Этно-психологическая Школа
В этнографии - направление в "антропологической" (т. Е. Этнографической) науке США, господствовавшее в 30-50-х гг. 20 в. Сложилось как реакция против агностицизма и индетерминизма, преобладавших в "исторической" школе в амер. Этнографии, хотя взгляды главы этой школы Ф. Боаса оказали большое влияние на формирование Э.-п. Ш. Во главе Э.-п. Ш. Стал психиатр А. Кардинер. К нему примкнули этнографы Р. Линтон, Э. Сепир, Р. Бенедикт, А. Халлоуэлл, К. Дюбуа и др. Э.-п. Ш. Объявила понятие "культура" (гл. Предмет исследований историч. Школы) "статистической фикцией", а единственно подлинной реальностью - индивидуум, личность. Ключ к пониманию особенностей культуры каждого народа этно-психологи видели в "структуре", т. Е. В психич. Особенностях, "основной" ("средней", "модальной", "суммарной") личности.
"Структура основной личности" складывается у каждого человека в первые годы его жизни под действием характерных для данного народа особенностей ухода за ребенком. Способы кормления, ношения, пеленания, обучения и пр. Все это этно-психологи называли "опытом детства" индивидуума, к-рый в дальнейшем не меняется. "Структура основной личности" образует базу каждой данной культуры, к-рая поэтому тоже не поддается изменению. Культура народа - это "индивидуальная психология, отброшенная на большой экран, получившая гигантские пропорции и большую длительность во времени" - писала Р. Бенедикт. Э.-п. Ш. Таким образом подменяла изучение народа, его быта и культуры изучением психики составляющих его индивидуумов. При этом за основу брался т.
Н. Психоаналитический метод З. Фрейда. Годы господства Э.-п. Ш. Были как раз временем широкого распространения фрейдизма в амер. Этнографии.В целом идейное содержание работ Э.-п. Ш. Было реакционным. Оно теоретически оправдывало гегемонистские притязания амер. Империализма, пытаясь доказать превосходство "основной личности" стопроцентных американцев над "основной личностью" отсталых и угнетенных народов. Нек-рые этнографы пытались применить методы Э.-п. Ш. К изучению классового и этнич. Состава населения самих США. Классовую дифференциацию общества они выводили из различий в "опытах детства" индивидуумов, а неполноправное положение нац. Меньшинств объясняли их неполноценностью и культурной обособленностью.Несмотря на реакционность общей установки Э.-п.
Ш., отдельные добросовестные исследования ее сторонников - изучение детской психологии, изучение своеобразия культуры отдельных народов - представляют известный науч. Интерес. На нью-йоркском съезде этнографов (1952) методы Э.-п. Ш. Подверглись суровой критике, и ее влияние стало быстро падать.Лит. Аверкиева Ю. П., О некоторых этно-психологических исследованиях в США, в сб. Современная американская этнография, М., 1963. Benedict R., Patterns of culture, Boston - N. Y., 1934. Dubois С. A., The people of Alor, v. 1-2, N. Y., 1961. Kardiner A., The psychological frontiers of society, 2 ed., N. Y., 1946. Linton R., The cultural background of personality, N. Y., 1945. Honigmann J., Culture and personality, N. Y., 1954. Hallowell A. I., Culture and experience, Phil., 1955.С.
А. Токарев. Москва..
Дополнительный поиск Этно-психологическая Школа
На нашем сайте Вы найдете значение "Этно-психологическая Школа" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Этно-психологическая Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 26 символа