Эразм Роттердамский
Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) (28.X.1466 или 1469 - 12.VII.1536), - ученый-гуманист, виднейший представитель северного Возрождения. Род. В Роттердаме (Голландия) в бюргерской среде. Рано осиротев, вынужден был (ок. Сер. 80-х гг.) вступить в монастырь. В 1495 поступил на теологич. Ф-т Парижского ун-та, к-рый окончил в 1499. В последующие годы занял ведущее положение в европ. Науч. Мире как выдающийся филолог, писатель, мыслитель. Деятельность Э. Р. Проходила во мн. Европ. Странах. В Англии (где он сблизился с кружком т. Н. Оксфордских реформаторов - Дж. Колетом, Т. Мором и др.), в нидерл., герм., итал. И швейц. Городах (долго жил в Базеле, где был близок с типографом-гуманистом И. Фробеном, гл. Издателем соч. Э. Р. В этом городе он и умер).В науч.
И лит. Деятельности Э. Р. Видное место заняло восстановление подлинных текстов и точные переводы Нового завета (им осуществлено в 1517 первопечатное издание греч. Оригинала и лат. Перевод) и ряда книг "отцов церкви" (в 20-30-е годы). Обработка Э. Р. Этих текстов и его комментарии приобрели впоследствии важное значение для науч. Критики Библии. Составленный Э. Р. Сб-к изречений и поговорок древних писателей ("Adagia", 1500) с его комментариями сыграл большую роль в распространении гуманистич. Идей.Осн. Положения гуманистич. Учения Э. Р. Намечены уже в его ранних произведениях - "О презрении мира" (De contemptu mundi), "Книга антиварваров" (Antibarbarorum Liber, 1520), "Руководство христианского воина" (Enchiridion militis christiani, 1501), в к-рых он стремился обосновать свое (этическое) понимание христианства.
Считая, что тайные пути и мистич. Цели христ. Религии недоступны человеческому уму и составляют предмет веры, Э. Р. Вместе с тем рассматривал христианство как высший этап этич. Развития человечества, подготовленный предшествовавшим ему этапом античной культуры и науки и выявивший высокое значение человечности и человеческого достоинства в общем процессе нравств. Совершенствования. Предпосылками и необходимыми условиями следования этич. Основам человечности он считал владение собственным характером и целеустремленной волей, при к-рых человек во всех сферах личной и обществ. Жизни руководствуется не природными стимулами и влечениями, а нравств. Принципами. Среди называемых Э. Р. Принципов человечности - и принципы, касающиеся нравств.
Основ социальных отношений. Он подчеркивает моральный вред института частной собственности, резких социальных контрастов и бедности. В трактате о гос-ве и гос. Управлении "Воспитание христианского государя" (Institutio principis christiani, 1516) в яркой форме выражена политич. Этика Э. Р. Общность интересов, лежащая в основе политики, должна пониматься не как комбинация частных интересов, а как выражение того, что выше всех частностей, - как принципы самой человечности. Гос-во определяется Э. Р. Как сложный организм, состоящий из разных членов, над к-рыми превалирует идея целого. Из единства целого и его частей он выводит принципы внутр. И внеш. Политики гос-ва, направленные на преодоление разумом внутр. Противоречий и конфликтов, на устранение феод.
Войн и создание системы мирного и справедливого решения междунар. Споров (трактат "Querella pacis", 1518, в рус. Пер. - "Жалоба мира", в кн. "Трактаты о вечном мире", М., 1963).Из многочисл. Произведений Э. Р. Наибольшей известностью пользовались сатиры "Похвала Глупости" (1509, рус. Пер., М., 1960) и "Разговоры запросто" (1519, рус. Пер., М., 1969), в к-рых вскрывались и высмеивались пороки совр. Ему общества. Во всех областях политич., культ. И церк. Жизни он выявлял пошлость, формализм, догматизм и прежде всего отсутствие всякого разумного начала - "глупость". Наиболее резким насмешкам подвергаются богословы и представители схоластич. "науки". Однако при всем радикализме своей сатиры и старании внести в этич. Понимание христианства рационалистич.
Элемент Э. Р. Не посягал в принципе на основы не только религ. Мировоззрения, но и церк. Организации. Своим учением Э. Р. В значит. Степени содействовал распространению реформац. Идеологии, но сам он выступил решит. Противником Реформации. В полемике с М. Лютером защищал свободу воли (трактат "О свободе воли" - "De libero arbitrio", Baseleae, 1524).Остро критикуя обрядовую сторону католич. Церкви, разоблачая мн. Стороны феод. Быта и идеологии, Э. Р. По существу отстаивал основы зарождавшихся бурж. Отношений. Но значение его гуманистич. Учения было значительно шире. Гуманистич. Идеи Э. Р., выступавшего против теологич. Фатализма, подчеркивавшего роль человека, его разума и целенаправленной воли в процессе движения к высшему нравств. Совершенству, оказали немалое влияние на идеологию Реформации, в т.
Ч. Тех радикальных и революционных течений, к-рые выходили за рамки бурж. Направлений Реформации.Соч. Opera omnia..., t. 1-10, Lugduni Batavorum, 1703-1706 (нов. Изд. - t. 1-4, Amst., 1971-73). Opus epistolarum. Denuo recognitum. Per P. S. Allen, t. 1-12, Oxonii, 1906-58.Лит. Маркиш С. П., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971. Смирин M. M., Идея свободы воли в ранних произв. Э. Р., в кн. Средние века, в. 37, М., 1973. Его же, О политич. Концепции Э. Р., в сб. Ежегодник герм. Истории 1972, М., 1973. Mestwerdt P., Die Anfänge der Erasmus, Lpz., 1917. Huizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958. Smith P., Erasmus, N.- Y., 1962. Kohls E. W., Die Theologie des Erasmus, Bd 1-2, Basel, 1966. Tracy J., Erasmus - the growth of a mind, Gen., 1972.M. M. Смирин. Москва..
Дополнительный поиск Эразм Роттердамский
На нашем сайте Вы найдете значение "Эразм Роттердамский" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эразм Роттердамский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 19 символа