Креационизм
(от лат. Creatio - творение) БИБЛЕЙСКИЙ, учение Библии о создании Творцом видимого бытия. В языч. Космогониях нет подлинного К. Вселенная, по их концепциям, возникла из лона самих богов или из вечного космич. Вещества (огня, воды). Библия не знает ничего с о в е ч н о г о Творцу и указывает на Его абсолютную и н о п р и р о д н о с т ь по отношению к твари. Если человек и создается по образу Бога, он, тем не менее, есть только тварь. Отвлеченное понятие о "творении из ничего" появляется в Писании сравнительно поздно (2 Макк 7:28), но оно постоянно подразумевается. Рядом с Богом нет никакой творящей силы (Ис 40:25-26. 44:6-7. 45:5-7. 48:13). "Ничего подобного нет в других религиях или метафизических системах" (В.Н.Лосский).
Сам процесс творения изображен в Библии в 3-х аспектах. 1) сказание Быт 1 изображает его как поэтапное усложнение твари, увенчивающееся человеком. 2) Быт 2 провозглашает ту же истину о центр. Значении человека, начиная рассказ о творении с антропогенеза. 3) творение совершается в процессе победы над *Хаосом. Последний аспект выражен в ВЗ не столь четко, как первые два, по-видимому из-за его сходства с вост. Космогониями. Но если в этих космогониях борьба богов-творцов с чудовищами Хаоса представлялась закономерностью, для Библии чудовища Хаоса (левиафан, дракон, раав) означают нарушение замыслов Творца. В библ. Учении о борьбе с Хаосом "содержится, быть может не вполне ясно выраженная, но все же достаточно определенная идея о том, что творение есть процесс, продолжающийся и поныне" (*Маккензи).
Т.о., К. Библейский оказывается связанным с проблемой космического зла, к-рое преодолевается в созидательных деяниях Божьих. Следует подчеркнуть, что богосл. Учение Библии о творении не зависит от конкретных космогенетич. Теорий, выдвигаемых наукой. См. Ст. Наука и Библия. Эволюционизм естественнонаучный. А р х а н г е л ь с к и й А., Библ. Космогония, ПС, 1889, ( 7. *Б у л г а к о в С.Н., Невеста Агнца, Париж, 1945. Б ю с с и н и Ф., Верую в Бога, Творца Неба и земли, "Символ", 1986, ( 15. Ж а к о б Э., Первые главы кн.Бытия, там же. З е н ь к о в с к и й В.В., Основы христ. Философии, т.2. Христ. Учение о мире, Париж, 1964. *Л е б е д е в А., Имело ли язычество древних истинное понятие о происхождении мира, ЧОЛДП, 1873, ( 8. Л о с с к и й В.Н., Очерк догматич.
Богословия, БТ, 1972, сб.8. О б е р Ж.-М., Происхождение Мира, "Символ", 1986, ( 15. О в р е й П., Сотворение, СББ, с.1094-1100. Т о п о р о в В.Н., Космогонич. Мифы, МНМ, т.2. *M a c K e n z i e J.L., The Two-Edged Sword, L., 1956. R e n c k e n s H., Israels Concept of the Beginning, N.Y., 1964. *R i n g g r e n H., Israelite Religion, L., 1966. *W r i g h t G.E., God Who Acts, Chi., 1952..
Дополнительный поиск Креационизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Креационизм" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Креационизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 11 символа