Концепции и религ. Движения средневековья (павликианство, богомильство в Европе, маздакизм в Передней Азии).Лит. Кац А. Л., Манихейство в Рим. Империи по данным Acta Archelai, "ВДИ", 1955, No 3. Дьяконов М. M., Очерк истории др. Ирана, М., 1961 (имеется обширная библиография). Burkitt F. С., The religion of the Manichees, Camb., 1925. Andreas P. C., Henning W. (Hrsg.), Mitteliranische Manichaica aus Chinesisch-Turkestan, (Tl 1-3), "Sitzungsberichte der Preussischen Ak. Der Wissenschaften", 1932-34. Schmidt C., Polotsky H., Ein Mani-Fund in Г„gypten, там же, 1933. Polotsky H., (AbriЯ des manichaischen Systems), PWK, Suppl.-Bd 6, Stuttg., 1935. Ruech H.-Gh., Le manichéisme, son fondateur, sa doctrine, P., (1949).
KlГma O., Manis Zeit und Leben, Prag, 1962. Storia delle religioni. Fondata da P. T. Venturi, 5 ed., (v.) 3, Torino, 1962.А. Л. Кац. Ош, В. Г. Луконин. Ленинград..
Дополнительный поиск Манихейство
На нашем сайте Вы найдете значение "Манихейство" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Манихейство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 11 символа