Суфизм

90

(от араб. Суфи, букв. - человек в одежде на шерсти. С. По-арабски - тасбввуф, букв. - облаченность во власяницу) - мистич. Течение в исламе. С. Возник в 8 в. На терр. Совр. Ирака и Сирии. В 9 в. Стал распространяться в Египте, откуда проник затем в страны Магриба и араб. Испанию. В 9-10 вв. Получил распространение в Иране и Ср. Азии, а затем - в Центр. И Сев. Индии, в 13-15 вв. - на Малакке и Суматре. С самого начала С. Был связан с кругами ремесленников и первоначально выступал как одна из форм антифеод. Оппозиции. В филос. Плане учение суфиев в том виде, в каком оно получило наиболее четкие формулировки в 11-12 вв., сводилось к монистич. Отождествлению бога со всем, что сотворено им ("вахдат аль-мауд-жуд"), или к пантеистич. Растворению бога во всем сущем ("вахдат аль-вуджуд").

В социальном - к проповеди равенства всех людей, как потенциально в равной мере несущих в себе божеств. Начало, к осуждению богатства, стяжательства. Путем (тарика) приобщения к богу объявлялось интуитивное познание его, ведущее к завершающему этапу - экстатич. Состоянию "фана" (букв. - "небытие"), при к-ром суфий получает способность внечувственного и внерационального общения с божеством (по учению "вахдат аль-мауджуд") или ощущает себя частью божества, растворяется в нем (по учению "вахдат аль-вуджуд"). Символика С. Во многом совпадала с символикой мистич. Течений сходного типа в др. Религиях. Нек-рых христ. Сект, хасидизма в иудаизме, бхакти в индуизме. Стремление к познанию божества в С. Отождествлялось с любовью, суфий - с влюбленным, бог - с объектом любви, экстатич.

Состояние суфия - с опьяненностью вином.С географич. Распространением С. И ростом числа его сторонников в нем происходили существенные изменения. На первичное, очевидно, влияние неоплатонизма и вост.-христ. Гностиков напластовывались в различных районах распространения С. Влияния манихейства, зороастризма, инд. Мистич. Учений. Происходило широкое расслоение С. В гносеологич. И социально-идейном планах - от крайнего радикального пантеизма (Ибн аль-Араби, Испания, 1165-1240) и течений, резко выступавших против существующего строя (сербедары в Иране, 14 в., Бедреддина Симави восстание в М. Азии, 15 в.), до группировок, пытавшихся согласовать общую теорию С. С умеренно ортодоксальным направлением в офиц. Исламе и социальным правопорядком феодализма (накшбандийя в Ср.

Азии, с 14 в. И др.). Приблизительно с 11 в. Стали создаваться многочисл. Суфийские ордена (см. Дервишские ордена) во главе с "указующими верный путь" - "муршидами" (или шейхами, пирами). Сан муршида иногда становился наследственным. Муршиды превращались в духовных феодалов, обладавших большими зем. Наделами и др. Богатствами. Создавалась строгая ритуализация, сложная иерархич. Градация ступеней посвящения. Суфийская заповедь бедности начинала толковаться как аллегория. Возникают своеобразные суфийские обители - ханака в Иране, Ср. Азии, Афганистане, Индии, такйа (текке) в М. Азии и араб. Странах Азии, завия в араб. Странах Магриба. Основатели орденов и выдающиеся суфии-подвижники часто почитались как святые (вали в Иране, Афганистане, Индии, араб.

Странах Азии, авлия - в Ср. Азии, марабуты - в Сев. Африке). Их могилы (мазар) становятся местом паломничества (зияра). Офиц. Ислам от первонач. Жестокого преследования суфиев постепенно переходил к примирению с С. В кон. 11 в. Газали предпринял реформу офиц. Ислама (не сразу и не повсеместно признанную) путем включения в него соответственно препарированной философско-теологической доктрины умеренного С. К 15-16 вв. С. Уже фактически мирно сосуществует с официальным исламом. В СССР суфийские ордена прекратили существование в 20-х гг. 20 в., но остаточные явления С. - зияра, бродячие суфии (каландары) и т. П. Еще существуют. В Турции суфийские ордена официально запрещены в 1925, но ряд явлений С. Еще продолжает существовать. В разл. Формах С.

Существует во мн. Мусульм. Странах (Иран, Пакистан, страны Магриба и др.). Отмечается суфийское миссионерство в странах Запада. В новейшее время попытка включения в свою доктрину ряда положений пантеистич. С. Была предпринята теологом-мистиком Г. И. Гурджиевым (жил в основном во Франции, ум. В 1949). Европейская ориенталистика серьезно изучает С. Уже свыше столетия, однако мн. Стороны истории и гносеологии С. Еще далеки от окончат. Выяснения. Наиболее крупные авторитеты в изучении С. - И. Гольдциер (Венгрия), Р. Николсон (Англия), Л. Массиньон (Франция).Лит. Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская лит-ра, Избр. Тр., т. 3, М., 1965. Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV веках, (Л.), 1966, гл. 12 (в обеих работах - обширная библ.). Кулизаде З., О некоторых противоречиях в определении и оценке суфизма в нашей лит-ре, "ИАН Азерб.

ССР", 1965, No 5. Гольдциер И., Лекции об исламе, пер. С нем., М., 1912. Watt W. M., Islamic philosophy and theology, Edin., (1962). Idries Shah, Tales of the dervishes, (2 ed.), L., (1968)..

Значения в других словарях
Суфизм

[от араб. Суфи, буквально — носящий шерстяные одежды (суф — шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета). По мнению Бируни, от греч. Sophós — мудрец (вероятно, искусственная этимология)], мистическое течение в Исламе (как Шиизме, так и Суннизме), зародившееся в 8 в. На территории современного Ирака и Сирии. В разные эпохи С. Был распространён от северо-западной Африки до северных окраин Китая и Индонезии. В целом для С. Характерны следующие черты. Сочетание идеалистиче..

Суфизм

СУФИЗМ (от араб. Суф - грубая шерстяная ткань - отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).. ..

Суфизм

СУФИЗМ (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв. Для С. Характерны сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении к познанию Бога и слиянию с ним. Под влиянием учения суфий-ского братства Накшбандия сформировался мюридизм.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Суфизм

СУФИЗМ (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут> аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8 - 9 вв., окончательно оформилось в 10 - 12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь> к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).. ..

Суфизм

(суфийство, по-араб. "тасаввоф") — понятие, означающее собою в зап.-исламском мире мистицизм, а в восточно-исламском (персидском и персидско-индийском) — пантеистическую теософию, близкую и к индийскому буддизму, и к греческому неоплатонизму. Сочетаясь обыкновенно со строгой аскетической внешностью, С. Почти всегда мирно уживался с мусульманской религией, несмотря на резкую ее деистичность, и пользовался почтением правоверных даже в такое время, когда ереси, гораздо менее опасные для чистоты исл..

Суфизм

(араб. "тааввуф") мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена, хотя название считают производным от слова "шерсть" (власяница аскетов), или "скамья" (на них сидели подвижники), или просто набором звуков. Первые суфии появились в 8 в., вскоре после возникновения ислама. Мистический опыт начинает получать теоретическое осмысление у ал-асана ал-Бар, З-н-Нна ал-Мир (8-9 в.), ал-Харрза (ум. 899), философские идеи прослеживаются у Аб Йазда ал-Бисм (ум. 875), Аб..

Суфизм

[арабск.] - мистико-аскетическое направление в исламе (ИСЛАМ), возникшее в VII-IX вв., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. См. АСКЕТ.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)Мистическое учение магометан, по которому человек, в этом мире, есть истечение божества и стремится опять соединиться с ним.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)этимологию см. Суфи. Мистическое учение преимущественно в Персии и в ..

Суфизм

М.Направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм.. ..

Суфизм

СУФИ́ЗМ -а. М. [араб. Буквально - грубая шерстяная ткань, служащая одеждой аскета] Мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону религии и проповедующее аскетизм.. ..

Суфизм

— мистическое течение в исламе. Возникло в VIII—IX вв., окончательно оформилось в X— XI. Вв. Характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога в интуитивных экстатических «озарениях» и слиянию с ним.. ..

Суук-су

Ср.-век. Могильник 6-10 вв. Близ Гурзуфа в Крыму. Бульшая часть раскопана Н. И. Репниковым в нач. 20 в. Погребения в склепах и подбойных могилах 6-7 вв. Имеют богатый инвентарь. Фибулы, поясные наборы и пряжки, серьги, янтарные и сердоликовые бусы и др. Вещи. Плитовые могилы 8-10 вв. В верхнем слое С.-С. Почти не содержат инвентаря, что связано с распространением христианства в Таврике. Этнич. Принадлежность могильника спорна, одни ученые связывали его с крымскими готами, другие - с огреченным с..

Суфанувонг

(р. 13.VII.1909), принц, - политич. И гос. Деятель Лаоса. Диплом дорожного инженера получил в Париже. Активно участвовал в нац.-освободит. Движении Лао Иссара. В 1945-49 - мин. Иностр. Дел и обороны врем. Пр-ва и главнокомандующий вооруж. Силами Патет-Лао. С авг. 1950 до янв. 1956 - пред. ЦК Нео Лао Иссара (Фронт освобождения Лаоса). С авг. 1950 - глава пр-ва нац. Сопротивления. С янв. 1956 - пред. ЦК Нео Лао Хаксат (Патриотич. Фронт Лаоса). В 1957-59 - мин. Планирования и строительства коалиц. ..

Суффет

Суфет (лат. Sufes, род. П. Sufetis, от финикийского шуфет - судья), - высшее должностное лицо в Карфагене и др. Финикийских городах Зап. Средиземноморья. Обычно существовала коллегия из 2 выборных ежегодно сменявшихся С., к-рые располагали исполнительной и судебной властью, возможно председательствовали в сенате. С. Были подотчетны олигархич. Совету 104-х. Выбирались из знатных и богатых аристократич. Родов (напр., Магонидов, Баркидов). Должность С. Была безвозмездной. О С. Сохранились сведения ..

Суханов

1.Арсений (ум. 14.VIII.1668) - рус. Церк. Деятель, дипломат и писатель 17 в. Постригся в монахи в 20-х гг. В 1637-40 - участник посольства в Грузию (Кахетию). В связи с назревавшими реформами в рус. Церкви был отправлен в июне 1649 на В. С целью определить состояние дел в греч. Церкви (ему надлежало описать "святые места" и греч. "церковные чины"). В 1649-50 находился в Молдавии, Валахии и на Украине, где выполнял ряд ответственных дипломатич. Поручений, причем дважды возвращался в Москву. С фев..

Суфизм

СУФИЗМ (арабск. Suf- грубая шерстяная ткань в значении "рубище") - мистическое направление в развитии ислама. Исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Территория распространения - от северо-западной Африки до Индии и Северного Китая, включая Индонезию. На уровне прецедента возникает в 8 в. Основы учения заложены в 9 в. Египтянином Зу-л-Нуном ал-Мисри (ум. 850) и основоположником багдадской школы С. - Абу Абдалла-хом ал-Мухасиби (ум. 857). Конституируется как противовес ортодоксаль..

Суфизм

(араб. Ат-тасаввуф) - мистико-аскетическое течение в исламе. Слово "суфий" восходит к араб. Слову "суф" (грубая шерсть). Суфиями первоначально называли тех мусульманских мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и покаяния. Основными составляющими С. Принято считать аскетизм, подвижничество и мистицизм. С. Как широкое идейное течение охватил литературу (поэзию), искусство (музыку), философию, историю и народную культуру. Принцип "универсальности" был одним из осно..

Суфизм

См. Тасаввуф.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Суфизм

Мистическое направление в исламе. Возникло в VIII - IX веках, окончательно оформилось в X - XII веках. На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидский зороастризм. Суфизм является богоискательским течением и может принимать самые. ..

Суфизм

(Греч.) От корня София, «Мудрость». Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов. И хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного Магометанства. Учение Суффи (или Софи) во многом соприкасается с Теософией, поскольку проповедует одну всемирную веру, и внешнее уважение и терпимость ко всем народным экзотерическим верованиям. Оно также соприкасается с Масонство..

Дополнительный поиск Суфизм Суфизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Суфизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суфизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа