Суфизм
(от араб. Суфи, букв. - человек в одежде на шерсти. С. По-арабски - тасбввуф, букв. - облаченность во власяницу) - мистич. Течение в исламе. С. Возник в 8 в. На терр. Совр. Ирака и Сирии. В 9 в. Стал распространяться в Египте, откуда проник затем в страны Магриба и араб. Испанию. В 9-10 вв. Получил распространение в Иране и Ср. Азии, а затем - в Центр. И Сев. Индии, в 13-15 вв. - на Малакке и Суматре. С самого начала С. Был связан с кругами ремесленников и первоначально выступал как одна из форм антифеод. Оппозиции. В филос. Плане учение суфиев в том виде, в каком оно получило наиболее четкие формулировки в 11-12 вв., сводилось к монистич. Отождествлению бога со всем, что сотворено им ("вахдат аль-мауд-жуд"), или к пантеистич. Растворению бога во всем сущем ("вахдат аль-вуджуд").
В социальном - к проповеди равенства всех людей, как потенциально в равной мере несущих в себе божеств. Начало, к осуждению богатства, стяжательства. Путем (тарика) приобщения к богу объявлялось интуитивное познание его, ведущее к завершающему этапу - экстатич. Состоянию "фана" (букв. - "небытие"), при к-ром суфий получает способность внечувственного и внерационального общения с божеством (по учению "вахдат аль-мауджуд") или ощущает себя частью божества, растворяется в нем (по учению "вахдат аль-вуджуд"). Символика С. Во многом совпадала с символикой мистич. Течений сходного типа в др. Религиях. Нек-рых христ. Сект, хасидизма в иудаизме, бхакти в индуизме. Стремление к познанию божества в С. Отождествлялось с любовью, суфий - с влюбленным, бог - с объектом любви, экстатич.
Состояние суфия - с опьяненностью вином.С географич. Распространением С. И ростом числа его сторонников в нем происходили существенные изменения. На первичное, очевидно, влияние неоплатонизма и вост.-христ. Гностиков напластовывались в различных районах распространения С. Влияния манихейства, зороастризма, инд. Мистич. Учений. Происходило широкое расслоение С. В гносеологич. И социально-идейном планах - от крайнего радикального пантеизма (Ибн аль-Араби, Испания, 1165-1240) и течений, резко выступавших против существующего строя (сербедары в Иране, 14 в., Бедреддина Симави восстание в М. Азии, 15 в.), до группировок, пытавшихся согласовать общую теорию С. С умеренно ортодоксальным направлением в офиц. Исламе и социальным правопорядком феодализма (накшбандийя в Ср.
Азии, с 14 в. И др.). Приблизительно с 11 в. Стали создаваться многочисл. Суфийские ордена (см. Дервишские ордена) во главе с "указующими верный путь" - "муршидами" (или шейхами, пирами). Сан муршида иногда становился наследственным. Муршиды превращались в духовных феодалов, обладавших большими зем. Наделами и др. Богатствами. Создавалась строгая ритуализация, сложная иерархич. Градация ступеней посвящения. Суфийская заповедь бедности начинала толковаться как аллегория. Возникают своеобразные суфийские обители - ханака в Иране, Ср. Азии, Афганистане, Индии, такйа (текке) в М. Азии и араб. Странах Азии, завия в араб. Странах Магриба. Основатели орденов и выдающиеся суфии-подвижники часто почитались как святые (вали в Иране, Афганистане, Индии, араб.
Странах Азии, авлия - в Ср. Азии, марабуты - в Сев. Африке). Их могилы (мазар) становятся местом паломничества (зияра). Офиц. Ислам от первонач. Жестокого преследования суфиев постепенно переходил к примирению с С. В кон. 11 в. Газали предпринял реформу офиц. Ислама (не сразу и не повсеместно признанную) путем включения в него соответственно препарированной философско-теологической доктрины умеренного С. К 15-16 вв. С. Уже фактически мирно сосуществует с официальным исламом. В СССР суфийские ордена прекратили существование в 20-х гг. 20 в., но остаточные явления С. - зияра, бродячие суфии (каландары) и т. П. Еще существуют. В Турции суфийские ордена официально запрещены в 1925, но ряд явлений С. Еще продолжает существовать. В разл. Формах С.
Существует во мн. Мусульм. Странах (Иран, Пакистан, страны Магриба и др.). Отмечается суфийское миссионерство в странах Запада. В новейшее время попытка включения в свою доктрину ряда положений пантеистич. С. Была предпринята теологом-мистиком Г. И. Гурджиевым (жил в основном во Франции, ум. В 1949). Европейская ориенталистика серьезно изучает С. Уже свыше столетия, однако мн. Стороны истории и гносеологии С. Еще далеки от окончат. Выяснения. Наиболее крупные авторитеты в изучении С. - И. Гольдциер (Венгрия), Р. Николсон (Англия), Л. Массиньон (Франция).Лит. Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская лит-ра, Избр. Тр., т. 3, М., 1965. Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV веках, (Л.), 1966, гл. 12 (в обеих работах - обширная библ.). Кулизаде З., О некоторых противоречиях в определении и оценке суфизма в нашей лит-ре, "ИАН Азерб.
ССР", 1965, No 5. Гольдциер И., Лекции об исламе, пер. С нем., М., 1912. Watt W. M., Islamic philosophy and theology, Edin., (1962). Idries Shah, Tales of the dervishes, (2 ed.), L., (1968)..
Дополнительный поиск Суфизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Суфизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суфизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа