Апокрифы

179

Апокрифы (апокриф = сокровенный, тайный. В данном случае. Исключенный из богослужебного употребления). I. АПОКРИФЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА А. ВОЗНИКНОВЕНИЕА. - это сочинения позднего иудаизма дохрист. Периода, возникшие в промежутке между ВЗ и НЗ, существовавшие только на греч. Языке (были обнаружены части Книги Иисуса, сына Сирахова, также и на евр. Языке, см. I,В,3). Они включены в Септуагинту, греч. Пер. ВЗ. Когда Септуагинта стала Библией христиан, она вызвала недоверие у иуд. Раввинов (после 70 г.). Около 400 г. По Р.Х. 12 или 14 сочинений, содержавшихся в греч. И лат. ВЗ, но не входивших в евр. Канон, стали называться А. В христ. Общинах отношение к А. Было неоднозначным вплоть до эпохи Реформации, когда М. Лютер в своем переводе поместил А. Между ВЗ и НЗ и исключил их из канона.

В ответ на это Рим. Католич. Церковь на Тридентском соборе объявила их неотъемлемой частью Писания. Апокрифы широко распространены и высоко ценятся у католиков и православных.Б. УПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕРМИНАОбозначение "А." для вышеназванных книг используется только протестантами, католики называют их второканоническими, а православные - неканоническими писаниями. В изданиях, к-рые возникают в результате межконфессионального сотрудничества, решено обозначать их как "поздние сочинения ВЗ". Термин А. Католики применяют к прочим сочинениям, к-рые у евангелистов называются псевдоэпиграфами (т.е. Сочинениями, опубликованными под чужими именами). Они публиковались под псевдонимами, причем авторство всегда приписывалось к.-л. Из великих мужей ВЗ.

А. Являются более поздними произведениями, чем "поздние сочинения ВЗ", и всегда носят характер легенд с преимущественно апокалипсич. Содержанием (напр., Успение Моисея. Мученичество Исаии. Книга Еноха, определенно цитируемая в Иуд 14. Псалмы Соломона, Апокалипсис Варуха. Завет двенадцати патриархов и пр.).В. АПОКРИФЫ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗДАНИЯХ БИБЛИИОтдельные издания Библии предлагают нек-рый набор А., заимствованных из Септуагинты. Лютер писал. "Это те книги, которые не принадлежат к Священному Писанию, но все же полезны и хороши для чтения". Нек-рые из этих книг и по сей день используются при богослужении. Это относится даже к псевдоэпиграфам ( напр., Иуд 4, ср. Енох 10:4 и след. Иуд 9, ср. Усп. Моисея). Читателю Библии многое в А.

Покажется странным. С другой стороны, его поразит сходство многих изречений с ветхозаветными. Историки могут почерпнуть из нек-рых апокрифических книг ценные сведения о жизни иудеев, их образе мышления, о формах их религиозности в период между ВЗ и НЗ. Нек-рые из этих книг не могут представлять ист. Интерес, поскольку события, излагаемые в них, взяты вне исторического контекста, но они могут многое сказать о религиозно-философ. Мысли истор. Периода, предшеств. НЗ. 1. Менее значимы (за искл. Книги Товита) сочинения, особенностью к-рых является приукрашивание известных событий библ. Истории или облечение определ. Библ. Персонажей в покровы легенды. Книга Иудифь, хвалебная песнь богобоязненной иуд. Вдове, готовой пожертвовать своей женской честью ради храма и своего народа.

Книга Товита, чудесное, наивное повествование о двух молодых людях, к-рые, несмотря на тяжелейшие удары судьбы, не отступают от своей веры, и награда за благочестие не заставляет себя ждать. Книга дает наглядную картину жизни иуд. Диаспоры на Востоке около 200 г. До Р.Х. Она, видимо, появилась в это время. Языком первоисточника, вероятно, был арамейский. Сусанна и Даниил, О Виле Вавилонском, О драконе Вавилонском - три рассказа о Данииле. Два из них одновременно являются памфлетами, высмеивающими идолопоклонство. 2. Вышеназванные рассказы о Данииле составляют в Септуагинте дополнения к канонич. Книге пр. Даниила, предшествуя ей или следуя непосредственно за ней. Далее в Книге пр. Даниила обнаруживаются Молитва Азарии и Песнь трех отроков в печи огненной.

В Септуагинте присутствует еще целый ряд допол-нений и вставок в текст ВЗ, малодостоверных, но имеющих большую ценность благодаря их внутр. Связи с Библией. Книга Есфирь содержит шесть вставок различного содержания (следующих перед ст. 1:1 и за ст. 3:13. 4:17. 5:1,2. 8:12. 10:3). Молитва Манассии представляет собой приложение к 2Пар 33:11 и след. 3. Три произведения, относящиеся или приближающиеся к книгам премудрости, вероятно, заслуживают особого внимания. Книга Варуха, за искл. Ее вступления, сомни-тельного с ист. Т.зр., представляет собой собрание покаянных молитв, скорбных и утешит. Песен, а также назидат. Стихов, по стилю близких к ветхозаветным. То же относится к форме и содержанию т.наз. Послания Иеремии, к-рое в Вульгате и у Лютера встречается в качестве 6-й главы Книги Варуха.

На высоком уровне написана Книга Иисуса, сына Сирахова. Ее отличает богатство лит. Форм, она содержит многочисл. Руководства для практич. И духовной жизни и завершается проникновенной хвалой в адрес праотцов Израиля от Еноха до Неемии. Вместе с тем, это единственная книга такого рода, автор к-рой нам известен. Это Иисус, сын Сирахов, написавший ее ок. 190 г. До Р.Х. На евр. Языке (начиная с 1896 г. Среди евр. Рукописей было найдено более двух третей текста этой книги). Его внук около 132 г. До Р.Х. Перевел книгу на греч. Яз. (Сир, предисловие. 50:27 и след.). Кр. Того, в предисловии к этому сочинению указано время, до к-рого ветхозаветный канон существовал в трех частях. Книга Премудрости Соломона (она не могла быть написана Соломоном!) является попыткой, с одной стороны, примирить греко-эллинистич.

Мышление с иудейским, а с другой - отмежеваться от него. Она была написана с целью укрепить веру иуд. Общины ввиду опасности оязычивания. Мудрость, как ее понимали образованные греки, и справедливость, как ее мыслили набожные иудеи, под знаком иудаизма вступают в союз между собой, чтобы противостоять безбожию и идолопоклонству. Таким несколько искусственным способом иудаизм и эллинизм превращаются в союзников в борьбе против общего врага. Властители земли призываются к осознанию понимаемой т.о. Премудрости. Затем следует широкий обзор действий премудрости в Свящ. Истории, начиная от Адама и вплоть до времени овладения землей обетованной. 4. Два прозаич. Произведения. Книги Маккавейские. 1Мак может иметь значение для интересующихся историей, поскольку она вводит в ист.

Обстановку Палестины во времена борьбы Маккавеев против сир. Царя Антиоха IV Эпифана (175-163 гг. До Р.Х., ср. Дан 11. См. Антихрист, II,1). Этот период важен для понимания полит., этнич. И религ. Расстановки сил в Палестине ко времени Иисуса и НЗ. В первой части 2Мак, к-рая, вероятно, принадлежит перу другого автора, отражается та же ситуация. Но ист. Акценты заметно уступают в ней место богословским. Она охватывает более короткий период, чем первая, и в отличие от нее носит ярко выраженные черты легендотворчества. Книга содержит богатый материал для ознакомления с образом жизни и мышлением фарисейства, к-рое уже приняло устойчивые формы. Т.о., связь с НЗ лежит здесь на поверхности. (см. Маккавеи). Все А., о к-рых здесь говорилось, возникли в период прим.

С 200 г. До Р.Х. По 100 г. По Р.Х. Большинство из них изначально написаны на греч. Языке, а остальные переведены на греч. С евр. Или арам. (Вышеперечисленные А. Содержатся в Септуагинте, Вульгате и Славянской Библии. Кроме них, известны также такие книги, как Вторая книга Ездры, Третья книга Маккавейская (включены в Септуагинту и Славянскую Библию). Третья книга Ездры (в Славянской Библии и Вульгате). Четвертая книга Маккавейская (в приложении к Септуагинте). II. АПОКРИФЫ НОВОГО ЗАВЕТА 1. Между материалами А. Трудно провести четкое разграничение. Условимся обозначать как новозаветные А. Те книги, к-рые по своим притязаниям и характеристикам близки к книгам, вошедшим в НЗ. Они в большинстве своем обнародованы под именами апостолов (псевдоэпиграфы), но не включены в канон (от них следует отличать сочинения т.наз.

"мужей апостольских", см. Ниже). Время возникновения псевдоэпиграфов приходится на II-IV вв. По Р.Х. 2. Различают след. Категории новозаветных А. Апокрифич. Евангелия, к-рые по своему содержанию более или менее связаны с личностями Иисуса или Его родителей и цитируют те изречения Иисуса, к-рые не засвидет-вованы канонич. Евангелиями. Ряд такого рода евангелий известен нам по их названиям (напр., Евангелие от евреев, Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, Евангелие истины). Нек-рые из них практически утрачены (за искл. Цитат, встречающихся в трудах отцов Церкви). Однако в новейший период ряд А. Были открыты заново (напр., в Наг-Хаммади). В большом количестве встречались апокрифич. Деяния апостолов. Они относит. Подробно изображают жизнь и служение апостолов и их учеников (напр., Петра, Павла, Фомы, Андрея и др.).

В большинстве случаев они имеют более позднее происхождение, чем апокрифич. Евангелия, и сохранились также лишь фрагментарно. Только немногие из апокрифич. Посланий дошли до нашего времени. Одно такое послание даже приписывается Христу, три - Павлу, одно - Варнаве (в форме посланий существуют также писания "мужей апостольских", см. Ниже). Апокрифич. Апокалипсисы (откровения) среди прочих приписывались Петру, Павлу, Фоме, Стефану, Иоанну и Марии, матери Иисуса. А. НЗ практически не содержат достоверного ист. Материала. С А. ВЗ дело обстоит по-разному. Во всяком случае, они позволяют познакомиться с религиозной культурой иудео-христ. В период II-IV вв. По Р.Х. От новозаветных А. Следует отличать сочинения "мужей апостольских", т.е.

Произведения учеников апостолов, датируемые концом I в. И II в. По Р.Х. (появившиеся отчасти параллельно с последними книгами НЗ), к-рые упоминаются здесь только потому, что порой их причисляют к А. Речь прежде всего идет о посланиях и апологетич. Трактатах, из к-рых можно узнать об отношениях между церквами во II в. И которые достаточно достоверны в своих сведениях. См. Священное Писание (II,В-Г)..

Значения в других словарях
Апокрифы

(греч. Apokryphos — тайный, сокровенный) произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в Канон (не используются при богослужении). Не все произведения, не включенные в канон иудейской церковью, считаются А. Христианской церковью. Более того, существует различие между отдельными христианскими церквами в отнесении того или иного сочинения к числу А. Термин «А.» впервые был употреблен в одном из папских декретов конца 4 в., тогда же и был составлен христианской церко..

Апокрифы

АПОКРИФЫ (греч. Apokryphos - тайный - сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.. ..

Апокрифы

АПОКРИФЫ (греческое apokryphos - тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.. ..

Апокрифы

(греч.) — сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нем и мало-помалу развившееся догматическое представление, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, что они, следовательно, дело рук человеческих. Апокрифам противополагаются канонические книги, т. Е. Внесенные в список признанных церковью и у..

Апокрифы

(греч. Apokryphos - сокровенный), термин, прилагаемый к книгам, не включенным в канон еврейской Библии. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения всех книг, исключенных из Священного Писания. Протестанты обычно используют его применительно к 14 книгам, которые вошли в Септуагинту, но отсутствуют в еврейском каноне. Такого словоупотребления избегают католики и православные, использующие этот термин исключительно для обозначения псевдэпиграфических книг, которые никогда не в..

Апокрифы

-ов, мн. (ед. Апо́криф, -а, м.). Лит.. ..

Апокрифы

(греч. Apokrypha - скрытые, тайные). 1) Богословские книги, неизвестно кем написанные и потому не принадлежащие к числу канонических, т. Е. Церковью одобренных и употребляемых при богослужении. 2) вообще сочинение, имеющее таинственный смысл, или книга, автор которой неизвестен.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)книги религиозного содержания сомнительного происхождения, не принятые Церковью, в отличие от канонических.(Источник. "Полный сло..

Апокрифы

АПОКРИФЫ - название, применяемое к большой группе литературных памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. Имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. Указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской ..

Апокрифы

АПОКРИФЫ. ..

Апокрифы

Апокрифы (гр. Apokrypha), произведения религиозного характера христианского, гностического или иудейского происхождения, под именем библейского персонажа. Их целью являлось дополнение книг Священного Писания. Апокрифы, касающиеся Ветхого Завета создавались со II в. До н. Э., а относящиеся к Новому Завету - со II в. Н. Э. Их обозначали термином apokryphon (тайный), ибо они содержали истины для посвященных. А. Имели двойную цель. Изложить информацию касательно фактов, о которых Святое Писание умал..

Апокрифы

— произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канонический текст. В переносном смысле — неизвестные произведения, документы, проливающие новый свет, дающие неожиданную трактовку известным фактам.. ..

Апокрифы

Библейские (от греч. Apokrypos - скрытый, тайный) - религ. Книги, отличающиеся по своей трактовке библ. Сюжетов от канонической, т. Е. Официально утвержденной христ. Церковью лит-ры. A., отражая в своем содержании борьбу различных течений раннего христианства, оказывали сильное влияние на складывание осн. Догматов христ. Религии. Победившая в ходе борьбы церковь утвердила в 4 в. Т. Н. Канон, в к-рый были включены нек-рые произв. Из многочисл. Раннехрист. Лит-ры. Все не попавшие в него были объяв..

Апокрифы

См. Вспомогательные книги. ..

Апеллес

Апеллес, рим. Христианин, к-рого Павел называет "испытанным во Христе", когда просит передать ему привет (Рим 16:10).. ..

Апокалипсис

Апокалипсис см. Откровение Иоанна Богослова.. ..

Аполлион

Аполлион см. Аваддон.. ..

Аполлония

Аполлония ("принадлежащая Аполлону"), город в Македонии, в к-ром Павел побывал вместе с Силой во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 17:1). А. Была расположена среди сосновых, акациевых и каштановых рощ на знаменитой Эгнатиевой дороге, между Амфиполем и Фессалоникой. Ныне этот город называется Поллино.. ..

Апокрифы

(от греч. ЎpТkr(foj - сокрытый), книги, претендовавшие на значение священных, но отвергнутые Церковью и не включенные в *канон. Термин А. В языческом мире означал писания, содержащие тайные доктрины или сведения о мистериях. В церк. Словоупотреблении этот термин появился в связи с тем, что еретики часто прятали свои книги или выдавали их за тайное Откровение, данное только посвященным. В протестантизме А. Называются *неканонические книги ВЗ. Первые ветхозав. А. Появились на рубеже 3 и 2 вв. До н..

Дополнительный поиск Апокрифы Апокрифы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа