Священное Писание

112

На языке христиан С.П. - это книги ВЗ и НЗ (см. Библия - статья "Библия" в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи - изложение понимания Писания).Содержание статьи:I. Основные положенияА. Словосочетание "Священное Писание" и его синонимы.Б. Значение такого словоупотребления.В. Отношение к Священному Писанию:1. Во времена ВЗ.2. Во времена НЗ.II. Возникновение Священного ПисанияА. Предпосылки возникновения.Б. Ветхозаветный канон.В. Новозаветный канон.Г. Канон и Церковь.III. Авторитетность Священного ПисанияА. Откровение и история.Б. Основа авторитетности.В. Доказательство авторитетности.IV. Боговдохновенность Священного ПисанияА. Основание:1. Тайна веры.2. Боговдохновенность и авторитетность.Б. Особенности боговдохновенности Писания:1.

Откровение, озарение, вдохновенность.2. Содержание, личность, слово, воздействие.3. Различия.В. Достоверность Священного Писания:1. Сообщения Священного Писания.2. Непогрешимость и безошибочность Священного Писания.Г. Образ раба:1. "Преданный в руки людей".2. Дошедший до нас библейский текст.3. Языковая форма.4. Без греха.V. ИстолкованиеА. Условия.Б. Объяснение Писания Писанием.В. Правила.Г. Слово и Дух.I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ "СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ" И ЕГО СИНОНИМЫАвторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, к-рые являются синонимами словосочетания "Священное Писание". 1) выражения "священное писание", "святые писания" (Рим 1:2. 2Тим 3:15) обозначают здесь ветхозаветные писания, к-рые в Рим 14:25 названы "писаниями пророческими" (ср.

Мф 26:56. 2Пет 1:19). В 2Пет 3:16 послания Павла причислены к "прочим (Свящ.) писаниям". Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения "писания" или "писание" (см. Мф 21:42. Мк 15:28. Лк 24:27. Ин 2:22. 5:39. Деян 17:2. 1Кор 15:3,4. 1Пет 2:6. Иак 4:5), причем ед.ч. Подразумевает либо ВЗ в его совокупности (Ин 10:35. Гал 3:22. 1Пет 2:6), либо, что встречается чаще, опред. Место из ВЗ (Лк 4:21. Ин 19:24,28,36,37. Деян 8:32,35. 1Тим 5:18). Такие выражения, как "и Писание, провидя, что..." (Гал 3:8), "Писание всех заключило под грехом" (Гал 3:22), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова. 2) то же значение, что и "Писание", имеет слово "закон" в Ин 10:34. 12:34. 1Кор 14:21.

Закон также может "говорить" (Рим 3:19. 7:7. 1Кор 9:8), "производить" (Рим 4:15). См. Закон (I,Б. II,А. IV,Г). 3) "Закон и пророки" (Лк 16:16. Ср. Мф 11:13. Рим 3:21). 4) "Моисей и пророки" (Лк 16:29. 24:27. Деян 28:23). 5) "Писания пророков", "все пророки", "слова пророков", "сказанное у пророков" (Мф 26:56. Деян 3:18,24. 13:40. 7:42. 15:15. 24:14. 26:22,27). 6) выражение "Моисей говорит" (Рим 10:19) употребляется в том же значении, что и "Писание говорит". "Моисей пишет" (Рим 10:5), "Моисей написал нам" (Мк 12:19. Лк 20:28). То же можно сказать о выражениях. "Давид сказал" (Мк 12:36. Лк 20:42. Рим 11:9). "Исаия говорит" (Рим 10:16,20. 15:12), "провозглашает" (Рим 9:27), "предсказал" (ст. 29), "пророчествовал" (Мф 15:7. Мк 7:6), "как сказал пророк Исаия" (Ин 1:23).

7) "сказано" (предикат без субъекта. Рим 15:10. Гал 3:16. Еф 4:8). 8) а) слово, написанное в Законе (Ин 15:25). Слово Исаии, пророка (Ин 12:38). "слово Иисусово" (Ин 18:32), "слово написанное" (1Кор 15:54. См. Слово Божие). Слово Павла, содержащееся в послании, требует послушания (2Фес 3:14). Б) "слово Божие", "слово Господне". Иисус обвиняет фарисеев в том, что они заменяют заповедь Божью ("ибо Моисей сказал", Мк 7:10) своим преданием ("а вы говорите", ст. 11), "устраняя слово Божие" (ст. 13). Иисус (Ин 10:34-35) употребляет понятия "закон", "слово Божие" и "Писание", не делая между ними различия. Персонификация особенно четко прослеживается в выражениях. "слово Божие росло" (Деян 6:7) и "распространялось" (Деян 12:24. Ср. Лк 8:11), для него "нет уз" (2Тим 2:9), оно живо, действенно и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12), оно живо (1Пет 1:23).

Иисус Христос выступает как живое Слово (Ин 1:1 и след.), принявшее человеч. Облик (Ин 1:14. Откр 19:13). Иисус говорит, что Его слова столь же непреходящи, как Закон и пророки (ср. Мф 5:17 и след. С 24:35. Мк 13:31. Лк 21:33). После воскресения ученики поверили "Писанию" (т.е. Соотв. Месту в ВЗ) "и слову, которое сказал Иисус" (Ин 2:22). Для них то и другое составляло единое целое. Кто не верит писаниям, тот не поверит и словам Иисуса (Ин 5:54 и след.). 9) одно и то же высказывание. "О, если бы вы ныне послушали гласа Его. "Не ожесточите сердца вашего" (Пс 94:7 и след.) - один раз цитируется как принадлежащее Давиду (Евр 4:7), а другой раз с пояснением. "как говорит Дух Святой" (Евр 3:7). Нередко одно и то же изречение рассматривается с двух т.зр.

Один раз говорит человек ("Ибо сам Давид сказал Духом Святым", Мк 12:36), другой раз - Бог (Святой Дух сказал устами Давида, Деян 1:16), но в том и в другом случае подразумевается Библия или опред. Место из С.П. Б. ЗНАЧЕНИЕ ТАКОГО СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ 1) содержащиеся в Библ. Высказывания о С.П. Выражают целостный образ мышления, сформиров. Особым пониманием действительности. Пророки и апостолы, Божий народ у горы Синай и древняя Церковь Христова исполнены непоколебимой убежденности в том, что с ними говорит Бог. Все писания Библии проникнуты этой основополагающей убежденностью и определяются ею. Бог говорит, человек должен слушать. 2) в евр. Языке господствует глагол. Его временные формы не имеют резкого разграничения. В противоположность греч.

Языку, соотв. Аналитико-обобщающему понятийному мышлению греков, евр. Язык подчеркивает конкретное действие. При изучении и истолковании Библии следует особо учитывать эти особенности ветхозаветной и сформиров. Под ее влиянием новозаветной языковой логики. 3) по ее собств. Свидет-ву, Библия является словом Божьим, переданным человеч. Словами. Авторитет содержащегося в ней основан на том, что ее дал Сам Бог. Поэтому свидет-ва Библии обладают высшим авторитетом (см. Ниже, III). В. ОТНОШЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ 1) во времена Ветхого Завета. По свидет-ву ветхозаветных писаний, Бог по любви Своей избрал Себе народ, чтобы сообщить ему Свою волю. Божья воля, записанная в "Книге Завета" (см. Книга Завета), должна передаваться из рода в род.

а) "Слушай, Израиль. Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая" (Втор 6:4-7). У того, кто всем сердцем любит Бога, воля Его будет определять всю жизнь, вплоть до семейных отношений, труда и сна. Слово Божье - живое слово, и оно творит жизнь там, где находит любовь и послушание. "Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего" (Втор 32:46,47). Б) в Книге Иисуса Навина можно увидеть ту же основную позицию.

"Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой. Не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих. Но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано" (Нав 1:7,8). Теми же словами, к-рые были сказаны ему в начале его пути, Иисус Навин увещевает народ в конце своей жизни (Нав 23:6). Любовь к Богу здесь впервые обозначена словом, выражающим полную преданность и к-рое в дальнейшем служит выражением наивысшей преданности Богу. Прилепитесь к Господу, Богу вашему (Нав 22:5. 23:8. Ср. Быт 2:24. Мф 19:5. 1Кор 6:17. Еф 5:31. 4Цар 18:6). В) выразит.

Пример отношения древних израильтян к С.П. Дают 3-я и 4-я Книги Царств (4Цар 22. См. Иосия). Согл. "закону для царей" (Втор 17:18-20), каждый царь должен был изготовить список Закона, "и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии". Очевидно, цари уже не исполняли это указание. Иосия был в высшей степени удивлен, когда ему зачитали содержание книги Закона, обнаруж. При расчистке храма. Испуганный содержащимся в книге проклятием (подразумевается, вероятно, Втор 28), он совершает покаяние и проводит по всей стране радик. Реформы, основ. На предписаниях Закона. Бог внемлет ему и дарует удачу, поскольку "подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву" (4Цар 23:25).

Но после смерти Иосии израильтяне опять впадают в идолопоклонство и пребывают в нем до тех пор, пока их не уводят в Вавилон, а Иерусалим не оказывается разруш. Г) пророки С.П. О том, что пророки получали непосредств. Откровение от Бога, они свидет-вовали, сопровождая свои выступления словами. "так говорит Господь" и постоянно ссылаясь на авторитет Божьей воли, излож. В заповедях и установлениях Закона. "Они (народ Израиля) преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет" (Ис 24:5). Это обвинение повторяется вновь и вновь (Ис 5:24. 42:24. Иер 6:19. 9:12-14. 26:4-6. 32:23. 44:10,23. Иез 44:23 и след. Ос 4:6. Ам 2:4. Зах 7:12. Мал 2:4-8). Пророки не возвещают ничего другого, кр. Того, что израильтянам надлежит любящим сердцем прилепиться к Господу и что последствия отпадения от Него ужасающи и гибельны.

Истор. Путь израил. Народа стал для пророков живым свидет-вом истинности слова Божьего, к-рое они видят исполнившимся на примере своего народа как в проклятии, так и в благословении. Д) см. Ездра, вернувшийся из вавил. См. Плена (III,3 и IV), "был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев" (Езд 7:6). Именно он был тем, кто восстановил значение С.П. Среди возвратившихся из плена евреев. Ездра зачитывал Закон перед собравшимся обществом израильтян. "и читали из книги закона Божия каждый день" (Неем 8:18). Смиренный страданиями и осознанием своей вины, народ испытал такое потрясение, слушая Закон, что плакал, и ему пришлось напоминать о "радости пред Господом" (ст. 9,10). Пр. Осия сказал народу, что тот будет истреблен за недостаток ведения (Закона) (Ос 4:6).

Израильтянам было свойственно с годами забывать Божьи установления (напр., см. Праздник Кущей не праздновался надлежащим образом уже со времен Иисуса Навина, Неем 8:17), и для того чтобы постоянно напоминать о них, Ездра ввел регулярное чтение ветхозаветных писаний (см. Ездра, IV,3), что продолжало практиковаться вплоть до новозаветных времен. "И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное" (Неем 8:8). Этим Ездра воплотил на практике указание, данное во Втор 6:6-9,12. Очистит. Воздействие на богослужение и на обычаи народа не заставило себя ждать (см. Плен, V). Е) отношение ветхозаветной общины к С.П. Непревзойд. Образом выражено в славословии из Пс 1, т.е. Во введении к 150 псалмам, к-рые могут быть названы сборником молитв как ветхозаветного общества Израиля, так и новозаветной Церкви.

"Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет. И во всем, что он ни делает, успеет". Если сердце человека укореняется в Божьем слове через постоянное и любовное общение с Ним, то оно в полной мере испытывает скрытое целит. Воздействие С.П. (ср. Иер 17:7-10. Евр 4:12 и след.), делающее его поистине плодоносным. 2) во времена НЗ (см. Ниже, III,Б и В,1). а) ИУДЕИ во времена Иисуса практиковали в своих см. Синагогах введенное Ездрой чтение С.П. И последующее его объяснение (см. Лк 4:16-27. Деян 15:21). Эту задачу выполняли не книжники, претендовавшие на единственно верное истолкование С.П., а люди из народа.

В центре внимания иуд. Богослужения находилась Тора. Мальчики с шестилетнего возраста не только получали от своих отцов наставление в Законе, как того требовала "Книга Завета" (Втор 6:7), но и обучались в синагогах чтению и письму. Б) для АПОСТОЛОВ и УЧЕНИКОВ ИИСУСА ХРИСТА ВЗ, на к-ром они были воспитаны, отнюдь не утратил своего значения. Узнав о том, что в Иисусе Христе исполнились Божьи обетования, данные через Моисея и пророков, они впервые осознали, как актуален для них ВЗ, - это хорошо видно на примере иудеев из Верии. "они приняли слово (о Христе) со всем усердием, ежедневно разбирая (ветхозаветные) Писания, точно ли это так" (Деян 17:11). Верующие древней Церкви сначала продолжали посещать Иерусалимский храм (Деян 2:46.

3:1) и синагоги (Деян 15:21. 26:11), чтобы принять участие в молитве и в чтении Писания. Когда им предлагали выступить с толкованиями С.П., они охотно использовали эту возможность, как, напр., это делал Аполлос, о к-ром сообщается, что он, будучи "сведущ в Писаниях" и "наставлен в начатках пути Господня", всенародно "доказывал Писаниями, что Иисус есть Христос (т.е. Помазанник)" (Деян 18:24-28. Ср. Кр. Того, Деян 13:5,14 и след.,42. 14:1. 15:21. 17:1-3. 19:8-10). Чтение ветхозаветного С.П. Было центр. Моментом и для собраний Церкви. Так, Павел напоминает Тимофею, к-рый "с детства" знает "священные писания" (2Тим 3:15). "доколе не приду, занимайся чтением (прежде всего ветхозаветных писаний), наставлением, учением" (1Тим 4:13).

Позднее на христ. Богослужениях стали читать и истолковывать также новозаветные писания (Кол 4:16. 1Фес 5:27. Откр 1:3). См. Церковь, собрание, община см. Богослужение (V,3). В) ИИСУС. Лука сообщает о том, что Иисус еще двенадцатилетним отроком сидел в храме среди учителей, слушал их, задавал им вопросы и Сам отвечал им (Лк 2:41-52). Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, к-рому Он трижды отвечает "написано..." и этим одолевает его. Примечат., что цитата из книги Моисея (Втор 8:3), к-рую при этом приводит Иисус, указывает на значение С.П. И его истин для жизни человека. "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф 4:1-11. Ср. Втор 32:46,47. Иер 15:16. Ин 6:63). Иисус - тот Человек, Который всецело жил словом Божьим.

Его пищей было "творить волю Пославшего Его и совершить Его дело" (Ин 4:34. 5:30). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания. "Не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф 5:17). "Вот, иду, как в начале книги (Священного Писания) написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр 10:7. Ср. Пс 39:9). Он принимает крещение, указывая при этом, что "так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф 3:15). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами. "...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк 4:15-21). Иисус учит в синагогах (Мф 4:23. 9:35. 12:9. 13:54. Мк 1:21,39. Лк 13:10) и в конце Своей жизни свидет-вует. "Я всегда учил в синагоге и в храме" (Ин 18:20.

6:59). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С.П., оказывал на народ (Мф 7:29. Мк 1:22. Лк 4:32. Ин 7:46). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. Жизни (Ин 19:28). На это "исполнение" С.П. Вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы (Мф 1:22. 2:15,17,23. 4:14. 8:17. 12:17. 13:14,35. 21:4. 26:54, 56. 27:9. Мк 14:49. Лк 21:22. 22:37. 24:44. Ин 13:18. 15:25. 17:12. 18:9. 19:24,28,36. Деян 1:16. 1Кор 15:54. Иак 2:23). У Иисуса не было сомнений в том, что "не может нарушиться Писание" (Ин 10:35). Кто не читает С.П. И не знает его, тот не знает истины (Мф 21:42. 22:29). Кто не проявляет послушания написанному, того оно осудит так же, как осудят его слова Иисуса (Ин 5:45.

12:48). Кто не верит в ветхозаветное Писание, тот не верит и словам Иисуса (Ин 5:47). Он не поверит, даже если мертвые воскреснут и засвидет-вуют истину С.П. (Лк 16:29,31). Непосредств. Перед Своей смертью на кресте Иисус вместе со Своими учениками празднует Пасху (см. Пасха) в соотв. С предписаниями ВЗ. Воспев псалмы (Мк 14:26), Он идет на гору Елеонскую. Предание сохранило две цитаты из псалмов, к-рые Он произнес в предсмертных муках (Мк 15:34. Лк 23:46). Произнесенное Им на кресте победное слово, переданное Иоанном, гласит. "Совершилось!" (Ин 19:30), что означает полное свершение Божьей воли и Божьего дела, как они изложены в Библии. II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ А. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯБиблия объясняет причину своего возникновения свободной волей Бога, явленной Им в откровении.

"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне" (Евр 1:1,2). Бог говорил не вообще, а непосредств. "отцам", конкр. Истор. Личностям, жившим в конкр. Ист. Эпохи. Избр. Орудием Его откровения в ветхозаветные времена был народ Израиля, а в новозаветные - Иисус Христос, Сам ставший окончат. Божьим откровением. Откровение, т.е. Обращ. К человеку речь Бога, - это одноврем. И слово, и дело. Он сказал - и сделалось. Он повелел - и явилось. Бог, призывающий из небытия в бытие (Пс 32:9. Рим 4:17). С.П. Сообщает Божье откровение людям и истолковывает его. Оно одноврем. И свидетель, и носитель откровения. Божьи речи, передаваемые через С.П., являются действенным словом Творца, имеющим определяющее значение в жизни каждого человека (Втор 32:46,47.

Ин 6:63. Деян 5:20). Божье откровение сообщается людям в ходе ист. Процесса. Его получали в определ. Местах и в определ. Время определ. Люди, и оно должно быть достоверно и без изменений передано всем послед. Поколениям.Б. ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ КАНОН 1) общее значение греч. Слова канон - "правило", "мера", "норма", наконец, "правила веры" (в тексте НЗ оно употребляется в 2Кор 10:13,15 и след. - в Синод. Пер. - "удел". Гал 6:16 - в Синод. Пер. - "правило"), в частн., оно обозначает "авторитетное собрание свящ. Писаний". 2) заключением завета у горы Синай (см. Завещание и завет, IV,2в) Бог, как печатью, скрепляет избрание Израиля. Установления завета письменно излагаются в "Книге Завета" (см. Книга Завета), хранившейся в ковчеге завета (см. Ковчег завета).

Существ. Для библ. Свидет-ва о возникновении Библии является то, что см. Десять заповедей с самого начала были не только даны Богом устно, но и изложены письменно (Исх 31:18. По поводу образного значения "перста Божия" см. Лк 11:20). "Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии" (Исх 32:16). В этом следует искать корни той специфики словоупотребления, которая наблюдается у новозаветных авторов, когда они цитируют ВЗ (см. Выше, I,А). Запись заповедей в Исх 24:4,12 возводится как к Моисею, так и непосредств. К Богу. "И написал Моисей . Слова Господни" - "и закон и заповеди, которые Я (Бог) написал". 3) вопреки бытовавшим прежде представлениям, грамотность во времена Моисея была широко распространенным явлением (см.

Закон, II,Б). Даже см. Авраам мог сделать свои записи, поскольку это было обычным делом для жителей см. Ура. Опираясь на сведения, содержащиеся в Библии, необходимо признать за Моисеем значит. Роль в составлении Пятикнижия (см. Пятикнижие Моисея), если в качестве несомненной предпосылки учесть, что Моисей использовал имевшиеся устные и письм. Источники, а в более позднее время его собств. Записи были переработаны и дополнены. 4) об Иисусе Навине утверждается, что он написал "список с закона" Моисея и прочитал все слова Закона, как написано в "Книге Закона" (Нав 8:32,34,35. 23:6). 5) Библия свидет-вует о Самуиле (1Цар 10:25) и о послед. Пророках, что они делали записи. "Слово, которое было к Иеремии от Господа. Так говорит Господь, Бог Израилев.

Напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу" (Иер 30:1,2. 36:2,27,28. 51:60. Ср. Авв 2:2. Откр 1:11). 6) Ездра, как до него царь см. Иосия, нашел "Книгу Завета" уже готовой (Езд 7:6). Под его влиянием внимание к свящ. Писаниям стало возрастать. 7) если установления "Книги Завета", как и писания вещавших именем Бога пророков, требовали от израил. Народа сиюминутного послушания Богу, то полная обработка различных книг и собирание их в ветхозаветный канон явл. Длит. Процессом, занявшим много веков. Только во II столетии до Р.Х. Было закреплено упомянутое в Лк 24:44 деление ветхозаветного канона на три части. Отдельные книги (см. Есфирь см. Песнь Песней Соломона см. Книга Екклесиаста) в течение длит. Времени оставались спорными и их включение в канон было под вопросом.

Новозаветные авторы знают и цитируют ВЗ преимущ. В греч. Переводе Септуагинты, к-рый прим. К 150 г. До Р.Х. Был в основном завершен. В. НОВОЗАВЕТНЫЙ КАНОН 1) слово "традиция", как и его синоним "предание", букв. Означает "нечто, что передается (из поколения в поколение)". а) в течение столетий, предшествовавших приходу Иисуса, иуд. Книжниками было написано множество сочинений, истолковывавших ветхозаветные писания. Эти "предания старцев" (см. Мишна см. Талмуд. Мк 7:3,4,11,12) претендовали только на то, чтобы считаться узакон. Истолкованием Закона, на деле же и по существу они превратились в норму и ставились в один ряд со С.П., и, наконец, - по оценке Иисуса - стали альтернативой Писанию. "Вы, оставив заповедь Божию (в Библии), держитесь предания человеческого" (Мк 7:8 и след.,13.

Ср. 1Пет 1:18). Б) этому преданию в НЗ про-тивопоставлено предание (греч. Парадосис), понимаемое совершенно иначе. Не как передача истолкований С.П., а как точная передача сначала в устной, а затем и в письм. Форме того материала, к-рый со временем был зафиксирован в Евангелиях. Насколько точной была передача ветхозаветных Писаний, можно судить как по сведениям из самой Библии, так и по небибл. Источникам (см. Масоретский текст). Во время возникновения христ. Церкви понятие ветхозаветного канона уже существовало, существовал фактически и сам канон, имелись и узакон. Традиции распространения С.П. Истоки новозаветных Писаний следует искать прежде всего в словах Самого Иисуса. Те, кто был "с самого начала очевидцами и служителями Слова" (Лк 1:2.

Ср. 2Пет 1:16), получают от Иисуса полномочия свидет-вовать о Его воскресении как об ист. Событии и передавать другим слова Иисуса вместе с рассказами о Его жизни. 2) апостолы представляли свидет-ва не только о воскресении Иисуса Христа, но и о Его земной жизни. Быть очевидцем земной жизни Христа - непременное условие, чтобы считаться апостолом. Апостолом, по словам Петра, мог стать "один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" (Деян 1:21 и след.). Свидет-ва одного из очевидцев, как правило, бывает недостаточно, чтобы представить событие во всей его полноте.

Поэтому при воссоздании события показания разных свидетелей дополняют одно другое. 3) Павел не был свидетелем земной жизни Иисуса, но Воскресший явился ему по дороге в Дамаск и лично даровал ему апостольские полномочия. Что касается земной жизни Христа и событий Пасхи, то Павел опирается на рассказы других апостолов. Предания и прямое откровение Господа для него связаны между собой, поскольку Бог возвещает о Себе и через апостольское предание. Поэтому сведения, почерпнутые им из предания, Павел рассматривает как получ. От Самого Господа. "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал" (1Кор 11:23. Ср. 1Кор 7:10,25. 9:14. 1Фес 4:15). Апостол принял рассказ о воскресении и о Вечере Господней от свидетелей. Но в самой передаче предания участвует вознесенный Господь.

4) свидет-ва о начале оформления канона и фиксиров. Формулы исповедания веры можно видеть в самом НЗ. В одном из своих ранних посланий Павел обращается к Церкви с увещеванием. "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом (устная традиция), или посланием нашим (апостольские послания)" (2Фес 2:15). Павел требует, чтобы к его собств. Посланиям относились как к авторитетному руководству. "Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании" (2Фес 3:6,14). Он также предписывает зачитывать свои послания, как это было принято только в отношении ветхозаветного Писания. "Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям" (1Фес 5:27). Совокупность нормативной (изложенной в НЗ) апостольской традиции составляет "апостольское учение", о к-ром сказано, что древняя Церковь постоянно пребывала в нем (Деян 2:42).

Г. КАНОН И ЦЕРКОВЬ 1) апостолы приняли свое поручение непосредств. От Иисуса Христа. Поэтому с их смертью прямая апостольская традиция была завершена. Эта традиция, выраженная в новозаветных Писаниях, имеет особое значение благодаря своему внутр. Апостольскому авторитету, через нее Христос обращается к Церкви. А Церковь узнает в этих словах Его голос. "овцы за ним идут, потому что знают голос его" (Ин 10:4. 1Ин 2:20,26 и след.). 2) выработка канона не является делом собственно церк. Полномочий, а представляет собой акт подчинения. Устанавливая канон и принимая его, Церковь исповедует. а) вся последующая традиция должна проверяться апостольким преданием как нормой. Б) в качестве нормы, определяющей жизнь и веру Церкви, достаточно Библии.

В) Церковь не может быть нормой сама себе и ее учение не может сохраняться чистым без эталона зафиксиров. Письм. Апостольской традиции. 3) апостольская традиция, имея своим источником и содержанием Иисуса Христа, становится не только нормой для последующих времен и продолжением традиции, существовавшей до Христа, но также и авторитетным правилом для понимания и истолкования Писания в целом. 4) с историч. Т.зр., новозаветный канон был повсеместно принят около 200 г. Помимо самоочевидной необходимости иметь точное представление о том, какие именно тексты входят в состав С.П., выработку фиксиров. Канона могли ускорить след. Обстоят-ва. а) разногласия с иудаизмом, б) чрезмерное разрастание апокрифич. Традиции и лит-ры (см.

Апокрифы), в) засилье лжеучителей-гностиков. 5) подобно тому, как это происходило при образовании канона ВЗ, многие новозаветные писания также продолжит. Время оставались спорными. Напр., т.наз. "ка-нон Муратори", датируемый прим. 150 г, упоминает все новозаветные Писания, за искл. Евр, Иак, 3Ин, 1Пет, 2Пет. Впервые список книг НЗ, идентичный общепринятому ныне, встречается в пасхальном послании александрийского еп. Афанасия (363 г.). В 397 г. Канон новозаветных писаний был офиц. Утвержден на соборе в Карфагене. Рассмотрение со всей прочей древнехрист. Лит-ры убеждает в том, что новозаветный канон нельзя было определить как-то иначе и лучше. То же относится к книгам ВЗ, если их сопоставить с ветхозаветными апокрифами и всей прочей религ.

Лит-рой иудаизма. III. АВТОРИТЕТНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ А. ОТКРОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ (см. Откровение, открывать) 1) Бог говорит с людьми. Это утверждение, принимаемое верой и подтверждаемое опытом (см. Выше, I,Б,1), представляет серьезные затруднения для рационального осмысления. Однако Библия видит причину этих затруднений не в интеллект. Неспособности понять, а в ожесточении человеч. Сердец (Рим 1:21. Еф 4:18). По ее свидет-ву, непосредств. Общение с Богом, возможность видеть Его и говорить с Ним лицом к лицу (Исх 33:11. 1Кор 13:12) были утрачены человеком в результате грехопадения. Теперь человек задается вопросом. Как может Бог говорить и действовать в истории (абсолютно реально это происходило только когда на земле жило воплощенное Слово, Ин 1:14), не становясь при этом историч.

Лицом. Как может Библия стать истинным Словом Божьим, являясь реальным (обусловл. Литературно-исторически) человеч. Словом. 2) библ. Авторы не ставят таких вопросов, поскольку сами непосредств. Вовлечены в откровение слова Божьего. Для них Бог остается суверенным Богом и тогда, когда Он открывает Себя. Он остается Господом истории, даже если входит в историю. Он остается Господом Своего слова, даже позволяя передавать и записывать это слово человеч. Словами. "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1Кор 8:2,3). Б. ОСНОВА АВТОРИТЕТНОСТИ 1) для библ. Писателей Иисус Христос есть Слово Божье в Его вечном, в Его вочеловеченном и возвышенном, а также в Его возвещенном и письменно зафиксиров.

Образе. На этой нераздельной полноте жизни единого суверен-ного Слова Божьего основана достоверность Библии. 2) Библия облечена высшим Божеств. Авторитетом, поскольку. а) она возникла в соотв. С суверенной волей Бога, пере-дающего Свое слово человеч. Словом. Бог продолжает заботиться о том, чтобы это Его слово было действенным. "Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось" (Иер 1:12. Ср. 23:29). Б) она ведет к истинному Слову Божьему, Которому дана вся власть на небе и на земле (Мф 28:18). В) через нее Господь постоянно обращается к людям, живущим в любой момент времени. "Смотрите, не отвратитесь. От Глаголющего с небес" (Евр 12:25. Ср. 2:1-4). В. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АВТОРИТЕТНОСТИ 1) доказательство авторитетности Библии состоит в том, что через нее Св.

Дух позволяет внимать Ему как тем, кто Его свидетву верит (Деян 2:37 и след.,41), так и тем, кто его отвергает (Ин 12:48. Деян 7:51,54). Апостолы, благовествующие устно и в своих посланиях, - это "Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (ср. 2Кор 2:12-17. 1Пет 2:4,7-9). 2) Бог подтверждает авторитетность апостольского благовествования (вошедшего в новозаветный канон Библии) тем, что сопровождает его "знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле" (Евр 2:3-4). 3) авторитетность Библии проявляется в том, что Бог позволяет толковать ее только Св. Духом (см. Ниже, V), и потому всякому человеческому истолкованию и всякому прилагаемому к ней человеческому мерилу Библия предъявляет критерий (Евр 4:12), исходящий из ее боговдохновенности (1Кор 2:13.

2Пет 1:20). IV. БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ. См. Боговдохновенный А. ОСНОВАНИЕ 1) ТАЙНА ВЕРЫ. Тайна взаимоотношений Бога и созданного Им мира непостижима для человеч. Разума. "И беспрекословно - великая благочестия тайна. Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1Тим 3:16). В эту тайну (см. Тайна) Божьего благочестия вовлечена и Библия, поскольку благодаря ей совершается проповедь Бога в народе и восприятие Его верой в мире. Бог Сам открыл апостолам тайну Христа (Мф 16:16 и след. Гал 1:12,15,16). Они признают в Иисусе из Назарета истинного человека, полнота человеч. Сущности Которого всецело основывается на том, что Он Сын Божий (Евр 5:8.

Ср. 1:2), так что они видят в Нем Того, чья жизнь произошла непосредств. От воздействия Св. Духа и остается связ. С Ним. Иисус избирает апостолов (Ин 15:16), чтобы они были причастны к Его тайне, и т.о. Их собств. Жизнь и благовествование становятся отражением тайны Христа, когда они признают, что говорят не от собств. Имени, но в них говорит Бог. Поэтому Иисус говорит о Себе. "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14:9 и след. Ср. Ин 12:50) и, обращаясь к апостолам. "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается. А отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лк 10:16). Как сами апостолы, так и их слова и писания сопричастны тайне и власти Господа. Но как часть открытой тайны Божьей боговдохновенность Библии так же мало, как и засвидет-вованные ею события (напр., вочеловечение и воскресение Иисуса Христа) поддается доказат-вам человеч.

Средствами. Она может быть признана и засвидет-вована только верой (см. Вера). 2) БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ И АВТОРИТЕТНОСТЬ. Авторитетность написанного слова (ср. Выше, III) основана исключит. На живом Слове. Поскольку Писания возникли по воле Бога и передают Его слово, то они обладают Божьим авторитетом и являются боговдохновенными. Свидет-во Библии и основ. На нем благовествование приводят человека к вере в Христа, а Св. Дух открывает ему понимание тайны Христа и через нее - понимание Его слова (1Кор 2:9-11). Именно потому, что пророков и апостолов Бог призвал, уполномочил и исполнил Св. Духа, авторы Библии познают и единодушно свидет-вуют о том, что ради вы-полнения этого призвания они одарены чудесной способностью вместе с Христом образовывать тот фундамент, на к-ром покоится Церковь, поскольку она утверждена "на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф 2:20.

Ср. 1Кор 3:10 и след.). Б. ОСОБЕННОСТИ БОГОВДОХНОВЕННОСТИ ПИСАНИЯ 1) ОТКРОВЕНИЕ, ОЗАРЕНИЕ, ВДОХНОВЕННОСТЬ. а) Бог открывает Себя не только в С.П. И не только в Христе, но и в созданном Им мире (Пс 18:1-7. Рим 1:19,20), в истории (Деян 14:16,17. 17:24 и след.) и в человеч. Совести (Рим 2:14,15). Естественное, данное созданиям от природы откровение является предпосылкой ист. Откровения, даже если это общее и естественное откровение ставится под сомнение или отвергается грешным человеком и поэтому не приводит к истинному исповеданию Бога. Бог, не переставая "свидетельствовать о Себе благодеяниями" (Деян 14:17), не лишил Своего откровения ни одного человека, и поэтому человеку нет прощения пред Бог.

Значения в других словарях
Священное писание

религиозные иудейские и христианские книги, составляющие Библию (См. Библия), согласно вероучению написанные «по внушению бога». В иудаизме С. П. Считается лишь Ветхий завет, в христианстве — и Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную С. П., играет Коран.. ..

Священное Писание

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ - религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме Священным писанием считается Ветхий Завет, в христианстве - Ветхий и Новый Заветы. В исламе роль, аналогичную Священному писанию, играет Коран.. ..

Священное Писание

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, канонические книги, составляющие Библию. В иудаизме Священным писанием считается Ветхий Завет>, в христианстве - Ветхий Завет> и Новый Завет>. В исламе роль, аналогичную Священному писанию, играет Коран>.. ..

Священное Писание

Обычное название сборника книг, составляющих Библию. Отличительная особенность этих книг состоит в том, что они содержат в себе истины религиозно-нравственного характера, притом признаваемые сообщенными свыше, по особому Божиему откровению. Такая священная письменность свойственна всем религиям. Различие между христианским С. Писанием и С. Писанием других религий состоит в объективной реальности той боговдохновенности, которая субъективно присваивается всеми религиями, но в действительности прин..

Священное писание

Библия, писание, пятикнижие, книга книг. ..

Священное Писание

- см. Писание священное.. ..

Священное Писание

Сборник религ. Иудейских и христ. Книг, составляющих Библию, написанных, согласно религ. Вероучению, по внушению бога. В иудаизме С. П. Считается только Ветхий завет, в христианстве - также и Новый завет.. ..

Святость, святое

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВАСвятое (евр. Кадош. Греч. Гагиос) - это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. Святость предполагает определ. Связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью - в противоположность греховности.II. СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ 1) ПОНЯТИЕ С. Относится исключит. К Богу и в своей сущности определяется Им. С. - неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх 15:11. "Кто, как Ты, величествен святостью..

Священник

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА 1) евр. Слово кохен - "священник" происходит от глагола кохан = "быть священнодействующим", "совершать священное служение", т.е. Приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. Слово кохан означало "стоять". В Библии в этом значении данный глагол уже не встречается, но представление о С. Как о человеке, предстоящем пред Богом, сохранилось (ср. Втор 10:8. 18:7 - правда, в этих местах Библии говорится не о С. В собств. Смысле слова, а о левитах (см. Левиты)). Не..

Сев

Сев см. Земледелие.. ..

Сева, савейцы

Сева был сыном Хуша из рода Хама (Быт 10:7. 1Пар 1:9). О его потомках, называемых в Синод. Пер. Савейцами, известно, что они были рослыми людьми (Ис 45:14). Савейцы упоминаются в одном контексте с египтянами и эфиопами (Ис 43:3. 45:14), поэтому ученые предполагают, что местом их расселения была Африка, где греч. Географ Страбон упоминает порт. Города Саба (=Массауа) и Сабаи (=Асэб на берегу пролива Баб-эль-Мандеб) на зап. Побережье Красного моря. В Пс 71:10 наряду с Аравией упоминается царство с..

Священное Писание

См. Писание.. ..

Священное Писание

Общее название книг, входящих в Библию, и признаваемых Церковью богодухновенными, то есть написанными под сверхъестественным воздействием Святого Духа и являющимися Словом Божиим, а не человеческим (см. Библия).. ..

Дополнительный поиск Священное Писание Священное Писание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Священное Писание" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Священное Писание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 17 символа