Спиноза

130

(Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, — 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. Общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С. Одновременно завязал научные и дружеские связи вне евр. Общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С. Оказал его наставник в лат. Языке Ван ден Энден — последователь Ванини, а также У. Акоста — представитель евр. Вольномыслия. Руководители евр. Общины Амстердама подвергли С. «великому отлучению» — херем (1656). Спасаясь от преследований, С. Жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем — в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения.

В борьбе против олигархического руководства евр. Общины С. Стал решительным противником иудаизма. По своей идейно-политической позиции был сторонником республиканского правления и противником монархии. Философские воззрения С. Складывались первоначально под влиянием евр. Средневековой философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Её преодоление явилось результатом усвоения С. Пантеистическо-материалистических воззрений Дж. Бруно, рационалистического метода Р. Декарта, механистического и математического естествознания, а также философии Т. Гоббса, оказавшего влияние на социологическую доктрину С. Опираясь на механико-математическую методологию, С. Стремился к созданию целостной картины природы. Продолжая традиции Пантеизма, С.

Сделал центр, пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию (См. Субстанция), исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым — как причину самой себя (causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, С. Понимал их как совокупность модусов — единичных проявлений единой субстанции. Качественная характеристика субстанции раскрывается у С. В понятии Атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеческому уму открываются только два из них — протяжение и мышление. В противоположность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, монист С.

Видел в них два атрибута одной и той же субстанции. При рассмотрении мира единичных вещей С. Выступал как один из наиболее радикальных представителей Детерминизма и противников телеологии, что было высоко оценено Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 350). Вместе с тем, выдвигая механистическое истолкование детерминизма, отождествляя причинность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, С. Приходил к точке зрения механистического Фатализма. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. По замыслу С. Бесконечный модус движения и покоя должен связывать мир единичных вещей, находящихся во взаимодействии друг с другом, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжённости.

Другим бесконечным модусом является бесконечный разум (intellectus infinitus), который должен связывать мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. С. Утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако основное свойство бесконечного разума — «познавать всегда все ясно и отчетливо» (Избр. Произв.,т. 1, М., 1957, с. 108) — относилось у С. Лишь к человеку. Натуралистически рассматривая человека как часть природы, С. Утверждал, что тело и душа взаимно независимы вследствие онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Это воззрение сочетается у С. С материалистической тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека. Зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно С., на стадии чувственного познания.

Последнее составляет первый род знания, называемый также мнением (opinio). Чувственное познание, по мысли С., часто ведёт к заблуждению. Являясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины. Рационализм С. С наибольшей силой проявлялся в противопоставлении им понимания (intellectio) как единственного источника достоверных истин чувственному познанию. Понимание выступает у С. Как второй род познания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intellectus). Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обусловливается тем, что человеческая душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из субстанции. Оно возможно также в силу основоположного тезиса рационалистического панлогизма, отождествляющего принципы мышления с принципами бытия.

«порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (там же, с. 407). Третий род познания составляет Интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Генетически учение С. Об интуиции связано с учениями мистического пантеизма о «внутреннем свете» как источнике недискурсивного, непосредственного общения с богом и с учением Декарта об аксиомах «ясного и отчетливого ума» как фундаменте всего знания. При этом интуиция истолковывается С. Как интеллектуальная. Она даёт познание вещей с точки зрения вечности — как абсолютно необходимых модусов единой субстанции. В антропологии С. Отвергал идею свободы воли. Воля совпадает у С. С разумом. Распространяя на человеческое поведение законы механистического детерминизма, С.

Доказывал необходимый характер всех без исключения действий человека. Вместе с тем он обосновывал диалектическую идею о совместимости необходимости и свободы, выражающуюся понятием свободной необходимости. Поскольку свобода отождествляется у С. С познанием, стремление к самопознанию становится у С. Сильнейшим из человеческих влечений. С. Выдвинул положение об интеллектуальной любви к богу (amor Dei intellectualis) и идею вечности человеческой души, связанную с пантеистическим представлением о смерти человека как возвращении в единую субстанцию. Философскую систему С. Завершает этика. В центре его концепции секуляризированной морали — понятие «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом.

Принципы Гедонизма и Утилитаризма соединяются у С. С положениями аскетической созерцательной этики. Подобно другим представителям теории естественного права и общественного договора С. Выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества. Пантеистическая по своему облику философия С. Заключала в себе глубоко атеистическое содержание. Преодоление С. Концепции двойственной истины (См. Двойственная истина) дало ему возможность заложить основы научной критики Библии (См. Библия). Страх, согласно С., является причиной религиозных суеверий. Антиклерикализм С. Связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления.

Вместе с тем в духе идей «естественной религии» С. Утверждает, что следует различать подлинную религию, основой которой является философская мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека», руководствующегося только разумом, но необходима для большинства людей, для «толпы», которая живёт лишь страстями и не способна к руководству разума. Атеизм С. Оказал огромное влияние на европ. Вольномыслие 17—18 вв. Вместе с тем сторонники Романтизма и Ф. Шлейермахер интерпретировали учение С. В религиозно-мистическом духе. Позднее, в конце 19—20 вв., в условиях кризиса религиозного сознания, ряд буржуазных философов — Э. Ренан, Л. Брюнсвик и др. Пытались истолковать учение С. В духе идей «новой» религии. Атеистические и натуралистические идеи С.

Нашли своё продолжение у Д. Дидро и других франц. Материалистов 18 в., оказали большое воздействие на нем. Философию конца 18 — начала 19 вв., в особенности на Г. Лессинга, И. В. Гете (См. Гёте), И. Гердера, а затем на Ф. Шеллинга и Г. Гегеля (См. Гегель) (в особенности панлогизм, диалектика целостного истолкования мира и диалектическая концепция свободы в её связи с необходимостью), а также на Л. Фейербаха. Соч. Opera, Bd 1—4, Hdlb., 1925. Oeuvres. T. 1—3, P., 1964—65. В рус. Пер. — Избр. Произв., т. 1—2, М., 1957. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139—42, 144—46, 154. Т. 20, с. 350. Т. 29, с. 457. Ленин В. И., Философские тетради, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29. Фишер К., История новой философии, пер. С нем., т. 2, СПБ, 1906. Кечекьян С. Ф., Этическое миросозерцание Спинозы, М., 1914.

Мильнер Я. А., Б. Спиноза, М., 1940. Беленький М. С., Спиноза, М., 1964. Соколов В. В., Философия Спинозы и современность, М., 1964. Его же, Спиноза, М., 1973. Коников И. А., Материализм Спинозы, М., 1971. Joel М., Spinoza's theologisch-politischer Traktat auf seine Quellen geprüft, Breslau, 1870. Freudenthal J., Gebhardt C., Spinoza. Leben und Lehre, Tl 1—2, Hdlb., 1927. Spinoza — Literatur. — Verzeichnis, W., 1927. Kayser R., Spinoza. Portrait of a spiritual hero, N. Y., [1946]. Serouya H., Spinoza. Sa vie, sa philosophic, P., 1947. Wolfson H. A., The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning, v. 1—2, 2 ed., Camb. (Mass.), 1948. Saw R. L., The vindication of metaphysics. A study in the philosophy of Spinoza, L., 1951.

Brunschvieg L., Spinoza et ses contemporains, P., 1951. Hampshire S., Spinoza, L., [1954]. Roth L., Spinoza, L., 1954. Hallet H. P., B. De Spinoza, L., 1957. Spinoza — dreihundert Jahre Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632—1932, hrsg. Von S. Hessing, 2 Auf 1., Haag, 1962. Alain Е. А. C., Spinoza, P., 1965. В. В. Соколов. Б. Спиноза..

Значения в других словарях
Спиновая температура

величина, характеризующая распределение парамагнитных частиц (обладающих Спином) по магнитным подуровням, образующимся при расщеплении их уровней в магнитном поле (см. Зеемана эффект). В равновесии это распределение может быть описано соотношением (см. Больцмана статистика). Здесь n(E) — число частиц с энергией E, С — константа, k — Больцмана постоянная, Ts — С. Т. Состояние внутреннего равновесия в системе парамагнитных частиц, а следовательно, и С. Т., отличная от температуры решетки, устана..

Спиновые волны

1) в магнитоупорядоченных средах (магнетиках) волны нарушений «спинового порядка». В ферромагнетиках (См. Ферромагнетики), Антиферромагнетиках и Ферритах спины атомов и связанные с ними магнитные моменты в основном состоянии строго упорядочены. Из-за сильного обменного взаимодействия (См. Обменное взаимодействие) между атомами отклонение магнитного момента какого-либо атома от положения равновесия не локализуется, а в виде волны распространяется в среде. С. В. Являются элементарным (простейшим)..

Спиноза Бенедикт

Спиноза (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, ‒ 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. Общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С. Одновременно завязал научные и дружеские связи вне евр. Общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С. Оказал его наставник в лат. Языке Ван ден..

Спинола

(Spinola) Амбросио (1569, Генуя, — 25.9.1630, Кастельнуово-Скривия), испанский полководец. Из генуэзского аристократического рода. С 1598 на службе у исп. Короля. Набрав на собственные средства войско, С. Успешно сражался во Фландрии с войсками Морица Оранского (См. Мориц Оранский). В 1604 исп. Войска под его командованием взяли Остенде. В 1614 в связи с вмешательством Испании в войну за юлихклевское наследство С. Воевал на территории Юлиха и Клеве. В начале Тридцатилетней войны 1618—48 С., напр..

Спиноза

СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 - 77), нидерландский философ. Мир, по Спинозе, - закономерная система>, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически (смотри Пантеизм>) отождествляемая с Богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция>, причина самой себя. Мышление> и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции. Отдельные вещи и идеи - ее модусы (единичные проявления). Человек> - часть природы, душа его - модус> мышления, т..

Спиноза

(Барух, Бенедикт de Spinosa, род. 24 ноября 1632 г., умер 23 февраля 1677 г.) — знаменитый философ.I. Жизнь С. Недостаточно обследована. Лучшая биография принадлежит K. O. Meinsma ("Spinosa en zyn kring", S'Gravenhage, 1896). Фрейденталь собрал в сочинении "Zur Lebensgeschichte Spinoza's" (Лейпциг, 1899) все документы и сведения, касающиеся жизни С. Семья Эспиноза (эта фамилия пишется 12-ю различными способами) выселилась из Португалии в Голландию вследствие гонений на евреев в Португалии. Отец ..

Спиноза

Спиноза Spinoza.Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 - 1677) Нидерландский философ.Афоризмы, цитаты -Спиноза. Spinoza. Биография.• Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.• Удовольствие - переход человека от меньшего совершенства к большему.• Ссылка на авторитет не есть довод.• Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.• Понимание - начало согласия.• Никто так не падок на лесть, как тот честолю..

Спиноза

В России XIX в. Это слово означало не только имя известного голландского философа, но и (в просторечии) лихого танцора, чье хореографическое мастерство было на грани циркового фокуса. Например, у А. П. Чехова. «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами кренделя» (рассказ «Свадьба», 1890).Первоисточник — фамилия испанского балетного гротескового танцовщика Леона Эспиносы, который в 1869—1872 гг. Состоял в балетной труппе Большого театра и имел огромный успех у публики. Впоследствии его..

Спиноза

Философ. Спина. ..

Спиноза

(Spinoza). ..

Спиноза

(Spinoza, собств. D'Espinosa), Барух (Бенедикт) (24.XI.1632 - 21.II.1677) - голл. Философ. Род. В семье купца, принадлежавшего к евр. Общине Амстердама. Неск. Лет учился в евр. Религ. Училище. Позднее, вступив в принципиальный конфликт с олигархич. Руководством евр. Общины Амстердама, насаждавшим среди своих единоверцев воинствующий иудаизм, С. Был подвергнут т. Н. "великому отлучению", проклят и изгнан из общины (1656). Найдя приют среди сектантов-пантеистов, С. В дальнейшем, полностью не порыв..

Спиноза

(Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен 'херем' (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. 'Основы философии Декарта' (1663), 'Богословско-политический трактат' (1670), 'Эти..

Спиноза

СПИНОЗА (Spinoza, Espmosa) Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670..

Спиноза

(Spinosa) Бенедикт. Б а р у х д е Э с п и н о з а (1632-77), голл. Философ-пантеист, один из основоположников *историко-литературной критики библейской. С. Род. В Амстердаме в семье евр. Выходцев из Португалии. Отец вначале предназначал его к религ. Деятельности и отдал в раввинскую школу, где С. Основательно изучил ВЗ и древнюю иудаистскую лит-ру. В 1652 по желанию отца он покинул школу и нек-рое время помогал ему в торговле, параллельно изучая лат. Язык и философию (в частн., труды Р.Декарта)...

Дополнительный поиск Спиноза Спиноза

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спиноза" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спиноза, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа