Суфизм
[от араб. Суфи, буквально — носящий шерстяные одежды (суф — шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета). По мнению Бируни, от греч. Sophós — мудрец (вероятно, искусственная этимология)], мистическое течение в Исламе (как Шиизме, так и Суннизме), зародившееся в 8 в. На территории современного Ирака и Сирии. В разные эпохи С. Был распространён от северо-западной Африки до северных окраин Китая и Индонезии. В целом для С. Характерны следующие черты. Сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой. Учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через мистическую любовь к познанию бога и конечному слиянию с ним. Значит, роль старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом.
Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, «умерщвление плоти» мурида по указаниям старца. Основы учения С. Заложены в 9 в. Египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдаллахом аль-Мухасиби, создателем теории самонаблюдения над соотношением поступков человека и его сокровенных намерений с целью установления высшей искренности перед богом (противопоставлялось лицемерию и показному благочестию духовенства). Мухасиби приписывают учение о «хал» — мгновенном озарении, экстатического состоянии суфия на пути к богу. Школа маламатийа (Нишапур, 9 в.) создала учение о сочетании внутреннего очищения с умышленным показным неблагочестием (например, питье вина), вызывающим упрёки посторонних, что должно смирить гордыню.
Представитель багдадской школы Джунайд (ум. 909) создал учение о «фана» — мистическом растворении суфия в боге, ведущем к «сверхбытию» («бака») — вечности в абсолюте. Джунайд предложил считать первым этапом мистического пути «шариат» — общемусульманский религиозный закон, вторым — суфийский путь «тарикат» и третьим — «хакикат» — мистическое постижение истины в боге. Для Джунайда одна из основ ислама «таухид» — не словесное доказательство единственности бога, как в богословии, а сама аскетическая жизнь суфия в трансцендентном единении с богом. Другой основоположник С. Абу Язид (умер 874) создал учение о тройной градации сознания бытия (Я, Ты, Он-самость). Абу Абдаллах Хусейн ибн Мансур аль-Халладж утверждал возможность реального единения духа суфия с богом и в моменты экстаза восклицал.
«Я есть Истинный» (то есть бог). За это он был признан еретиком и казнён в 922. В 10—11 вв. Суфийское учение о «тарикате» приобретает законченную форму, появляются положения о «стоянках» на мистическом пути, о тройной градации «истинного знания», завершающейся слиянием познающего и познаваемого (бога). Складывается организация суфийских «орденов», или сект, объединённых цепочками старцев, передающих посвящение от основателя. Создаются своеобразные суфийские обители типа монастырей (ханаках). С. Теряет первоначальные еретические черты. В результате реформаторской деятельности Газали С. Получает известное признание со стороны ортодоксального мусульманского духовенства, которое до 11—12 вв. Преследовало С. (хотя спор о «допустимости» С.
В исламе продолжается и в 20 в.). Суфийские мыслители Ахмед Газали (умер 1126), Айн аль-Кузат Хамадани (умер 1132) и Ибн аль-Араби (умер 1240) развивают учение о «вахдат аль-вуджуд» — «единстве бытия», использованное для метафизического обоснования аскетизма и веротерпимости. Согласно этому учению, вещь не имеет истинного бытия (которым обладает только её форма, идея), а проходит через становление и исчезновение, разделённые цепью мгновений. Дух суфия должен «сбросить цепи множественности», присущей материи, и вернуться через аскетизм к единственности божества, прийти к единению с абсолютом. На протяжении 12 столетий существования С. Различные стороны его учений и его организационные формы использовались разными классовыми группировками.
Суфии участвовали в «войнах против неверных» (джихад), в народных восстаниях сербедаров (14 в.), создали военные формирования, приведшие к власти династию Сефевидов в Иране (начало 16 в.). Суфиями считались мюриды Шамиля в 19 в. Многие феодальные правители преследовали суфиев, связанных с ремесленными кругами. Некоторые суфийские старцы сами становились крупными феодалами и пользовались политическим влиянием. В конце 19 — начале 20 вв. Буржуазные реформаторы в странах Востока и модернизаторы ислама повели борьбу с суфийскими орденами, связанными с феодальной реакцией. В Турции в 1920-х гг. В ходе буржуазных реформ были запрещены все суфийские ордена. В Иране Реза-шах боролся с влиянием суфиев. В СССР суфийские ордена прекратили своё существование в 20-х гг.
20 в. В современных условиях С. На Востоке продолжает играть довольно значительную роль. Постоянную борьбу с ним ведут прогрессивные деятели в странах Востока. Лит. Бертелье Е. Э., Суфизм и суфийская литература, М., 1965 (лит.). Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966, с. 310—50. История персидской и таджикской литературы, пер. С чешск., М., 1970, с. 219—36. Религия и общественная мысль стран Востока, М., 1974, с. 320—35 (лит.). Ritter Н., Das Meer der Seele, Leiden, 1935. Corbin H., Histoire de la philosophic islamique, P., 1964, p. 262— 268. GramIich R., Die schiitischen Derwischorden Persiens, Bd 1, Wiesbaden, 1965 (лит.). Trimingham J. S., The Sufi orders in Islam, Oxf., 1971. А. Е. Бертельс.
Дополнительный поиск Суфизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Суфизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суфизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа