Рукописи Библейские

124

До эпохи книгопечатания Библия распространялась в виде рукописных списков (манускриптов). Они имели две формы. *свитков и *кодексов. С 5 в. Н.э. Появились *иллюстриров. Издания Библии. Манускрипты писались на папирусе, пергаменте, коже и бумаге. Библ. Р. Делят на четыре категории. 1) папирусные Р., 2) *унциалы, 3) *минускулы и 4) *лекционарии. Полного каталога библ. Р. Еще не существует. Число их весьма значительно и намного превосходит число рукописей др. Книг древнего времени. Если сохранились лишь 110 списков Гомepa, oк.100 Вергилия и Софокла, 50 Эсхила, 11 Платона, то только новозав. Р. Имеется более 5300 экз. (полностью или в фрагментах). Особое значение имеют библ. Р. Дохристианского периода и первых вв. Н.э., поскольку они помогают работе *текстуальной критики.

Все зарегистрированные Р. Имеют особые названия и условные обозначения. Дохристианские библ. Р. Сохранились в небольшом числе. К ним относятся папирусные фрагменты из кн. Прор.Иеремии (3 в. До н.э.) и папирус *Нэша (2 в. Н.э.) с текстом *Декалога из Втор (оба фрагмента на евр. Языке). Основные ветхозав. Евр. Тексты дохрист. Времени найдены в *Кумране. Они содержат - полностью или частично - экземпляры всех книг ВЗ (кроме Есф). Их условное обозначение - Q. От греч. Пер. ВЗ уцелели папирусные манускрипты, датируемые 2-1 вв. До н.э. (усл. Обозначение О). Новозав. Папирусы. К настоящему времени библейская наука зарегистрировала 86 папирусов (гл.обр. Из Египта) с фрагментами НЗ. В *папирологии они обозначаются лат. Буквой Р и индексным номером. Фрагменты охватывают ок.

40% всего НЗ и содержат отрывки из 20 книг. Отметим лишь наиболее важные. А) Р52 - Папирус *Райленда, самый древний (ок.120-130). Б) Р46 - кодекс, включающий послания ап. Павла в след. Порядке. Рим, Eвp, 1-2 Кор, Еф, Гал, Флп, Кол, 1 Фес. Первоначальный размер - 27 х 16 см. Датируется временем ок. 200. Находится в Дублинской б-ке *Честера Битти (30 листов), в Мичиганском ун-те (30 листов) и в ряде частных коллекций. Р46 опубликован *Кеньоном Ф. (1933-34) и Гансом Гарстингером (1933). В) Р66, или "папирус Бодмер II". Кодекс содержит 1-14 гл. Ин и фрагменты из 15-21 гл. Первоначально имел oк. 146 листов (сохранилось ок. 108). Датируется временем ок. 200. Найден в библиотеке м-ря св. Екатерины на Синае, приобретен Мартином Бодмером (см. Ст. Бодмера папирусы).

Опубликован В. Мартэном (1956-58). Г) Р47 - кодекс, содержащий фрагменты Откр 9-17:2 на 10 листах форматом 23 х 13 см. Датируется ок. 270. Находится в Дублинской б-ке Честера Битти. Опубликован Ф.Кеньоном (1934-36). Д) Р72 - кодекс, содержащий 1-2 Петр и Иуд. Датируется 3-4 вв. Хранится в Женевской б-ке М. Бодмера. Опубликован М. Тестузом (1959). E) P75 - кодекс, содержащий б. Ч. Лк и Ин. Датируется ок. 220-30. Находится в Женевской б-ке М.Бодмера. Опубликован В.Мартэном (1961). Особое значение этого папируса заключается в том, что он подтверждает древность Ватиканского кодекса (см. Ниже). Новозав. Папирусы свидетельствуют о том, что в христ. Египте первых веков уже существовало неск. *рукописных традиций. Унциальные библ. Р., пергаментные кодексы 4-9 вв.

В наст. Время их зарегистрировано 269. Обозначаются арабскими цифрами, перед к-рыми ставится 0. Ниже перечислены лишь важнейшие унциалы. А) Синайский греч. Кодекс условно обозначается евр. Буквой алеф, или знаком 01. Датируется 4 в. ВЗ занимает 199 листов, а НЗ - 148. Основная часть манускрипта находится в Британском музее, 43 листа в б-ке Лейпцигского ун-та и фрагмент в Ленинграде. Размер страниц 38 х 32 см. Прозаические разделы написаны в 4 колонки, поэтические - в 2. В каждой колонке по 48 строк. Установлено, что рукопись была выполнена тремя писцами и на протяжении 4-12 вв. В нее вносили исправления 9 корректоров. Кроме канонических книг 01 включает *Варнавы послание и "Пастырь" Герма. В Мк опущен эпилог (16:9 сл.). В Ин опущена *перикопа 7:52-8:11, a в Рим *доксология 14:24-26 помещена после 16:23.

Pyкoпись была найдена еп.*Порфирием (Успенским) в м-ре св. Екатерины на Синае. Датирована *Тишендорфом, к-рый добился передачи кодекса России и издал его (1862). В 1933 кодекс был продан Британскому музею. Б) Александрийский греч. Кодекс (усл. Обозначение А, или 02) датируется нач. 5 в. Содержит, кроме собственно библ. Текста, апокрифические Псалмы Соломона и 1-2 послания свт.*Климента Римского. Часть текста Мф, Ин и 1 Кор утрачена. В кодексе 630 с. ВЗ записано, вероятно, двумя писцами, а 143 с. НЗ - тремя писцами. Формат кодекса 31 х 24 см. В 1627 02 был подарен Константинопольским патриархом англ. Королю Карлу I и впоследствии помещен в Британский музей. В) Ватиканский греч. Кодекс (усл. Обозначение В, или 03). Кодекс датируется нач.

4 в. Содержит полный текст Библии, кроме неканонической молитвы Манассии и Маккавейских книг. Сохранилось 759 листов из 820. Формат 25 х 24 см. Каждая страница поэтич. Книг ВЗ имеет 2 столбца по 40-44 строки, остальной текст записан в три столбца. Рукопись НЗ изготовили два писца. Происхождение кодекса неизвестно. Первые сведения о 03 относятся к 1475, когда составлялся каталог б-ки Ватикана, где 03 находится и поныне. Г) Кодекс *Безы (Д, или 05) - рукопись 5-6 вв., хотя нек-рые текстологи относят ее к 4 в. Содержит греч. Четвероевангеиие в след. Порядке. Мф, Ин, Лк, Мк, а также Деяния на греч. И лат. Языках. Перед текстом Деяний сохранился конец 3 Ин. Рукопись содержала ок.520 листов форматом 24 х 19 см., из к-рых уцелело 406.

Греч. И лат. Тексты расположены параллельно на одной странице. Д - единственная известная греч. Рукопись, содержащая Западный вариант текста Евангелий и Деяний (см. Ст. Семейства текстов библейских). Точное место, где был изготовлен кодекс, неизвестно (скорее всего в Зап. Европе). Хранилась рукопись в Лионском м-ре свт.*Иринея. В 1546 ею пользовались члены *Тридентского собора. Затем владельцем ее стал Беза, к-рый в 1581 передал ее в дар Кембриджскому ун-ту. Минускулы 9-18 вв. Лекционарии 3-17 вв. Рукописи библейских *переводов Библии на древние языки. Кроме указанных типов Р., текстологи используют цитаты из Свящ. Писания, приведенные в творениях отцов Церкви и их современников (см. Ст. Святоотеческая экзегеза) Нередко эти цитаты заимствованы из утраченных древних библ.

Р. Иером.*А л е к с и й Виноградов( История Английско-Американской Библии, ч.1-3, СПб., 1889-91. Б о г о с л о в с к и й М., К истории новозав. Текста, ЧОЛДП, 1876, №1-4, 7, 9, 11, 1877, №2, 6, 10-12. *В и г у р у Ф., Руководство..., пер. С франц., М., 19162, т.1. Свящ.*В о р о н ц о в Е., Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт, Серг.Пос., 1909. Д о й е л ь Л., Завещанное временем, М., 1980. Древние еврейские рукописи по части ассириологии, ЧОЛДП, 1881, №9. Прот.*Е л е о н с к и й Н., Краткий очерк истории подлинного ветхозав. Текста, ЧОЛДП, 1873, №8, 1874, №9. *И в а н о в А.И., О новооткрытом памятнике свящ. Новозав. Письменности, ЖМП, 1959, №8. Е г о ж е, Текстуальные памятники свящ. Новозав. Писаний, БТ, 1960, сб.1.

*К о з а р ж е в с к и й А.Ч., Источниковедческие проблемы раннехрист. Лит-ры, М., 1985. Архим.М и х а и л, О тексте Синайской рукописи Библии, ПТО, 1863, №22. [*P о ж д е с т в е н с к и й А.П.], Библия, ПБЭ, т.2, с. 473-554. *Х в о л ь с о н Д.А., История ветхозав. Текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собой, ХЧ, 1874, т.I-II. *Ю н г е р о в П.А., Общее историко-критическое введение в свящ. Ветхозав. Книги, Каз., 1902. British Museum. The Codex Sinaiticus and the Codex Alexandrinus, L., 1955. F i n e g a n J., Encountering New Testament Manuscripts, Grand Rapids (Mich.), 1974. К е n y о n F., Our Bible and Ancient Manuscripts, L., 1958. S а l m о n V., The Fourth Gospel, Collegeville (Minn.), 1976.

W u r t h w e i n E., Der Text des Alten Testaments, Stuttg., 1952 (англ. Пер. The Text of the Old Testament, N.Y., 1957). Проч. Иностр. Библиогр. См. В JBC, v.2, р.561-86 и в ст. Исагогика. Текстуальная критика библейская..

Значения в других словарях
Рудольф

(Rudolph) Вильгельм (1891-1987), нем. Протестантский библеист. Был проф. Свящ. Писания ВЗ в Мюнстерском ун-те. Автор комментариев к Иер (1947, 1970), Езд (1949) и Пар (1955). Частично придерживается *дополнений теории (по его гипотезе текст *Элохиста никогда не был самостоятельным текстом, а представляет собой лишь вставки в текст *Яхвиста). На основании изучения ассирийских памятников Р. Защищал историч. Достоверность сообщений 2 Пар о реформе царя Иосии. Он связывает события его правления с вн..

Руководства Библейские

Труды по Свящ.Писанию либо 1) вводного характера (см. Ст. Исагогика), либо 2) обзорно-экзегетического (см. Ст. Экзегетика). ..

Рукописные Традиции Библейские

Переписчики Библии до возникновения книгопечатания руководствовались не произволом, а установившейся традицией своей церкви, школы, группы переписчиков. Как показали находки в *Кумране, уже в ветхозав. Время сложилось несколько Р.т., одна из к-рых нашла отражение в *Септуагинте, а другая в *рецензии *масоретов. В силу относительно слабой связи между отд. Регионами в них сложились собственные Р.т., обусловившие характерные *разночтения, свойственные той или иной области. В задачу *текстуальной кр..

Румынская Библеистика

Библ. Наука, сложившаяся в рамках Румынской Православной Церкви. Румынское богословие, в т. Ч. И экзегетика, развивались под сильным влиянием рус. Духовных школ. Многие румынские богословы и церк. Деятели получили образование в России. В наст. Время центром Р.б. Являются богосл. Ин-ты Бухареста и Сибиу. Первое румынское руководство по *исагогике ВЗ было составлено В.Тарнавши (1928), а второе вышло в Бухаресте в 1955. В составлении последнего участвовали проф.Прелипцэан, Н.Нэага и др. Румынские б..

Дополнительный поиск Рукописи Библейские Рукописи Библейские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рукописи Библейские" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рукописи Библейские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 19 символа