Апокрифы
Апокрифы (апокриф = сокровенный, тайный. В данном случае. Исключенный из богослужебного употребления). I. АПОКРИФЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА А. ВОЗНИКНОВЕНИЕА. - это сочинения позднего иудаизма дохрист. Периода, возникшие в промежутке между ВЗ и НЗ, существовавшие только на греч. Языке (были обнаружены части Книги Иисуса, сына Сирахова, также и на евр. Языке, см. I,В,3). Они включены в Септуагинту, греч. Пер. ВЗ. Когда Септуагинта стала Библией христиан, она вызвала недоверие у иуд. Раввинов (после 70 г.). Около 400 г. По Р.Х. 12 или 14 сочинений, содержавшихся в греч. И лат. ВЗ, но не входивших в евр. Канон, стали называться А. В христ. Общинах отношение к А. Было неоднозначным вплоть до эпохи Реформации, когда М. Лютер в своем переводе поместил А. Между ВЗ и НЗ и исключил их из канона.
В ответ на это Рим. Католич. Церковь на Тридентском соборе объявила их неотъемлемой частью Писания. Апокрифы широко распространены и высоко ценятся у католиков и православных.Б. УПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕРМИНАОбозначение "А." для вышеназванных книг используется только протестантами, католики называют их второканоническими, а православные - неканоническими писаниями. В изданиях, к-рые возникают в результате межконфессионального сотрудничества, решено обозначать их как "поздние сочинения ВЗ". Термин А. Католики применяют к прочим сочинениям, к-рые у евангелистов называются псевдоэпиграфами (т.е. Сочинениями, опубликованными под чужими именами). Они публиковались под псевдонимами, причем авторство всегда приписывалось к.-л. Из великих мужей ВЗ.
А. Являются более поздними произведениями, чем "поздние сочинения ВЗ", и всегда носят характер легенд с преимущественно апокалипсич. Содержанием (напр., Успение Моисея. Мученичество Исаии. Книга Еноха, определенно цитируемая в Иуд 14. Псалмы Соломона, Апокалипсис Варуха. Завет двенадцати патриархов и пр.).В. АПОКРИФЫ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗДАНИЯХ БИБЛИИОтдельные издания Библии предлагают нек-рый набор А., заимствованных из Септуагинты. Лютер писал. "Это те книги, которые не принадлежат к Священному Писанию, но все же полезны и хороши для чтения". Нек-рые из этих книг и по сей день используются при богослужении. Это относится даже к псевдоэпиграфам ( напр., Иуд 4, ср. Енох 10:4 и след. Иуд 9, ср. Усп. Моисея). Читателю Библии многое в А.
Покажется странным. С другой стороны, его поразит сходство многих изречений с ветхозаветными. Историки могут почерпнуть из нек-рых апокрифических книг ценные сведения о жизни иудеев, их образе мышления, о формах их религиозности в период между ВЗ и НЗ. Нек-рые из этих книг не могут представлять ист. Интерес, поскольку события, излагаемые в них, взяты вне исторического контекста, но они могут многое сказать о религиозно-философ. Мысли истор. Периода, предшеств. НЗ. 1. Менее значимы (за искл. Книги Товита) сочинения, особенностью к-рых является приукрашивание известных событий библ. Истории или облечение определ. Библ. Персонажей в покровы легенды. Книга Иудифь, хвалебная песнь богобоязненной иуд. Вдове, готовой пожертвовать своей женской честью ради храма и своего народа.
Книга Товита, чудесное, наивное повествование о двух молодых людях, к-рые, несмотря на тяжелейшие удары судьбы, не отступают от своей веры, и награда за благочестие не заставляет себя ждать. Книга дает наглядную картину жизни иуд. Диаспоры на Востоке около 200 г. До Р.Х. Она, видимо, появилась в это время. Языком первоисточника, вероятно, был арамейский. Сусанна и Даниил, О Виле Вавилонском, О драконе Вавилонском - три рассказа о Данииле. Два из них одновременно являются памфлетами, высмеивающими идолопоклонство. 2. Вышеназванные рассказы о Данииле составляют в Септуагинте дополнения к канонич. Книге пр. Даниила, предшествуя ей или следуя непосредственно за ней. Далее в Книге пр. Даниила обнаруживаются Молитва Азарии и Песнь трех отроков в печи огненной.
В Септуагинте присутствует еще целый ряд допол-нений и вставок в текст ВЗ, малодостоверных, но имеющих большую ценность благодаря их внутр. Связи с Библией. Книга Есфирь содержит шесть вставок различного содержания (следующих перед ст. 1:1 и за ст. 3:13. 4:17. 5:1,2. 8:12. 10:3). Молитва Манассии представляет собой приложение к 2Пар 33:11 и след. 3. Три произведения, относящиеся или приближающиеся к книгам премудрости, вероятно, заслуживают особого внимания. Книга Варуха, за искл. Ее вступления, сомни-тельного с ист. Т.зр., представляет собой собрание покаянных молитв, скорбных и утешит. Песен, а также назидат. Стихов, по стилю близких к ветхозаветным. То же относится к форме и содержанию т.наз. Послания Иеремии, к-рое в Вульгате и у Лютера встречается в качестве 6-й главы Книги Варуха.
На высоком уровне написана Книга Иисуса, сына Сирахова. Ее отличает богатство лит. Форм, она содержит многочисл. Руководства для практич. И духовной жизни и завершается проникновенной хвалой в адрес праотцов Израиля от Еноха до Неемии. Вместе с тем, это единственная книга такого рода, автор к-рой нам известен. Это Иисус, сын Сирахов, написавший ее ок. 190 г. До Р.Х. На евр. Языке (начиная с 1896 г. Среди евр. Рукописей было найдено более двух третей текста этой книги). Его внук около 132 г. До Р.Х. Перевел книгу на греч. Яз. (Сир, предисловие. 50:27 и след.). Кр. Того, в предисловии к этому сочинению указано время, до к-рого ветхозаветный канон существовал в трех частях. Книга Премудрости Соломона (она не могла быть написана Соломоном!) является попыткой, с одной стороны, примирить греко-эллинистич.
Мышление с иудейским, а с другой - отмежеваться от него. Она была написана с целью укрепить веру иуд. Общины ввиду опасности оязычивания. Мудрость, как ее понимали образованные греки, и справедливость, как ее мыслили набожные иудеи, под знаком иудаизма вступают в союз между собой, чтобы противостоять безбожию и идолопоклонству. Таким несколько искусственным способом иудаизм и эллинизм превращаются в союзников в борьбе против общего врага. Властители земли призываются к осознанию понимаемой т.о. Премудрости. Затем следует широкий обзор действий премудрости в Свящ. Истории, начиная от Адама и вплоть до времени овладения землей обетованной. 4. Два прозаич. Произведения. Книги Маккавейские. 1Мак может иметь значение для интересующихся историей, поскольку она вводит в ист.
Обстановку Палестины во времена борьбы Маккавеев против сир. Царя Антиоха IV Эпифана (175-163 гг. До Р.Х., ср. Дан 11. См. Антихрист, II,1). Этот период важен для понимания полит., этнич. И религ. Расстановки сил в Палестине ко времени Иисуса и НЗ. В первой части 2Мак, к-рая, вероятно, принадлежит перу другого автора, отражается та же ситуация. Но ист. Акценты заметно уступают в ней место богословским. Она охватывает более короткий период, чем первая, и в отличие от нее носит ярко выраженные черты легендотворчества. Книга содержит богатый материал для ознакомления с образом жизни и мышлением фарисейства, к-рое уже приняло устойчивые формы. Т.о., связь с НЗ лежит здесь на поверхности. (см. Маккавеи). Все А., о к-рых здесь говорилось, возникли в период прим.
С 200 г. До Р.Х. По 100 г. По Р.Х. Большинство из них изначально написаны на греч. Языке, а остальные переведены на греч. С евр. Или арам. (Вышеперечисленные А. Содержатся в Септуагинте, Вульгате и Славянской Библии. Кроме них, известны также такие книги, как Вторая книга Ездры, Третья книга Маккавейская (включены в Септуагинту и Славянскую Библию). Третья книга Ездры (в Славянской Библии и Вульгате). Четвертая книга Маккавейская (в приложении к Септуагинте). II. АПОКРИФЫ НОВОГО ЗАВЕТА 1. Между материалами А. Трудно провести четкое разграничение. Условимся обозначать как новозаветные А. Те книги, к-рые по своим притязаниям и характеристикам близки к книгам, вошедшим в НЗ. Они в большинстве своем обнародованы под именами апостолов (псевдоэпиграфы), но не включены в канон (от них следует отличать сочинения т.наз.
"мужей апостольских", см. Ниже). Время возникновения псевдоэпиграфов приходится на II-IV вв. По Р.Х. 2. Различают след. Категории новозаветных А. Апокрифич. Евангелия, к-рые по своему содержанию более или менее связаны с личностями Иисуса или Его родителей и цитируют те изречения Иисуса, к-рые не засвидет-вованы канонич. Евангелиями. Ряд такого рода евангелий известен нам по их названиям (напр., Евангелие от евреев, Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, Евангелие истины). Нек-рые из них практически утрачены (за искл. Цитат, встречающихся в трудах отцов Церкви). Однако в новейший период ряд А. Были открыты заново (напр., в Наг-Хаммади). В большом количестве встречались апокрифич. Деяния апостолов. Они относит. Подробно изображают жизнь и служение апостолов и их учеников (напр., Петра, Павла, Фомы, Андрея и др.).
В большинстве случаев они имеют более позднее происхождение, чем апокрифич. Евангелия, и сохранились также лишь фрагментарно. Только немногие из апокрифич. Посланий дошли до нашего времени. Одно такое послание даже приписывается Христу, три - Павлу, одно - Варнаве (в форме посланий существуют также писания "мужей апостольских", см. Ниже). Апокрифич. Апокалипсисы (откровения) среди прочих приписывались Петру, Павлу, Фоме, Стефану, Иоанну и Марии, матери Иисуса. А. НЗ практически не содержат достоверного ист. Материала. С А. ВЗ дело обстоит по-разному. Во всяком случае, они позволяют познакомиться с религиозной культурой иудео-христ. В период II-IV вв. По Р.Х. От новозаветных А. Следует отличать сочинения "мужей апостольских", т.е.
Произведения учеников апостолов, датируемые концом I в. И II в. По Р.Х. (появившиеся отчасти параллельно с последними книгами НЗ), к-рые упоминаются здесь только потому, что порой их причисляют к А. Речь прежде всего идет о посланиях и апологетич. Трактатах, из к-рых можно узнать об отношениях между церквами во II в. И которые достаточно достоверны в своих сведениях. См. Священное Писание (II,В-Г)..
Дополнительный поиск Апокрифы
На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа