Ткачёв
Петр Никитич (29.VI.1844 - 23.XII.1885 (4.I.1886)) - рус. Революционер, идеолог бланкистского направления в народничестве, публицист и лит. Критик. Из небогатых дворян Псковской губ. В 1861 за участие в студенч. Волнениях был исключен из Петерб. Ун-та и на 2 мес. Заключен в Кронштадтскую крепость. С 1862 началась лит. Деятельность Т. За революц. Пропаганду в среде студенчества неоднократно арестовывался, в последний раз но делу С. Г. Нечаева (1869). В 1872 после отбытия тюремного заключения был выслан на родину в Великолуцкий уезд, откуда в 1873 бежал за границу. Нек-рое время сотрудничал в жури. П. Л. Лаврова "Вперед!". После разрыва с Лавровым сблизился с группой русско-польских эмигрантов, с к-рыми с кон. 1875 до 1881 издавал "Набат".
На страницах "Набата" Т. Обосновывал свою программу революц. Борьбы, полемизируя с Лавровым и М. А. Бакуниным. Одновременно Т. Сотрудничал в рус. Легальном журн. "Дело", где помещал публицистич. И лит.-критич. Статьи. За границей Т. Имел тесные контакты с бланкистами, сотрудничал в газ. Л. О. Бланки "Ni Dieu, ni maître" ("Ни бога, ни хозяина", 1880). С 1882 Т. Тяжело болел. Умер в психиатрич. Больнице в Париже.Воззрения Т. Сложились под определяющим влиянием демократич. И социалистич. Идеологии 50-60-х гг. 19 в., прежде всего Н. Г. Чернышевского. Однако в трудах Т. Крест. Социализм существенно изменил свою форму. Из общесоциологич. Модели некапиталистич. Пути развития он развертывается в концепцию непосредственного революц. Действия, в систему принципов политич.
Стратегии и тактики.Отвергая концепцию "самобытности" рус. Экономич. Строя, Т. Констатировал, что пореформенное развитие страны медленно, но неуклонно совершается в сторону капитализма и считал, что предотвратить победу капитализма можно, лишь заменив один экономич. Принцип другим, буржуазный - социалистическим. В отличие от Чернышевского, в концепции Т. Фактор времени играл первостепенную роль. Как и все народники, Т. Связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим "по инстинкту, по традиции", проникнутым "принципами общинного владения". Однако, в отличие от большинства народников, Т. Не верил в способность крестьянства провести в жизнь идею социальной революции. Вслед за П. Г. Заичневским Т.
Развил идею политич. Переворота как исходного пункта социальной революции. Не просвещение народа должно предшествовать революции, а революция - просвещению. Гл. Предпосылкой революции, по мнению Т., является объединение сознательных элементов переворота в конспиративную централистскую партию якобинского типа. Твердые и решительные действия партии против старой власти (заговор, гос. Переворот) создадут условия для революц., разрушительной работы народа. Опираясь на нее, революц. Меньшинство сумеет парализовать сопротивление господствующих классов. В противоположность бакунистам, Т. Доказывал необходимость использования гос-ва после победы революции. Народ, по его мнению, не способен на самостоятельное революц. Творчество.
Осуществить идеалы социальной революции в состоянии только сознательное меньшинство, к-рое с помощью централизованного гос-ва последовательно и постепенно реформирует весь строй.Свои филос. Воззрения Т. Называл "реализмом". В него включались элементы материалистич. Трактовки истории. Т., в частности, считал, вслед за К. Марксом и Чернышевским, экономич. Фактор "рычагом" социального движения и рассматривал ист. Процесс с точки зрения борьбы экономич. Интересов различных классов. Несмотря на это, Т. Не удалось полностью преодолеть идеалистич. Понимание истории. Источник обществ. Развития Т. Видел в воле отд. Личностей. Выступая против провиденциальной веры в ход вещей, в абстрактную необходимость, настаивая на "обязанности действовать", Т.
Не поднимался до осознания ист. Необходимости, как реальной предпосылки, в к-рой заключены условия для проявления коллективной и индивидуальной воли. Поэтому отрицание "каких-либо непреложных законов" в истории часто превращалось у Т. В апологетику ист. Случайности. В области эстетики и литературной критики Т., развивая традицию Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, утверждал принципы реализма, высокой идейной и общественной значимости художественных произведений.Доктрина Т. Имела трудную судьбу в истории рус. Революц. Движения. Резкая полемика с господствовавшими в народничестве 70-х гг. Лавристами и бакунистами на долгие годы поставила Т. И редактировавшийся им "Набат" в изолированное положение. Однако практика заставила революционеров, отрицавших "политическую революцию" во имя "социальной", признать необходимость политич.
Борьбы против самодержавия (см. "Народная воля"). В генезисе "политического" направления в народничестве сыграла свою роль и программа Т.Соч. Избр. Соч., т. 1-6, М., 1932-37. Избр. Лит.-критич. Статьи, М.-Л., 1928.Лит. Энгельс Ф., Эмигрантская литература,. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18. Его же, Может ли Европа разоружиться?, там же, т. 22. Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 6, с. 173-74. Т. 13, с. 31-32. Т. 19, с. 139-40 (т. 5, с. 477. Т. 10, с. 319. Т. 16, с. 76). Плеханов Г. В., Социализм и политическая борьба, Избр. Филос. Произв., т. 1, М., 1956. Его же, Наши разногласия, там же. Козьмин Б. П., П. Н. Ткачев и революц. Движение 1860-х гг., М., 1922. Его же, Рус. Секция I Интернационала, М., 1957. Его же, Из истории революц. Мысли в России, Избр. Труды, М., 1961. Реуэль А.
Л., Рус. Экономич. Мысль 60-70-х гг. XIX в. И марксизм, М., 1956. Его же, Социально-экономич. Воззрения Ткачева, "Науч. Зап. Моск. Финанс. Ин-та", 1957, в. 8. Левин Ш. М., Обществ. Движение в России в 60-70-е гг. XIX в., М., 1958.И. К. Пантин. Москва..
Дополнительный поиск Ткачёв
На нашем сайте Вы найдете значение "Ткачёв" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ткачёв, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа