Посмертное Бытие По Учению Библии

139

Учение о посмертном состоянии человека, запечатленное в книгах Свящ.Писания. Взгляды на П.б. Во внебиблейских религиях. Убеждение, что после гибели тела продолжает существовать бессмертная часть человеческого существа, восходит к доисторич. Временам и присуще всем религиям. Уже палеолитические погребения свидетельствуют о вере древних людей в жизнь по ту сторону смерти. В обществах *Древнего Востока эта вера приобрела три формы. А) Учение о реинкарнации, или п е р е в о п л о щ е н и и (см. Ст. Метемпсихоз и Библия) Эта доктрина носила локальный характер и была распространена лишь в Индо-Австралийском регионе. Б) П е с с и м и с т и ч е с к и й в з г л я д, согласно к-рому души умерших обитают в подземной области, Преисподней.

Они влачат там жалкое, полусонное существование, и их может оживлять лишь кровавая жертва, приносимая живыми. Такой взгляд на П.б. Был свойствен народам древнего Двуречья (шумерам, вавилонянам, ассирийцам), а также грекам в раннюю эпоху их истории (кон. 2-го тыс. До н.э.). Он фактически отрицал веру в посмертное воздаяние, т.к. Уравнивал добрых и злых. В) О п т и м и с т и ч е с к и й в з г л я д исходил из убеждения, что в посмертии человек сохраняет полноту сознания, что на пороге потустороннего бытия он проходит через суд, к-рый определяет его судьбу. Среди древневост. Народов наиболее полно эти идеи П.б. Представлены у египтян. Впрочем, их понятие о П.б. Носило чувственный характер и жизнь за гробом представлялась им продолжением земной жизни.

С сер. 1-го тыс. До н.э. Оптимистич. Модель учения стала развиваться у греков (культ Диониса, учение Пифагора). Платон и его школа разработали первое в истории филос. Обоснование идеи бессмертия души, на к-рое опирались все последующие концепции П.б. В неоплатонизме (3 в. Н.э.) учение Платона приняло черты крайнего спиритуализма, отрицающего ценность материи и плоти. Первая фаза в истории библ. Учения о П.б. По причинам, к-рые остаются неисповедимыми, ветхозав. *Откровение вначале не содержало ясно выраженного учения о П.б. Поэтому древние израильтяне заимствовали свои взгляды на посмертную судьбу человека у соседних народов. По-видимому, еще с эпохи *патриархов они усвоили пессимистич. Вариант доктрины. ШеТл (преисподняя) в ранней библ.

*космографии представлялся подземным царством, подобным мрачному царству мертвых у вавилонян. В нем обитали рефаим, тени усопших. Их удел - забвение, мрак, удаленность от Бога (Пс 87:5-13). В сущности, живым является только Бог. Люди как целостные существа живы, пока в них действует дух, дарованный Богом. Когда он покидает человека, тот превращается в прах (Пс 103:29). Такой взгляд на П.б. Сохранялся почти во всей традиции мудрецов (см. Ст. Мудрецов Писания) Автор Кн.Иова еще не ведает посмертного воздаяния, Екклесиаст утверждает. "Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна. Как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом" (3:19). В Ветхом Завете, от Кн.Бытия до Сираха, постоянно напоминается о возвращении человека в прах, из к-рого он был создан (Быт 1:24-25.

Сир 16:31). Даже после того, как ветхозав. Церкви была открыта тайна воскресения, прежний взгляд продолжал находить своих сторонников. Его придерживались саддукеи, а в 17 в. Он был возрожден португальским евреем Уриэлем дАкостой (см. Его кн. В рус. Пер. "О смертности души человеческой", М., 1958). Вторая фаза не имеет строгой хронологич. Границы. Так, автор Кн.Царств, придерживаясь старой концепции (2 Цар 14:14), одновременно приводит молитву Анны, матери прор. Самуила, в к-рой выражена надежда, что Господь может вывести человека из Шеола (1 Цар 2:6). Та же надежда звучит в Пс 48:16. 72:23-24. Сказания о Енохе и Илии, изъятых из общей участи смертных, укрепляли веру в то, что пребывание в Шеоле не есть неизбежная судьба человека.

Однако еще более ясно выступает эта вера в т. Н. "Апокалипсисе Исайи" (Ис 24-27), к-рый большинство библеистов относит к 4 в. К 60-м гг. 2 в. До н.э. Вера в воскресение мертвых и посмертное воздаяние становится господствующей среди иудеев. Об этом свидетельствует Дан 12:2-3 и 2 Макк 7:9. Во время восстания Маккавея уже возносились молитвы за павших на поле брани (2 Макк 12:39-45). В Кн.Еноха (см. Ст. Апокрифы) впервые говорится не только о воскресении, но и о воздаянии. Образ "геенны огненной" восходит к эсхатологич. Учениям, сложившимся во 2 в. До н.э. В *диаспоре откровение о воскресении мертвых было дополнено Платоновским понятием о бессмертии души (Прем 3:1-8). В результате утвердилось понятие о личном бытии после смерти и конечном всеобщем воскресении.

Но акцент делался именно на воскресении, а не бессмертии души. НЗ целиком воспринял это ветхозав. Учение. Не естественное, присущее природе человека сохранение его бессмертного ядра, а чудо возрождения к новой преображенной жизни по воле Творца в конце веков было чаянием Церкви в первохристианский период. И хотя позднее влияние греч. Спиритуалистич. Дуализма не раз ослабляло силу этого чаяния, оно осталось догматом Церкви, к-рая "чает воскресения мертвых и жизни будущего века". [*А н д р е е в И.Д.], Воскресение мертвых, НЭС, т.11. [Б е р л и н И.], Загробная жизнь, ЕЭ, т.7. Б е р н ф е л ь д С., Воздаяние, ЕЭ, т.5. Прот.*Б у л г а к о в С., Проблема "условного бессмертия", "Путь", 1936- 37, ( 52-53. *В о р о н ц о в Е.К., К вопросу о "первом воскресении" в Откровении Иоанна Богослова, ВиР, 1905, ( 18.

*Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Благовестие св. Ап. Павла по его происхождению и существу, СПб., 1910, т.2. *Г р е л о П., Смерть, СББ. К н о п ф Р., Происхождение и развитие христ. Верований в загробную жизнь, пер. С франц., СПб., 1908. *Л е о н - Д ю ф у р К., По ту сторону смерти, "Логос", 1973, ( 1-2. Прот.М е н ь А., Истоки религии, Брюссель, 19812. Переселение душ. Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве, сб. Статей, Париж, 1935. С т р а х о в П., Воскресение. I. Идея воскресения в дохрист. Религ. -филос. Сознании, М., 1916. Т е м н о м е р о в А., Учение Свящ.Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых, СПб., 1899. *Т р о и ц к и й И.Г., Талмудич. Учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, СПб., 1904.

*Ч и с т о в и ч И., Древне-греческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии души и будущей жизни человека, СПб., 1871. Иностр. Библиогр. См. В кн. B a i l e y L.R., Biblical Perspectives on Death, Phil., 1979. F r a z e r J.G., Man, God and Immortality, L., 1968. *K u n g H., Ewiges Leben?, Munch., 1982 (англ. Пер. 1984). R i n g g r e n H., Israelite Religion, Phil., 1966 и в ст. Второго Храма период. Антропология библейская. Древний Восток. Мессианизм. Эсхатология..

Значения в других словарях
Послания Из Уз

Послания св. Ап.Павла, написанные им, когда он находился под стражей (Еф, Флп, Кол, Флм и 2 Тим). То, что апостол писал их из заключения, явствует из текста самих посланий. Достоверно известно, что ап.Павел был в узах в Кесарии и в Риме. Есть предположение, что он пережил заточение и в Эфесе. Экзегеты до сих пор не пришли к единому мнению, к какому времени и месту приурочить Еф, Флп, Кол, Флм, но большинство считает, что они относятся к его пребыванию под домашним арестом в Риме (ок. 60-63), а 2..

Пословицы Библейские

Афоризмы, заимствованные из Свящ.Писания. Библ. П. Широко распространены в лит-ре и устном народном творчестве тех народов, чья культура связана с Библией. П. Вообще и библейские в частн. Кратко выражают законч. Мысль с помощью двух утверждений, либо сходных по смыслу, либо антитетических. Большинство библ. П. Имеют ритмическую форму. Многие библ. Изречения стали П. Еще в ветхозав. И новозав. Времена. В последующие эпохи они сохранялись либо в форме, близкой к первонач. Тексту, либо в измененном..

Поснов

Михаил Эммануилович (1873-1931), рус. Правосл. Библеист и историк Церкви. Род. В Рязанской губернии. Окончил КДА, где затем был преподавателем библ. Истории. С 1908 - приват-доцент Киевского ун-та по каф. Истории Церкви. С 1910 вел курс Свящ.Писания НЗ в КДА, а с 1913 был там проф. По каф. Истории древней Церкви. Удостоен степени доктора церковной истории. В последние годы жизни состоял проф. В Софийской Православной духовной академии. Магистерская дисс. П. Посвящена проблемам библ. *богословия ..

Поспехов

Дмитрий Васильевич (1821-99), рус. Правосл. Церк. Писатель. Выпускник КДА (1845), где с 1853 был проф. Философии. Написал ряд исследований по вопросу о датировке и авторстве Кн.Премудрости Соломона в связи с иудейско-александрийской философией (ТКДА, 1862, ( 1,10-11. 1863, ( 5). Эти исследования легли в основу докторской работы П. "Кн. Премудрости Соломона, ее происхождение и отношение к иудейско-александрийской философии" (К., 1873). О звезде Мессии, ВЧ, 1877, ( 27. К у д р я в ц е в П., Д.В.П...

Дополнительный поиск Посмертное Бытие По Учению Библии Посмертное Бытие По Учению Библии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Посмертное Бытие По Учению Библии" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Посмертное Бытие По Учению Библии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 33 символа