Суфизм

118

[от араб. Суфи, буквально — носящий шерстяные одежды (суф — шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета). По мнению Бируни, от греч. Sophós — мудрец (вероятно, искусственная этимология)], мистическое течение в Исламе (как Шиизме, так и Суннизме), зародившееся в 8 в. На территории современного Ирака и Сирии. В разные эпохи С. Был распространён от северо-западной Африки до северных окраин Китая и Индонезии. В целом для С. Характерны следующие черты. Сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой. Учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через мистическую любовь к познанию бога и конечному слиянию с ним. Значит, роль старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом.

Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, «умерщвление плоти» мурида по указаниям старца. Основы учения С. Заложены в 9 в. Египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдаллахом аль-Мухасиби, создателем теории самонаблюдения над соотношением поступков человека и его сокровенных намерений с целью установления высшей искренности перед богом (противопоставлялось лицемерию и показному благочестию духовенства). Мухасиби приписывают учение о «хал» — мгновенном озарении, экстатического состоянии суфия на пути к богу. Школа маламатийа (Нишапур, 9 в.) создала учение о сочетании внутреннего очищения с умышленным показным неблагочестием (например, питье вина), вызывающим упрёки посторонних, что должно смирить гордыню.

Представитель багдадской школы Джунайд (ум. 909) создал учение о «фана» — мистическом растворении суфия в боге, ведущем к «сверхбытию» («бака») — вечности в абсолюте. Джунайд предложил считать первым этапом мистического пути «шариат» — общемусульманский религиозный закон, вторым — суфийский путь «тарикат» и третьим — «хакикат» — мистическое постижение истины в боге. Для Джунайда одна из основ ислама «таухид» — не словесное доказательство единственности бога, как в богословии, а сама аскетическая жизнь суфия в трансцендентном единении с богом. Другой основоположник С. Абу Язид (умер 874) создал учение о тройной градации сознания бытия (Я, Ты, Он-самость). Абу Абдаллах Хусейн ибн Мансур аль-Халладж утверждал возможность реального единения духа суфия с богом и в моменты экстаза восклицал.

«Я есть Истинный» (то есть бог). За это он был признан еретиком и казнён в 922. В 10—11 вв. Суфийское учение о «тарикате» приобретает законченную форму, появляются положения о «стоянках» на мистическом пути, о тройной градации «истинного знания», завершающейся слиянием познающего и познаваемого (бога). Складывается организация суфийских «орденов», или сект, объединённых цепочками старцев, передающих посвящение от основателя. Создаются своеобразные суфийские обители типа монастырей (ханаках). С. Теряет первоначальные еретические черты. В результате реформаторской деятельности Газали С. Получает известное признание со стороны ортодоксального мусульманского духовенства, которое до 11—12 вв. Преследовало С. (хотя спор о «допустимости» С.

В исламе продолжается и в 20 в.). Суфийские мыслители Ахмед Газали (умер 1126), Айн аль-Кузат Хамадани (умер 1132) и Ибн аль-Араби (умер 1240) развивают учение о «вахдат аль-вуджуд» — «единстве бытия», использованное для метафизического обоснования аскетизма и веротерпимости. Согласно этому учению, вещь не имеет истинного бытия (которым обладает только её форма, идея), а проходит через становление и исчезновение, разделённые цепью мгновений. Дух суфия должен «сбросить цепи множественности», присущей материи, и вернуться через аскетизм к единственности божества, прийти к единению с абсолютом. На протяжении 12 столетий существования С. Различные стороны его учений и его организационные формы использовались разными классовыми группировками.

Суфии участвовали в «войнах против неверных» (джихад), в народных восстаниях сербедаров (14 в.), создали военные формирования, приведшие к власти династию Сефевидов в Иране (начало 16 в.). Суфиями считались мюриды Шамиля в 19 в. Многие феодальные правители преследовали суфиев, связанных с ремесленными кругами. Некоторые суфийские старцы сами становились крупными феодалами и пользовались политическим влиянием. В конце 19 — начале 20 вв. Буржуазные реформаторы в странах Востока и модернизаторы ислама повели борьбу с суфийскими орденами, связанными с феодальной реакцией. В Турции в 1920-х гг. В ходе буржуазных реформ были запрещены все суфийские ордена. В Иране Реза-шах боролся с влиянием суфиев. В СССР суфийские ордена прекратили своё существование в 20-х гг.

20 в. В современных условиях С. На Востоке продолжает играть довольно значительную роль. Постоянную борьбу с ним ведут прогрессивные деятели в странах Востока. Лит. Бертелье Е. Э., Суфизм и суфийская литература, М., 1965 (лит.). Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966, с. 310—50. История персидской и таджикской литературы, пер. С чешск., М., 1970, с. 219—36. Религия и общественная мысль стран Востока, М., 1974, с. 320—35 (лит.). Ritter Н., Das Meer der Seele, Leiden, 1935. Corbin H., Histoire de la philosophic islamique, P., 1964, p. 262— 268. GramIich R., Die schiitischen Derwischorden Persiens, Bd 1, Wiesbaden, 1965 (лит.). Trimingham J. S., The Sufi orders in Islam, Oxf., 1971. А. Е. Бертельс.

Значения в других словарях
Сууре-Яани

город в Вильяндиском районе Эстонской ССР. Расположен в 5 км от ж.-д. Станции Олуствере (на линии Тюри — Мыйзакюла) и в 126 км к Ю.-В. От Таллина. Цех Вильяндиского молочного комбината. Мемориальный музей композиторов А. И. Каппа и Э. А. Каппа. ..

Суфанувонг

(р. 13.7.1909, Луангпрабанг) лаосский политический деятель, принц. Образование получил во Франции (инженер-строитель). Активно участвовал в антиколониальном движении Лао Иссара. В 1945—49 был командующим национальной армии Лао Иссара. В 1950 возглавил Единый национальный фронт Лаоса (Нео Лао Итсала), а с 1956 — Патриотический фронт Лаоса (Нео Лао Хаксат). Входил в состав двух коалиционных правительств, сформированных Суванна Фумой (См. Суванна Фума) Суфанувонг, в 1957 (функционировало до конца 1..

Суфийская литература

совокупность разноязычных произведений, выражающих и проповедующих идеи Суфизма. Последний оказал большое влияние на средневековую литературу, особенно поэзию, на арабском, персидском, турецком, урду и других языках Ближнего и Среднего Востока. Суфийские учения и организации давали больший простор художеств. Творчеству, чем придворная поэзия феодального периода. Суфии использовали в своей литературе элементы фольклора. Творчество Низами, Навои, Хафиза, Джами в той или иной мере связано с суфизм..

Суфлёр

(франц. Souffleur, от souffler — дышать, дуть, подсказывать) работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по выверенному тексту пьесы (суфлёрский экземпляр) и подсказывающий актёрам, в случае необходимости, текст роли. В музыкальном театре С. Следит за спектаклем по клавиру. С. Находится в суфлёрской будке, расположенной у линии занавеса (или в одной из боковых кулис) и скрытой от зрителей. ..

Суфизм

СУФИЗМ (от араб. Суф - грубая шерстяная ткань - отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).. ..

Суфизм

СУФИЗМ (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв. Для С. Характерны сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении к познанию Бога и слиянию с ним. Под влиянием учения суфий-ского братства Накшбандия сформировался мюридизм.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Суфизм

СУФИЗМ (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут> аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8 - 9 вв., окончательно оформилось в 10 - 12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь> к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).. ..

Суфизм

(суфийство, по-араб. "тасаввоф") — понятие, означающее собою в зап.-исламском мире мистицизм, а в восточно-исламском (персидском и персидско-индийском) — пантеистическую теософию, близкую и к индийскому буддизму, и к греческому неоплатонизму. Сочетаясь обыкновенно со строгой аскетической внешностью, С. Почти всегда мирно уживался с мусульманской религией, несмотря на резкую ее деистичность, и пользовался почтением правоверных даже в такое время, когда ереси, гораздо менее опасные для чистоты исл..

Суфизм

(араб. "тааввуф") мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена, хотя название считают производным от слова "шерсть" (власяница аскетов), или "скамья" (на них сидели подвижники), или просто набором звуков. Первые суфии появились в 8 в., вскоре после возникновения ислама. Мистический опыт начинает получать теоретическое осмысление у ал-асана ал-Бар, З-н-Нна ал-Мир (8-9 в.), ал-Харрза (ум. 899), философские идеи прослеживаются у Аб Йазда ал-Бисм (ум. 875), Аб..

Суфизм

[арабск.] - мистико-аскетическое направление в исламе (ИСЛАМ), возникшее в VII-IX вв., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. См. АСКЕТ.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)Мистическое учение магометан, по которому человек, в этом мире, есть истечение божества и стремится опять соединиться с ним.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)этимологию см. Суфи. Мистическое учение преимущественно в Персии и в ..

Суфизм

М.Направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм.. ..

Суфизм

СУФИ́ЗМ -а. М. [араб. Буквально - грубая шерстяная ткань, служащая одеждой аскета] Мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону религии и проповедующее аскетизм.. ..

Суфизм

— мистическое течение в исламе. Возникло в VIII—IX вв., окончательно оформилось в X— XI. Вв. Характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога в интуитивных экстатических «озарениях» и слиянию с ним.. ..

Суфизм

(от араб. Суфи, букв. - человек в одежде на шерсти. С. По-арабски - тасбввуф, букв. - облаченность во власяницу) - мистич. Течение в исламе. С. Возник в 8 в. На терр. Совр. Ирака и Сирии. В 9 в. Стал распространяться в Египте, откуда проник затем в страны Магриба и араб. Испанию. В 9-10 вв. Получил распространение в Иране и Ср. Азии, а затем - в Центр. И Сев. Индии, в 13-15 вв. - на Малакке и Суматре. С самого начала С. Был связан с кругами ремесленников и первоначально выступал как одна из форм..

Суфизм

СУФИЗМ (арабск. Suf- грубая шерстяная ткань в значении "рубище") - мистическое направление в развитии ислама. Исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Территория распространения - от северо-западной Африки до Индии и Северного Китая, включая Индонезию. На уровне прецедента возникает в 8 в. Основы учения заложены в 9 в. Египтянином Зу-л-Нуном ал-Мисри (ум. 850) и основоположником багдадской школы С. - Абу Абдалла-хом ал-Мухасиби (ум. 857). Конституируется как противовес ортодоксаль..

Суфизм

(араб. Ат-тасаввуф) - мистико-аскетическое течение в исламе. Слово "суфий" восходит к араб. Слову "суф" (грубая шерсть). Суфиями первоначально называли тех мусульманских мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и покаяния. Основными составляющими С. Принято считать аскетизм, подвижничество и мистицизм. С. Как широкое идейное течение охватил литературу (поэзию), искусство (музыку), философию, историю и народную культуру. Принцип "универсальности" был одним из осно..

Суфизм

См. Тасаввуф.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Суфизм

Мистическое направление в исламе. Возникло в VIII - IX веках, окончательно оформилось в X - XII веках. На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидский зороастризм. Суфизм является богоискательским течением и может принимать самые. ..

Суфизм

(Греч.) От корня София, «Мудрость». Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов. И хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного Магометанства. Учение Суффи (или Софи) во многом соприкасается с Теософией, поскольку проповедует одну всемирную веру, и внешнее уважение и терпимость ко всем народным экзотерическим верованиям. Оно также соприкасается с Масонство..

Дополнительный поиск Суфизм Суфизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Суфизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суфизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа