Апокрифы
(греч. Apokryphos — тайный, сокровенный) произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в Канон (не используются при богослужении). Не все произведения, не включенные в канон иудейской церковью, считаются А. Христианской церковью. Более того, существует различие между отдельными христианскими церквами в отнесении того или иного сочинения к числу А. Термин «А.» впервые был употреблен в одном из папских декретов конца 4 в., тогда же и был составлен христианской церковью первый список апокрифических сочинений. А. Делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные. Ветхозаветные А. — памятники иудейской литературы преимущественно 2—1 вв. До н. Э. К ним относятся 1—3-я книги Маккавеев, Послание Иеремии, Мудрость Соломона, Юдифь, Мудрость Иисуса сына Сирахова, 3-я книга Ездры, Товит и ряд др.
Христианская церковь (исключая лютеранскую) внесла часть ветхозаветных А. В свой канон, поэтому некоторые из них, будучи утерянными в еврейском оригинале, сохранились в греческом переводе. Некоторые ветхозаветные А. Написаны, очевидно, на греческом языке (3-я книга Маккавеев, Моление Манассии и др.), а также на арамейском языке (Товит). Фрагменты из ветхозаветных А. Найдены среди кумранских рукописей, обнаруженных в 1947—65 в пещерах на побережье Мёртвого моря. Новозаветные А. Включают многочисленные евангелия (Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова и др.), послания (Климента, Поликарпа, Варнавы и др.). Ряд новозаветных А. (евангелие Фомы, Истины и др.) в коптском переводе был найден в 1946 при раскопках в Хенобоскионе (Египет).
На грани между новозаветными и житийными Л. — апокрифические деяния апостолов (Павла, Андрея и др.), повествующие о распространении христианства и о страданиях первых его проповедников. В средние века распространение и создание А. Чаще всего были связаны с народными антифеодальными движениями, ересями. Так, в Болгарии движение богомилов вызвало расцвет апокрифической литературы. Христианская церковь в борьбе с ересями осуждала большую часть А. Как еретические, в то время как некоторые А. (не противоречащие канону) церковью не только не осуждались, но рекомендовались для чтения верующим. В Древней Руси одновременно с распространением христианства широко распространились и А., так называемые отречённые книги. Многие из них, проникнув через Болгарию, являлись переводами и переработкой греческих А.
(«Хождение богородицы по мукам», А. О Соломоне и Китоврасе и др.). Русские тексты А. Дошли до нас в списках (самые ранние относятся к 11 в.). В Изборнике Святослава 1073 перечислены книги «сокровенные», т. Е. Апокрифические. Однако некоторые А. Вошли в 16 в. В такое церковно-официальное собрание, как «Великие Четьи Минеи». Многие А. Сохранились в списках в монастырских библиотеках (например, в Соловецком монастыре). А. Нашли отражение в живописи (иконы «Сошествие в ад» и др.), в фольклоре (духовные стихи, заговоры, гадания), в музыке (опера А. Серова «Юдифь» и др.). Лит. Яцимирский А. И., Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности, П., 1921. Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965. Гудзий Н. К., История древней русской литературы, М., 1966, с.
28—35. Eissfeld О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl, Тübingen, 1964. А. П. Каждан, Н. Н. Розов, М. И. Занд..
Дополнительный поиск Апокрифы
На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа