Этно-психологическая Школа

81

В этнографии - направление в "антропологической" (т. Е. Этнографической) науке США, господствовавшее в 30-50-х гг. 20 в. Сложилось как реакция против агностицизма и индетерминизма, преобладавших в "исторической" школе в амер. Этнографии, хотя взгляды главы этой школы Ф. Боаса оказали большое влияние на формирование Э.-п. Ш. Во главе Э.-п. Ш. Стал психиатр А. Кардинер. К нему примкнули этнографы Р. Линтон, Э. Сепир, Р. Бенедикт, А. Халлоуэлл, К. Дюбуа и др. Э.-п. Ш. Объявила понятие "культура" (гл. Предмет исследований историч. Школы) "статистической фикцией", а единственно подлинной реальностью - индивидуум, личность. Ключ к пониманию особенностей культуры каждого народа этно-психологи видели в "структуре", т. Е. В психич. Особенностях, "основной" ("средней", "модальной", "суммарной") личности.

"Структура основной личности" складывается у каждого человека в первые годы его жизни под действием характерных для данного народа особенностей ухода за ребенком. Способы кормления, ношения, пеленания, обучения и пр. Все это этно-психологи называли "опытом детства" индивидуума, к-рый в дальнейшем не меняется. "Структура основной личности" образует базу каждой данной культуры, к-рая поэтому тоже не поддается изменению. Культура народа - это "индивидуальная психология, отброшенная на большой экран, получившая гигантские пропорции и большую длительность во времени" - писала Р. Бенедикт. Э.-п. Ш. Таким образом подменяла изучение народа, его быта и культуры изучением психики составляющих его индивидуумов. При этом за основу брался т.

Н. Психоаналитический метод З. Фрейда. Годы господства Э.-п. Ш. Были как раз временем широкого распространения фрейдизма в амер. Этнографии.В целом идейное содержание работ Э.-п. Ш. Было реакционным. Оно теоретически оправдывало гегемонистские притязания амер. Империализма, пытаясь доказать превосходство "основной личности" стопроцентных американцев над "основной личностью" отсталых и угнетенных народов. Нек-рые этнографы пытались применить методы Э.-п. Ш. К изучению классового и этнич. Состава населения самих США. Классовую дифференциацию общества они выводили из различий в "опытах детства" индивидуумов, а неполноправное положение нац. Меньшинств объясняли их неполноценностью и культурной обособленностью.Несмотря на реакционность общей установки Э.-п.

Ш., отдельные добросовестные исследования ее сторонников - изучение детской психологии, изучение своеобразия культуры отдельных народов - представляют известный науч. Интерес. На нью-йоркском съезде этнографов (1952) методы Э.-п. Ш. Подверглись суровой критике, и ее влияние стало быстро падать.Лит. Аверкиева Ю. П., О некоторых этно-психологических исследованиях в США, в сб. Современная американская этнография, М., 1963. Benedict R., Patterns of culture, Boston - N. Y., 1934. Dubois С. A., The people of Alor, v. 1-2, N. Y., 1961. Kardiner A., The psychological frontiers of society, 2 ed., N. Y., 1946. Linton R., The cultural background of personality, N. Y., 1945. Honigmann J., Culture and personality, N. Y., 1954. Hallowell A. I., Culture and experience, Phil., 1955.С.

А. Токарев. Москва..

Значения в других словарях
Этническая История

См. Этногенез.. ..

Этническая Общность

Особый исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племем, народностью, нацией и др. Образованиями. Т. О., термин "Э. О." очень близок термину "народ" в его этнографич. Смысле. Для обозначения Э. О. Применяется также термин "национальность" (напр., "народы СССР" - то же, что "национальности СССР"). Осн. Условием возникновения Э. О. Является общность территории как естеств. Базы объединения людей, а также общность или близость их языка. Нередко, напр. При сло..

Этногенез

(от греч. Etnos - племя, народ и genesis - происхождение) - процесс сложения новой этнич. Общности на базе различных, ранее существовавших этнич. Компонентов. При этом последние либо теряют свою этнич. Специфику и сходят с историч. Арены (как галлы, франки, бургунды, вестготы - при сложении франц. Народности), либо частично сохраняются (как айны, часть к-рых вошла в состав япон. Нации, а часть сохранилась как отдельная народность). Э. Является начальным этапом этнич. Истории любого этноса, к-рая..

Этнографическая Группа

Обособленная часть народности или нации, культура и быт к-рой сохраняет нек-рые особенности (свой диалект или говор, специфику в материальной и духовной культуре, религ. Различия и т. П.). Она обычно образуется при ассимиляции народностью или нацией инонациональных групп или же при слиянии племен в народность, когда эти племена сохранили нек-рые характерные черты. Э. Г. Образуются также при длительном отрыве части народа от осн. Этнич. Массива (вследствие миграц. Процессов, изменения гос. Границ..

Дополнительный поиск Этно-психологическая Школа Этно-психологическая Школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Этно-психологическая Школа" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Этно-психологическая Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 26 символа