Мифология

73

(от греч. Mutos - предание, сказание и logos - слово, рассказ) - 1) Фантастич. Представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова - вид устного нар. Творчества. 3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общиннородовые отношения. Эти отношения он переносил на все окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись такому человеку в виде универсальной родовой общины, в к-рой все существующие предметы мыслились не только как одушевленные, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа.

В М. Эти представления получают форму обобщений. Напр., ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всем его развитии и со всеми его ист. Судьбами, мыслится в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникают мифологич. Образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. Д. Слав. Велес (Волос) или кельтская Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греч. Афина Паллада или абхазская Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и демоны-покровители у ацтеков, в Нов. Зеландии, в Нигерии и у мн. Др. Народов мира. В. И. Ленин определял то, что он называл первобытным идеализмом и что, очевидно, и есть М., следующим образом.

". Общее (понятие, идея) есть отдельное существо"(Соч., т. 38, с. 370).Обобщающие понятия в М. Возникают не сразу. Являясь духовным отражением опред. Ступеней ист. Развития, М. Претерпела глубокие изменения. Большое значение в истории М. Имел переход от х-ва присваивающего типа (собирательно-охотничьего) к производящему. Когда использовался только готовый продукт природы, на первом плане было одушевление отд. Вещей или, вернее, полное неразличение вещи от "идеи" самой вещи. Сюда относится не только фетишизм, но и все соответствующие первобытные представления о растениях, животных и человеке. Тотемизм тоже есть фетишизация данной общины или данного племени, выраженная в виде того или другого основателя этой общины или этого племени.

Когда же человеку пришлось создавать необходимые для жизни продукты при помощи собств. Усилий, идея вещи в его сознании стала отделяться от самой вещи и представляться в виде более или менее самостоятельного духа или демона. Этот период одушевления и обожествления идеи вещи вместо самой вещи является уже преодолением фетишизма и обычно называется анимизмом. Фетишизм, тотемизм и анимизм характерны в осн. Для М. Эпохи матриархата.Мифологич. Образы этой эпохи отражали стихийную сторону общиннородовой жизни, характеризовались неуклюжими, а часто даже уродливыми формами и были весьма далеки от позднейшей пластики и красоты героич. Личности. Трехглавые, четырехглавые и пятидесятиглавые, сторукие, а также всякого рода злые и мстительные чудовища или получудовища встречаются в мировой М.

Эпохи матриархата очень часто (напр., в Др. Вавилоне - звероподобная властительница мира Тиамат, в Австралии - одноногий дух-убийца, на Таити - бог Оро, требующий кровавых жертв, в Сев. Америке - 7 гигантских братьев-людоедов, на Огненной Земле у индейцев-уна - злая ведьма Таита), вампиризм или высасывание крови из человека к.-л. Злым духом - довольно популярный образ. Идолище поганое или Соловей-разбойник русских былин тоже ярко свидетельствуют о прежнем господстве стихийных и потому уродливых, жестоких и беспощадных форм.В связи с дальнейшим ростом обобщающего и абстрагирующего мышления создавалась та или иная ступень мифологич. Абстракции. Сначала демон вещи едва-едва намечался, был слаб и погибал вместе с самой вещью.

Затем он укреплялся, оставался после гибели отд. Вещей и возглавлял собой уже целый класс вещей данного типа. Так мифологич. Абстракция доходила до представления о каком-нибудь одном "отце людей и богов", хотя на этой ступени образы таких мифологич. Владык содержали в себе массу остатков фетишистской и анимистич. Старины и были лишены предельной абсолютизации. Таким предстал олимпийский Зевс, осевший на горе Олимп, ниспровергнувший своих предшественников в подземный мир, а др. Богов подчинивший себе в качестве своих детей. У Гомера приводится ряд старинных и доолимпийских черт этого Зевса, делающих его фигуру исторически сложной и многообразной. Таковы верховные божества, творцы мира, возникшие в эпоху патриархата в Полинезии, на Таити, у сев.-амер.

Индейцев, у якутов, у афр. Племен под разными именами, с разными функциями и с разной степенью мифологич. Абстракции.В эпоху патриархата зарождаются и оформляются представления о героич. Личности, к-рая побеждает силы природы, до тех пор казавшиеся непобедимыми, сознательно организует обществ. Жизнь, а также защиту данной общины или союза общин от враждебных сил природы и соседних племен. Напр., вавилонский Мардук убивает чудовищную Тиамат, создавая из ее тела небо и землю. В Вавилоне же возникает знаменитый эпос о герое Гильгамеше (см. Вавилоно-ассирийская религия и мифология). Иран. Бог Митра борется со злыми духами и побеждает страшного быка (см. Древнеиранская мифология). Егип. Бог Ра борется с подземным змеем Апопом (см.

Древнеегипетская мифология и религия). Др.-греч. Зевс побеждает титанов, гигантов и Тифона. Всемирно известный Геракл совершает свои 12 подвигов (см. Древнегреческая мифология и религия). Германский Сигурд убивает дракона Фафнира (см. Древнегерманская мифология и религия), Илья Муромец - Змея Горыныча и т. Д. Таким образом, развитие М. Шло от простого к сложному. От хаотич., дисгармоничного к упорядоченному, соразмерному, гармоничному.Однако дошедшие до нас мифы представляют собой сложный комплекс напластований (рудиментов) различных эпох. Напр., миф о критском Минотавре. Бычья голова Минотавра свидетельствует о том, что происхождение данного образа относится к периоду раннего матриархата, когда человек почти еще не отличал себя от животных.

Минотавр изображается со звездами и носит имя Звездного - это уже космическое обобщение. Минотавра убивает герой Тезей - эта часть мифа могла возникнуть только в период патриархата.Мифологич. Мышление, стихийно возникая повсюду, очень рано приходило к разного рода историч. И космич. Обобщениям. С переходом людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них усиливалось представление о единстве племени или рода, возникало желание восстановить память о своем прошлом. Так появился культ предков, к-рый никогда не обходился и без соответствующих мифов о предках. Поскольку оставались в памяти разные фигуры из мира прежних богов и демонов, то сама собой создавалась М.

О сменах прежних божественных и демонич. Поколений, т. Е. М. Космогоническая и теогоническая. Попытки разобраться в будущем, в загробной жизни, привели к возникновению М. Эсхатологической. Мировые пожары, потопы, мировые бури, голод, жажда, нашествия диких зверей - эти образы часто встречаются в М. Они отражают те или иные катастрофич. Моменты истории человечества. К этой же области мифологич. Представлений необходимо отнести также идею судьбы, по пятам сопровождающую человека, пока он не научился познавать природу и переделывать ее. Такое разделение М. (космогонич., эсхатологич. И т. Д.) вызвано еще и тем, что всякий миф, возникавший в сознании первобытного человека, содержал в себе познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах.

Как произошел мир, человек, в чем тайна жизни и смерти и т. Д. Причем новые изобретения, изменения в обществ. Отношениях, в самих знаниях последовательно фиксировались в М. Однако объяснительная функция мифа все же остается у первобытного человека на втором плане. В первобытном сознании слиты воедино основанное на опыте рациональное мышление, фантазия, поэзия, религия, т. Е. Элементы реальности и ирреальности. Историческое развитие приводит к дифференциации этих элементов, благодаря чему первобытная слитность распадается, и распавшиеся элементы вступают в антагонизм. Когда вавилонский Адапа ломает крылья юж. Ветру богов, Этана поднимается в небо за травой рождения, Гильгамеш ищет тайну жизни и смерти, греч. Беллерофонт пытается лететь на небо на коне Пегасе, Геракл очищает Авгиевы конюшни, изменив русло реки, когда в сев.-амер.

Мифах индейцы, недовольные своим творцом, поднимают небо повыше или когда от древа познания добра и зла смелый человек вкушает плоды, несмотря на запреты богов, - везде в этих случаях ясно чувствуется начавшееся в мифе разграничение знания и фантазии, причем разделение это граничит уже и с полным их взаимным антагонизмом. Это видно на сотнях примеров, но, кажется, самым ярким из них является древнегреческий миф о Прометее, к-рый, будучи двоюродным братом Зевса, навсегда остался символом борьбы за человека против богов и символом технического и вообще культурного прогресса.В первобытнообщинной формации М. Была своего рода наивной верой, единственной формой идеологии. В рабовладельч. Обществе М. Становится одной из форм выражения разного рода религиозных, социально-политич., моральных и филос.

Идей этого общества, носит служебный характер, превращается в филос. Аллегорию, широко используется в литературе и искусстве (см. Илл. На отд. Листе к стр. 512). Соответственно политич. Взглядам и стилю того или иного автора древности она получает то или иное оформление и использование. Напр., Афина Паллада у Эсхила оказалась богиней восходящих демократич. Афин, а образ Прометея был наделен им же передовыми и дажеЗ революц. Идеями. В этом смысле М. Никогда не умирала и ее художеств. Образы оформляли и до сих порЗ оформляют совсем не мифологич. Идеологию и совсем не мифологич. Иск-во. Маркс, например, находит нужным говорить о "чудесах" совр. Экономики, о товарном фетишизме (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 80-93). Нередко и поныне гос.

И политические деятели всех направлений используют мифологические образы при характеристике. Своих взглядов. Будучи в течение тысячелетий формой осознания бытия и природы, М. Рассматривается совр. Наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеч. Жизни, ее страданиях и радостях. Народность М., ее реализм, героизм и предчувствие в ней будущих побед человека, равно как вопросы о зарождении, расцвете и падении М., об ее прогрессивности или реакционности для данного времени - все эти проблемы историками-марксистами решаются с конкретным подходом для разных народов и разных ист. Эпох.Науч. Подход к изучению М. Возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18-19 вв. В Европе изучалась гл. Обр. Антич. М.

Знакомство с историей, культурой, М. Египта, народов Америки, Востока дало возможность перейти к сравнительному изучению М. Разных народов.В 18 в. Выдающуюся попытку дать ист. Понимание М. Предпринимает итал. Философ Дж. Вико, указавший на 4 ступени развития М. Очеловечение и обожествление природы (напр., море - Посейдон), начало ее покорения и переделывания (символами покорения природы являлись, напр., Гефест и Деметра), общественно-политич. Толкование богов (напр., Юнона - покровительница браков), очеловечение богов и потеря ими аллегорич. Смысла (Гомер).В сравнении с теорией Дж. Вико франц. Просвещение с его отказом от ист. Подхода, рассматривавшее М. Как продукт невежества и обмана, как суеверие, представляет собой шаг назад (Б.

Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Напротив, англ. Поэт Дж. Макферсон, нем. Писатель и философ Гердер и др. Дали новое понимание М. Как выражения общенар. Мудрости. Романтизм закрепил и развил гердеровское учение о М., понимая ее как выражение нар. Мудрости, как продукт общенар. Творчества. Началось собирание и изложение нар. Сказаний, легенд, сказок и мифов (нем. Ученые К. Брентано, Я. И В. Гримм, Л. Й. Арним и др.). Филос. Основу романтич. Мифологич. Учений дали Ф. Шеллинг и отчасти Г. Гегель.С сер. 19 в. Возник ряд позитивистских мифологич. Теорий. Солярно-метеорологич. Теория (нем. Ученые А. Кун, М. Мюллер, рус - Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский, О. Миллер и др.), истолковывавшая мифы как аллегорию тех или иных астрономич. И атмосферных явлений. Теория "низшейМ." (нем.

Ученые В. Шварц, В. Манхардт и др.) истолковывала мифы, наоборот, как отражение самых обыденных явлений жизни. Сторонники анимистич. Теории переносили представления о человеч. Душе на всю природу (англ. Ученые - З. Тейлор, Г. Спенсер, Э. Лэнг, нем. - Л. Фробениус, рус. - В. Клингер и др.). В 60-е гг. 19 в. Возникла социологи ч. Теория (И. Бахофен в Швейцарии, Э. Дюркгейм во Франции), видевшая в М. Отражение матриархата и патриархата. Широкую популярность получила в 19 в. Историко-филологич. Теория (нем. Ученые Г. Узенер, У. Виламовиц-Мёллендорф и др. В России - В. Властов, Ф. Ф. Зелинский, Е. Г. Катаров, С. А. Жебелев, Н. И. Новосадский, И. И. Толстой и др.), использовавшая методы лит. И лингвистич. Анализа при изучении мифов.Совр. Бурж. Мифологич. Теории базируются исключительно на логич.

И психологич. Данных истории человеч. Сознания, вследствие чего М. Истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковой она не могла быть на заре человеч. Истории. Поэтому эти теории носят, как правило, абстрактный и антиисторич. Характер. Среди психологич. Теорий 20 в. Большой популярностью пользовалась концепция австр. Ученого З. Фрейда и швейц. Ученого К. Юнга, к-рые все явления социальной жизни, культуры сводили к психич. Жизни индивидуума, выдвигали на первый план сексуальные потребности, к-рые якобы являются единственным фактором всей сознательной жизни человека. В противоположность фрейдизму, "дологич. Теория" франц. Ученого Л. Леви-Брюля утверждает, что первобытная мысль дикаря якобы основана только на феноменальной памяти и на ассоциациях по смежности.Большое распространение имеет культурно-ист.

Теория мифообразования (англ. Ученые Дж. Фрейзер, Г. Р. Леви, Б. К. Малиновский, франц. - Ж. Дюмезиль, П. Сентив, амер. - Р. Карпентер и др.). Эта теория рассматривает всякий миф как отражение ритуала и переосмысление древнего магич. Обряда.В нек-рых из буржуазных мифологич. Теорий, к-рые нередко трудно отграничить друг от друга, элементы материализма и идеализма часто переплетаются. Напр., анимистич. Теория Тейлора внешне кажется идеалистической, но именно она дала толчок накоплению данных антропологии и этнографии, что объективно создавало базу для материалистич. Изучения и понимания М. Но большинство мифологич. Теорий бурж. Науки, особенно 20 в., основывается на индивидуалистич. Философии, используя для объяснения М. Ту или иную способность или деятельность отд.

Человека (сексуальную, аффективно-волевую, умственную, религиозную, научную и т. Д.). Все они дают то или иное объяснение к.-н. Одной стороны мифотворчества. Но ни одна из них не может объяснить социальную сущность М., ибо объяснение следует искать не в отд. Способностях человеч. Духа, а в раскрытии социальных условий, породивших идеологию того или иного об-ва и, следовательно, составную ее часть - М. Эта материалистич. Концепция лежит в основе трудов сов. Ученых А. М. Золотарева, А. Ф. Лосева, С. А. Токарева, Ю. П. Францева, Б. И. Шаревской и др. Культурно-ист. Толкование М. На марксистской основе и связанный с этим сравнительно-ист. Анализ мирового эпоса дается у В. Я. Проппа, П. Богатырева, В. М. Жирмунского, В. И. Абаева, У. Б. Далгат, Е. М. Мелетинского, И.

Н. Голенищева-Кутузова и др. Только на путях диалектич. И ист. Материализма возможно в будущем построение подлинно научной теории мифа, к-рая в настоящее время находится еще в стадии разработки. (Подробный разбор мифологич. Теорий см. В ст. А. Ф. Лосева "Мифология" в 3-м т. Философской энциклопедии, М., 1964).Лит. См. При статьях. Вавилоно-ассирийская религия и мифология, Древнегреческая мифология и религия, Древнегерманская мифология и религия, Древнеегипетская мифология и религия, Древнеиндийская мифология, Древнеиранская мифология, Древнеримская мифология и религия. Кроме того, общие, а также спец. Работы. Мелетинский Е. М., Происхождение героич. Эпоса, М., 1963 (имеется библ.). Токарев С. A., Что такое мифология?, "ВИРА", 1962, в.

10. Его же, Религия в истории народов мира, М., 1964. Его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964. Золотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964. Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропич. И Юж. Африки, М., 1964.А. Ф. Лосев. Москва..

Значения в других словарях
Мифология

(греч. Mythología, от mýthos — предание, сказание и lógos — слово, рассказ, учение) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земл..

Мифология

МИФОЛОГИЯ (от греч. Mythos - предание - сказание и ...логия),1) совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции, Др. Индии.2) Наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).. ..

Мифология

МИФОЛОГИЯ (от греческого mythos - предание>, сказание> и...логия), 1) совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.). Наиболее известны мифологические образы Древней Греции, Древней Индии и др. 2) Наука>, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).. ..

Мифология

(общая теория мифов)см. Сравнительная мифология. См. Также ст. Греческая, Индийская, Римская, Славянская и Северная мифология.. ..

Мифология

(греч., от mythos - басня, миф, и logos - слово). Баснословные сказания об языческих богах и героях.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Mythologia, от mythos, басня, миф, и logos, слово. Сказание об языческих богах.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)наука о мифах, т. Е. О преданиях, содержание которых составляет быт богов. Мифы имеют гром..

Мифология

Одинизм. ..

Мифология

Ж.1) Научная дисциплина, изучающая мифы древних народов.2) Совокупность мифов какого-л. Народа.. ..

Мифология

МИФОЛО́ГИЯ -и. Ж. [от греч. Mythos - предание, сказание и logos - учение]. ..

Мифология

-и, ж. 1. Совокупность мифов (в 1 знач.) какого-н. Народа. Древнегреческая м. Славянская м. 2. Наука, изучающая мифы (в 1 знач.). II прил. Мифологический, -ая, -ое.. ..

Мифология

Мифологии, ж. 1. Совокупность, система мифов. Греческая мифология. 2. Только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология.. ..

Мифология

Содержание понятия.Происхождение М.Специфика М.История науки о мифах.Библиография.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. - М. - входящая в систему религии совокупность мифов, т. Е. Сказаний о богах и героях, о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и событиях. Реже термин «М.» применяется для обозначения науки о мифах. Попытки объяснить происхождение мифов и веры в них встречаются уже в древней литературе, и работа по изъяснению и толкованию мифов не прекращается до настоящего времени. Особенно много вс..

Мифология

- с первых лет становления психоанализа внимание исследователей было обращено к мифологии, в чем виделся один из путей понимания человеческой психики. В 1926 году Фрейд недвусмысленно утверждал, что знание мифологии необходимо для успешной работы каждого аналитика. Уже в 'Толковании сновидений'. (1900) он использовал миф о Кроне и Зевсе, иллюстрируя универсальность эдипова комплекса. Собственно, само название этого наиболее известного комплекса и стадии детского развития было позаимство..

Мифология

Основные мифы древней Японии собраны в двух национальных эпосах. "Кодзики" ("Записи о деяниях древности"), составленном в 712 г., и "Нихонги" ("Анналы Японии"), относящемся к 720 г. Оба эпоса были составлены по повелению правителей рода Ямато, утвердившихся во власти в VII в. Наиболее известным является эпос "Кодзики". Он состоит из трех частей, или свитков. Мифы первого свитка представляют собой записанные устные народные предания о появлении первых богов на небесах и о сотворении ими Земли. Эт..

Мифология

— совокупность мифов, а также наука, раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифических феноменов.. ..

Митяй

(ум. 1379) - духовник Дмитрия Донского. Первоначально был священником в Коломне. Образованный и энергичный, М. Стремился к обособлению рус. Церкви от Константинополя и подчинению ее княж. Власти. Не желая допустить в Москву ставленника Литвы Киприана, Дмитрий решил возвести М. На митрополичий стол. М. Был пострижен в монахи с именем Михаила и назначен архимандритом Спасского монастыря. Затем он отправился на посвящение в Константинополь, но в пути внезапно умер.Лит. Голубинский Е., История рус. ..

Миу

(Miot), Жюль Франсуа (14.IX.1809 - 9.V.1883) - франц. Революционер, мелкобурж. Демократ. По профессии фармацевт. Участник революции 1848. В мае 1849 был избран в Законодат. Собрание. За участие в сопротивлении бонапартистскому перевороту (2 дек. 1851) был сослан в Алжир. Возвратившись по амнистии 1859 во Францию, примкнул к бланкистам, за что, в частности, в 1862 был приговорен к 3-летнему тюремному заключению. В 1865-70 находился в эмиграции в Великобритании, где примкнул к 1-му Интернационалу...

Михаил III

(Mixanl) (9.I.840 - 23.IX.867) - визант. Император с 842. Из Аморийской династии. До 856 правила его мать Феодора, восстановившая иконопочитание (март 843). С 856 по 865 правление фактически находилось в руках дяди М. III - Варды. В царствование М. III было отражено нападение Руси на Константинополь (860), арабы были оттеснены за Евфрат. М. III был убит своим приближенным Василием I. Основываясь на характеристике, данной М. III сторонниками Македонской династии, ист. Лит-ра рисует его пьяницей, ..

Михаил Александрович

(1333 - 26.VIII.1399) - тверской князь, четвертый сын кн. Александра Михайловича. Род. Во время изгнания отца в Пскове, воспитывался в Новгороде у архиепископа Василия Калики. В 1368 окончательно утвердился на тверском столе. С помощью Литвы вел непрерывную, но безуспешную борьбу с Москвой. М. А. - последний князь Твери, оспаривавший у московского вел. Княжение Владимирское. В 1370, 1371 и 1375 он получал у Орды великокняж. Ярлыки, но не смог утвердиться на вел. Княжении во Владимире.Лит. Экземп..

Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. Myphos - сказание и logos - рассказ) - тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают. Классическую М. Как тип культуры, тотально представленный сакрализован-ными программами и базирующийся на архаических формах ментальности, и современную М. Как феномен, представляющий собой вкрапление мифа в немифологическую по своей природе культурную..

Мифология

(от греч. Mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В М. Космос предстает как единое целое, образованное взаимодействием и взаимопревращениями живого и мертвого, сознательного и стихийного, человека и окружающей среды. Это достигалось путем переноса на природу связей и зависимостей, характерных для первобытного общества, т.е. Путем ее одуше..

Дополнительный поиск Мифология Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мифология" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа