Эразм Роттердамский

110

Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) (28.X.1466 или 1469 - 12.VII.1536), - ученый-гуманист, виднейший представитель северного Возрождения. Род. В Роттердаме (Голландия) в бюргерской среде. Рано осиротев, вынужден был (ок. Сер. 80-х гг.) вступить в монастырь. В 1495 поступил на теологич. Ф-т Парижского ун-та, к-рый окончил в 1499. В последующие годы занял ведущее положение в европ. Науч. Мире как выдающийся филолог, писатель, мыслитель. Деятельность Э. Р. Проходила во мн. Европ. Странах. В Англии (где он сблизился с кружком т. Н. Оксфордских реформаторов - Дж. Колетом, Т. Мором и др.), в нидерл., герм., итал. И швейц. Городах (долго жил в Базеле, где был близок с типографом-гуманистом И. Фробеном, гл. Издателем соч. Э. Р. В этом городе он и умер).В науч.

И лит. Деятельности Э. Р. Видное место заняло восстановление подлинных текстов и точные переводы Нового завета (им осуществлено в 1517 первопечатное издание греч. Оригинала и лат. Перевод) и ряда книг "отцов церкви" (в 20-30-е годы). Обработка Э. Р. Этих текстов и его комментарии приобрели впоследствии важное значение для науч. Критики Библии. Составленный Э. Р. Сб-к изречений и поговорок древних писателей ("Adagia", 1500) с его комментариями сыграл большую роль в распространении гуманистич. Идей.Осн. Положения гуманистич. Учения Э. Р. Намечены уже в его ранних произведениях - "О презрении мира" (De contemptu mundi), "Книга антиварваров" (Antibarbarorum Liber, 1520), "Руководство христианского воина" (Enchiridion militis christiani, 1501), в к-рых он стремился обосновать свое (этическое) понимание христианства.

Считая, что тайные пути и мистич. Цели христ. Религии недоступны человеческому уму и составляют предмет веры, Э. Р. Вместе с тем рассматривал христианство как высший этап этич. Развития человечества, подготовленный предшествовавшим ему этапом античной культуры и науки и выявивший высокое значение человечности и человеческого достоинства в общем процессе нравств. Совершенствования. Предпосылками и необходимыми условиями следования этич. Основам человечности он считал владение собственным характером и целеустремленной волей, при к-рых человек во всех сферах личной и обществ. Жизни руководствуется не природными стимулами и влечениями, а нравств. Принципами. Среди называемых Э. Р. Принципов человечности - и принципы, касающиеся нравств.

Основ социальных отношений. Он подчеркивает моральный вред института частной собственности, резких социальных контрастов и бедности. В трактате о гос-ве и гос. Управлении "Воспитание христианского государя" (Institutio principis christiani, 1516) в яркой форме выражена политич. Этика Э. Р. Общность интересов, лежащая в основе политики, должна пониматься не как комбинация частных интересов, а как выражение того, что выше всех частностей, - как принципы самой человечности. Гос-во определяется Э. Р. Как сложный организм, состоящий из разных членов, над к-рыми превалирует идея целого. Из единства целого и его частей он выводит принципы внутр. И внеш. Политики гос-ва, направленные на преодоление разумом внутр. Противоречий и конфликтов, на устранение феод.

Войн и создание системы мирного и справедливого решения междунар. Споров (трактат "Querella pacis", 1518, в рус. Пер. - "Жалоба мира", в кн. "Трактаты о вечном мире", М., 1963).Из многочисл. Произведений Э. Р. Наибольшей известностью пользовались сатиры "Похвала Глупости" (1509, рус. Пер., М., 1960) и "Разговоры запросто" (1519, рус. Пер., М., 1969), в к-рых вскрывались и высмеивались пороки совр. Ему общества. Во всех областях политич., культ. И церк. Жизни он выявлял пошлость, формализм, догматизм и прежде всего отсутствие всякого разумного начала - "глупость". Наиболее резким насмешкам подвергаются богословы и представители схоластич. "науки". Однако при всем радикализме своей сатиры и старании внести в этич. Понимание христианства рационалистич.

Элемент Э. Р. Не посягал в принципе на основы не только религ. Мировоззрения, но и церк. Организации. Своим учением Э. Р. В значит. Степени содействовал распространению реформац. Идеологии, но сам он выступил решит. Противником Реформации. В полемике с М. Лютером защищал свободу воли (трактат "О свободе воли" - "De libero arbitrio", Baseleae, 1524).Остро критикуя обрядовую сторону католич. Церкви, разоблачая мн. Стороны феод. Быта и идеологии, Э. Р. По существу отстаивал основы зарождавшихся бурж. Отношений. Но значение его гуманистич. Учения было значительно шире. Гуманистич. Идеи Э. Р., выступавшего против теологич. Фатализма, подчеркивавшего роль человека, его разума и целенаправленной воли в процессе движения к высшему нравств. Совершенству, оказали немалое влияние на идеологию Реформации, в т.

Ч. Тех радикальных и революционных течений, к-рые выходили за рамки бурж. Направлений Реформации.Соч. Opera omnia..., t. 1-10, Lugduni Batavorum, 1703-1706 (нов. Изд. - t. 1-4, Amst., 1971-73). Opus epistolarum. Denuo recognitum. Per P. S. Allen, t. 1-12, Oxonii, 1906-58.Лит. Маркиш С. П., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971. Смирин M. M., Идея свободы воли в ранних произв. Э. Р., в кн. Средние века, в. 37, М., 1973. Его же, О политич. Концепции Э. Р., в сб. Ежегодник герм. Истории 1972, М., 1973. Mestwerdt P., Die Anfänge der Erasmus, Lpz., 1917. Huizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958. Smith P., Erasmus, N.- Y., 1962. Kohls E. W., Die Theologie des Erasmus, Bd 1-2, Basel, 1966. Tracy J., Erasmus - the growth of a mind, Gen., 1972.M. M. Смирин. Москва..

Значения в других словарях
Эразм Роттердамский

(Erasmus Roterodamus) Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, — 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском университете (1495—99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени. Решающими для формирования творческой личности Э. Р. Были нидерландский мистицизм и..

Эразм Роттердамский

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Erasmus Roterodamus) - Дезидерий (Desiderius) (1467-1536), гуманист эпохи Возрождения (глава "северных гуманистов"), филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор "Похвалы Глупости" - сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Враг религиозного фанатизма.. ..

Эразм Роттердамский

Один из наиболее выдающихся гуманистов, которого вместе с Рейхлином, современники называли "двумя очами Германии". Родился, как гласит надпись на воздвигнутом ему в Роттердаме памятнике, 28 октября 1467 г. (эта дата оспаривается некоторыми биографами, отдающими предпочтение 1465 г.), в городе Роттердаме (в нынешней Голландии). Отец его, принадлежавший к одной из бюргерских фамилий городка Гуды (в южной Голландии), увлекся в юности одной девушкой, которая отвечала ему взаимностью. Родители, предо..

Эразм Роттердамский

(Desiderius Erasmus Roterodamus)ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ. Портрет работы Гольбейна Младшего.(ок. 1466-1536), нидерландский ученый, писатель, гуманист. Редактор и переводчик античной классики. Первый издатель Нового Завета на греческом языке. Сатирик. Родился в Роттердаме, вероятно, 27 октября 1466 (разброс возможных дат рождения находится в пределах 1465-1469). Незаконнорожденный сын дочери лекаря из Севенбергена и Герарда из Гоуды, ставшего священником, он воспитывался в Голландии - сначала в Гоуде,..

Эразм Роттердамский

(Герхард Герхардс) (1469—1536 гг.) филолог, писатель Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя.Вежливость порождает и вызывает вежливость.Все превращает любовь и неумного делает мудрым.Все превращает любовь. Красноречье дает молчаливым,Старцев в юнцов превратить милая может любовь.Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит,В робких отвагу вдохнуть также умеет любовь.Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен.Даруй свет, и тьма исчезнет сама ..

Эр-рияд

Столица Саудовской Аравии, в пров. Неджд. Адм., культурный, политич. Центр страны. Узел шосс. Дорог. Ок. 384 т. Ж. (1975). Обрабат. Пром-сть, кустарно-ремесл. Произ-во. Известен с 18 в. Как центр движения ваххабитов. С 1821 до 80-х гг. 19 в. - столица их гос-ва - эмирата Саудидов. С 80-х гг. 19 в. - под властью эмиров Шаммара. В янв. 1902 завоеван отрядами Ибн Сауда, к-рый сделал его столицей эмирата Неджд. В 1927-32 - столица гос-ва Хиджаз, Неджд и присоединенные области (с 1932 - Саудовская Ар..

Эра

(от лат. Aera - исходное число) - исходный момент системы летосчисления, отмеченный к.-л. Знаменательным или легендарным событием, от к-рого начинается последоват. Отсчет времени. Сама система летосчисления. В зависимости от характера события, избранного для начала отсчета, Э. Принято делить на астрономические, политические и религиозные.К астрономич. Э. Принадлежит, напр., древнейшая в Индии Э. Кали - 3102 до н. Э. (восходящая к имевшему место 18 февр. 3102 до н. Э. Сочетанию положения нек-рых ..

Эрани

Таги (5.IX.1902 - 4.II.1940) - иран. Ученый-марксист. Деятель Иранской коммунистической партии (ИКП). Род. В Тебризе, среднее образование получил в Тегеране. В 1922-30 учился и работал в Берлине (окончил физ.-хим. Ф-т Берлинского ун-та, в 1928 защитил дисс. По химии, до 1930 преподавал перс. Тур. И араб. Поэтику и логику в Берлинском ун-те). В Берлине вступил в подпольный революц. Кружок иран. Интеллигентов. В 1930 вернулся на родину, работал преподавателем физики и химии, в 1936 - апр. 1937- на..

Эрарий

(лат. Aerarium, от aes - медь, деньги) - в Др. Риме гос. Казна. Хранилась в храме Сатурна. В период республики находилась в распоряжении сената (заведовали ею квесторы), в период империи - в ведении императоров, постепенно слившись с учрежденной имп. Августом частной имп. Кассой - фиском. Во главе Э. Имп. Времени ставились преторы.. ..

Эразм Роттердамский

(Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469-1536) - нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. Там знакомится с Мором и становится его близким другом. В 1499 в Англии встречает Дж.Колета, видного богослова того времени, который побуждает направить его знания древних языков и литературы на изучение библейских текстов. Э.Р. Сыграл важную роль в подгот..

Эразм Роттердамский

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (действительное имя Герхард Герхардс) (1469-1536) - выдающийся писатель-гуманист позднего Возрождения, ученый, богослов, знаток античной культуры. Родился в Роттердаме в семье бюргера. Рано лишившись родителей, провел юность в монастыре. Его исключительную одаренность заметили знатные покровители, благодаря которым он получил прекрасное образование. По происхождению голландец, жил во Франции, Англии, Италии, Германии, Швейцарии и считал себя принадлежащим ко всему ..

Эразм Роттердамский

(Еrasmus Roterodamus), Дезидерий, свящ. (ок.1469-1536), католич. Писатель, богослов, библеист, ученый-филолог. Род. В Роттердаме (Голландия). Рано осиротев, поступил в Августинский м-рь (1487) и вскоре был рукоположен (1492). Однако в 1494 добился разрешения выйти из м-ря и стал независимым ученым. Нек-рое время Э.Р. Жил во Франции, посещал Англию, где сблизился с Томасом Мором, работал в Альдинской типографии. В Италии ему присвоили степень доктора богословия. Деятельность Э.Р. Получила одобрен..

Дополнительный поиск Эразм Роттердамский Эразм Роттердамский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эразм Роттердамский" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эразм Роттердамский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 19 символа