Спиноза

129

(Spinosa) Бенедикт. Б а р у х д е Э с п и н о з а (1632-77), голл. Философ-пантеист, один из основоположников *историко-литературной критики библейской. С. Род. В Амстердаме в семье евр. Выходцев из Португалии. Отец вначале предназначал его к религ. Деятельности и отдал в раввинскую школу, где С. Основательно изучил ВЗ и древнюю иудаистскую лит-ру. В 1652 по желанию отца он покинул школу и нек-рое время помогал ему в торговле, параллельно изучая лат. Язык и философию (в частн., труды Р.Декарта). После смерти отца (1654) С. Целиком посвятил себя философии. Его неортодоксальные взгляды вызвали резкое осуждение раввината, и в 1656 он был публично отлучен от иудаистской религ. Общины (отлучение было снято лишь в 1927). За этим последовало изгнание С.

Из Амстердама, после чего он поселился у своих друзей-сектантов (меннонитов и коллегиантов) в окрестностях города. Но учения их он не принял, до конца дней оставшись внеконфессиональным мыслителем. Через год С. Разрешили вернуться, и oн погрузился в метафизич. И гносеологич. Исследования. Под влиянием главы республиканцев Яна де Витта С. Написал и издал (анонимно) "Богословско-политический трактат" (1670), направленный против монархистов и кальвинистов. В нем С. Превратил библеистику в орудие борьбы за свободу совести. В 1672, после гибели де Витта, философ лишился политич. Поддержки. Он отклонил предложение Гейдельбергского ун-та занять там каф. Философии, предпочтя оставаться свободным писателем (на жизнь он зарабатывал шлифовкой линз).

По свидетельству его первого биографа пастора Яна Колеруса, С. Практически осуществил свой идеал мудреца. Он был человеком кротким, чуждым тщеславия, вел почти аскетический образ жизни. Дружеские узы связывали его со многими деятелями культуры. Скончался он в Гааге и, хотя не был крещен, был похоронен по протестантскому обряду. Первое собрание coч. C. Вышло в Амстердаме в 1677 и вскоре было запрещено голландским правительством. По своей духовной направленности философия С. Была глубоко религиозной. В основе ее лежала созерцательная любовь к Богy. Но свою интуицию философ пытался заключить в узкие рамки математич. Логики. Он считал, что познание восходит к совершенству по 3-м ступеням (чувственное, абстрактное и интуитивное познание).

По его мнению, рациональная интуиция свидетельствует в пользу абсолютного монизма. Бог есть все - бесконечная Субстанция, Которая включает в Себя и мышление, и протяженность (материю). Иногда С. Даже говорил о тождестве Бога и природы, чем давал повод считать его атеистом. Однако вернее было бы назвать С. Акосмистом, ибо для него Божество, объемлющее Вселенную, было единственной подлинной Реальностью. Поэтому он решительно отвергал обвинение в атеизме. Можно сказать, что для С. Ничего, кроме Бога, не существует. Законы природы - это проявления Бога. Его нельзя мыслить вне мира. Он внутри него. Бог обладает неизменной природой, к-рая детерминирует Его проявления и в том числе человеческую волю. Богословская диалектика и антиномизм, столь яркие в учении *Бёме, не нашли никакого отклика в мировоззрении С.

Он считал формальную логику гарантом истины. Отсюда его неудачная попытка постичь соотношение Абсолюта и твари и его жесткий детерминизм, ради к-рого С. Жертвовал свободой воли и личностным началом и в Боге, и в человеке. Идеи С., вначале забытые, с сер.18 в. Стали оказывать большое влияние на европ. Мысль. Они отразились на взглядах *Лессинга, *Гердера, *Шеллинга и др. Философов. По мнению Вл.*Соловьева, "статический пантеизм Спинозы был необходим как предположение для исторического пантеизма Гегеля, а затем и положительной христианской философии". Хотя С. Был глубоким знатоком Библии, его монизм, в к-ром не осталось места для *Откровения Бога в истории, был бесконечно далек от *богословия библейского. Творение не было в глазах С.

Свободным актом, преодолевающим бездну между Сущим и тварью. Все созданное он мыслил как модусы, проявления Божества. В этом он приближался к греч. Философским системам элеатов, стоиков, неоплатоников. Однако сам С. Был убежден, что его воззрения не противоречат Писанию. "Вместе с Павлом, - говорил он, - и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что все находится в Боге и в Боге движется". Познавая себя, мир познает божество. В свете этой мысли С. Понимал и явление Христа. Христос, по его словам, был "устами Божиими", Он "имел общение с Богом душа к душе". "Мудрость Божия, т.е. Мудрость, превышающая человеческую, приняла в Христе человеческую природу, и Христос был путем к спасению".

Спасение С. Трактовал как причастность к истинной "всеобщей религии человечества", сущностью к-рой является совершенная этика (стоического типа). Философ переводил ВЗ на голландский язык, написал грамматику евр. Языка (1677). Но гл. Библ. Трудом С. Считается его "Богословско-политический трактат", над к-рым он работал в течение 5 лет. В нем С. Подошел к Библии как к документу историческому, литературному и религиозному (в том смысле, как понимал религию сам С.). Свою исходную герменевтич. Позицию философ взял из *протестантской экзегетики. "Все познание Писания, - утверждал он, - мы должны заимствовать из него одного". На этой предпосылке строятся три гл. Правила *герменевтики С. 1) Толкователь должен учитывать природу и особенности евр.

Языка, так как писатели Ветхого и Нового Завета были евреями. Необходимо знать специфику евр. Письменности и грамматики, к-рыми обусловлены многие неясности, двусмысленности и спорные места в тексте. 2) Толкователю следует "собрать положения каждой книги и свести их к существенным началам". Напр., употребление *антропоморфизмов и *натуроморфных образов должно быть правильно понято в свете общего учения Библии о Боге. 3) Адекватная интерпретация Писания будет неполной, если пренебречь изучением обстоятельств, времени и истории создания библ. Книг. Именно в этом последнем пункте С. Проявил наибольшую оригинальность. Хотя он писал на 20 лет позже *Гоббса, он первым предпринял попытку развернутого анализа проблем *атрибуции и *датировки ветхозав.

Книг. Опираясь на расшифрованные им указания *Ибн-Эзры, С. Рассмотрел *дублеты, *противоречия, *анахронизмы и лакуны в *Пятикнижии и пришел к выводу, что Моисею принадлежит лишь малая его часть (в частн., Книга Завета). Все остальное было собрано старейшинами и отредактировано Ездрой. С. Также показал, что Ис Нав содержит в себе внутренние доказательства более позднего происхождения, чем события, описанные в этой книге. Философ подчеркивал, что в Писании встречаются места, в к-рых выражено только личное мнение свящ. Авторов (напр., 1 Кор 7:25-40). *Боговдохновенность для него сводилась к выражению в Библии "истинной религии". "Откровенное Слово Божье не есть нек-рое известное число книг, но простое понятие божественной мысли, открытой пророкам, именно.

Понятие о почитании Бога всем сердцем путем соблюдения справедливости и любви". Это Откровение не является плодом философствующего разума. Философия и религия - сферы независимые. Именно откровение о жизни согласно вере и любви есть ядро Библии, сохранившееся неповрежденным, несмотря на всю сложность истории свящ. Книг. Высшие истины, провозглашенные Писанием, не могут быть затемнены ни ошибками переписчиков, ни другими человеческими несовершенствами Библии как книги. "Всеобщий Божественный закон, к-рому yчит Писание, дошел до наших рук абсолютно неискаженным". *Предание в глазах С. - это не что иное как естественный "свет разума", с помощью к-рого соборы, иудейские и христианские, отобрали корпус *канона. В соответствии со своим пантеистич.

Монизмом С. Полностью игнорирует *историзм Свящ. Писания и, вопреки прямому смыслу Библии, делает Откровение исключительно имманентным фактом. По существу то, что открывается в Библии, для С. Есть лишь о б н а р у ж е н и е истин, присущих человеческому духу от природы. Многие исагогич. Гипотезы С. Не выдержали испытания временем, однако его труд явился важным этапом на пути становления библ. Науки. Opera, Bd.1-4, Heidelberg, 1925. В рус. Пер. Переписка, М., 1932. Богословско-политический трактат, М., 1935. Избр. Произв., т.1-2, М., 1957. П а п е р н а Г.A., Б.С., его жизнь и филос. Деятельность, СПб., 1895. *Р е н а н Э., С., в его кн. Сборник мелких статей и речей, пер. С франц., СПб., 1895, т.1. Р о б и н с о н Л., Метафизика С., СПб., 1913.

С о к о л о в В.В., С., М., 1973. С о л о в ь е в Вл., Понятие о Боге (в защиту философии С.), Соч., т.9 (2-е изд.). Ф и ш е р К., История новой философии, пер. С нем., т.2, СПб., 1906. Ф р а н к С.Л., Основная идея философии С., "Путь", 1933, ( 37. В r о w n N.O., Scripture and Politics. 1. Philosophy and Prophecy. Spinosas Hermeneutics, "Political Theory", 1986, v.14, ( 2. Проч. Библиогр. См. В указ. Трудах..

Значения в других словарях
Спиноза

(Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, — 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. Общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С. Одновременно завязал научные и дружеские связи вне евр. Общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С. Оказал его наставник в лат. Языке Ван ден Энден —..

Спиноза

СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 - 77), нидерландский философ. Мир, по Спинозе, - закономерная система>, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически (смотри Пантеизм>) отождествляемая с Богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция>, причина самой себя. Мышление> и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции. Отдельные вещи и идеи - ее модусы (единичные проявления). Человек> - часть природы, душа его - модус> мышления, т..

Спиноза

(Барух, Бенедикт de Spinosa, род. 24 ноября 1632 г., умер 23 февраля 1677 г.) — знаменитый философ.I. Жизнь С. Недостаточно обследована. Лучшая биография принадлежит K. O. Meinsma ("Spinosa en zyn kring", S'Gravenhage, 1896). Фрейденталь собрал в сочинении "Zur Lebensgeschichte Spinoza's" (Лейпциг, 1899) все документы и сведения, касающиеся жизни С. Семья Эспиноза (эта фамилия пишется 12-ю различными способами) выселилась из Португалии в Голландию вследствие гонений на евреев в Португалии. Отец ..

Спиноза

Спиноза Spinoza.Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 - 1677) Нидерландский философ.Афоризмы, цитаты -Спиноза. Spinoza. Биография.• Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.• Удовольствие - переход человека от меньшего совершенства к большему.• Ссылка на авторитет не есть довод.• Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.• Понимание - начало согласия.• Никто так не падок на лесть, как тот честолю..

Спиноза

В России XIX в. Это слово означало не только имя известного голландского философа, но и (в просторечии) лихого танцора, чье хореографическое мастерство было на грани циркового фокуса. Например, у А. П. Чехова. «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами кренделя» (рассказ «Свадьба», 1890).Первоисточник — фамилия испанского балетного гротескового танцовщика Леона Эспиносы, который в 1869—1872 гг. Состоял в балетной труппе Большого театра и имел огромный успех у публики. Впоследствии его..

Спиноза

Философ. Спина. ..

Спиноза

(Spinoza). ..

Спиноза

(Spinoza, собств. D'Espinosa), Барух (Бенедикт) (24.XI.1632 - 21.II.1677) - голл. Философ. Род. В семье купца, принадлежавшего к евр. Общине Амстердама. Неск. Лет учился в евр. Религ. Училище. Позднее, вступив в принципиальный конфликт с олигархич. Руководством евр. Общины Амстердама, насаждавшим среди своих единоверцев воинствующий иудаизм, С. Был подвергнут т. Н. "великому отлучению", проклят и изгнан из общины (1656). Найдя приют среди сектантов-пантеистов, С. В дальнейшем, полностью не порыв..

Спиноза

(Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен 'херем' (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. 'Основы философии Декарта' (1663), 'Богословско-политический трактат' (1670), 'Эти..

Спиноза

СПИНОЗА (Spinoza, Espmosa) Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670..

Сперанский

Михаил Несторович (1863-1938), рус. Сов. Филолог, фольклорист и византолог. Окончил Моск. Ун-т, где с 1907 по 1923 был профессором. С 1921 академик. Изучал *Палеи и ср.-век. *апокрифы. Принимал участие в составлении "Православной Богословской Энциклопедии". Одной из центр. Тем исследований С. Была связь древнерус. Лит-ры с культурой Византии и слав. Стран. Апокрифич. Деяния ап.Андрея в славяно-рус. Списках М., 1893. Слав. Апокрифич. Евангелия, М., 1895 (магистерская дисс.). Из истории отреченных..

Сперджен

(Spurgeon) Чарлз (1834-92), англ. Баптистский проповедник. Род. В Кельведоне в семье сел. Пастора, потомка кальвинистов, бежавших некогда из Голландии. Занимался самообразованием и в 15 лет получил место yчителя. В 1850 встреча с методистским проповедником произвела переворот в душе С. В знак начала новой жизни он принял водное крещение, чтобы, как он сам выразился, "быть христианином по примеру апостолов". Его проповедь Евангелия вскоре обратила на себя внимание. С. Был приглашен в Лондон. Там ..

Справа

(древнерус.), исправление текста свящ. Книг по древним *рукописям.. ..

Справщики

(древнерус.), "книжные люди" древней Руси, занимавшиеся исправлением *рукописей церк.-слав. Библии. См. Ст. Максим Грек. Русская библеистика. Пер. Библии на церк.-слав. Язык.. ..

Дополнительный поиск Спиноза Спиноза

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спиноза" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спиноза, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа