Спиноза
(Spinoza, собств. D'Espinosa), Барух (Бенедикт) (24.XI.1632 - 21.II.1677) - голл. Философ. Род. В семье купца, принадлежавшего к евр. Общине Амстердама. Неск. Лет учился в евр. Религ. Училище. Позднее, вступив в принципиальный конфликт с олигархич. Руководством евр. Общины Амстердама, насаждавшим среди своих единоверцев воинствующий иудаизм, С. Был подвергнут т. Н. "великому отлучению", проклят и изгнан из общины (1656). Найдя приют среди сектантов-пантеистов, С. В дальнейшем, полностью не порывая с этими кругами, сблизился также с партией Яна де Витта. В 1670 переехал в Гаагу, где оставался до конца жизни. Гл. Произведения С. "Богословско-политический трактат" ("Tractatus theologico-politicus", Hamb., 1670), "Этика" ("Ethica", 1675, впервые опубл.
Посмертно в его кн. "Opera postuma", 1677), "Политический трактат" ("Tractatus politicus", не окончен, опубликован там же).Филос. Система С. - материализм, облеченный в форму пантеизма и утверждающий тождество безличного бога и единой бесконечной субстанции, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых С. Модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математич. И механич. Законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности к-рого находилось в фокусе филос. Интересов С.Во взглядах на общество С., один из виднейших представителей теорий естественного права и общественного договора, оставался идеалистом.
Исходя из понятия неизменной человеческой природы, признавая огромную роль интереса в жизни людей, С. Вместе с тем гипертрофировал морально-воспитательную функцию государства, считал ее определяющей и не замечал ни непримиримости клас. Противоречий, ни клас. Природы гос. Организации.С. Сформулировал ряд принципов антицерковной, полностью секуляризированной морали, решительно отвергающей потустороннее воздаяние и стремящейся объяснить поступки человека интересами реальной, земной жизни. Материалистич. Филос. Система С. Вела его к атеизму (пантеизм С. По существу являлся формой атеизма). Атеизм С. Основывался также на представлении о страхе как причине религ. Суеверий и увязывался с осознанием политич. Роли церкви как ближайшей союзницы монархич.
Правления. Он сопровождался поэтому антиклерикализмом, враждой ко всякой церкви как рассаднику невежества, суеверия и предрассудков. Огромное атеистич. Значение имела и библейская критика С. Он одним из первых (в "Богословско-политич. Трактате") стал рассматривать Библию (ее Ветхий завет) как обычный ист. Источник, пришел к выводу о том, что Моисей не может быть автором Пятикнижия (как считала религ. Традиция). Ограниченность атеизма С. Проявилась в том, что это понятие он наполнял гл. Обр. Моральным содержанием и утверждал, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос. Мудрость, доступная лишь немногим интеллектуалам, и суеверие, основывающееся на предрассудках и являющееся неизбежным уделом подавляющего большинства людей.
Поэтому и Библия, считал С., излишняя для первой категории лиц, необходима для "толпы".Материалистическо-атеистич. Система С. Оказала огромное влияние на вольномыслие в странах Зап. Европы в 17-18 вв., в т. Ч. На франц. Просветителей 18 в. И на таких нем. Мыслителей, как Лессинг, Гёте, Гердер, Фейербах. В новейшей же бурж. Литературе о С., всемерно подчеркивающей пантеистическую форму его учения, напротив, преобладает истолкование его взглядов как системы религ. Воззрений.Соч. Opera, im Auftrag der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, hrsg. Von С Gebhardt, v. 1-4, Hdlb., (1925). В рус. Пер. - Избранные произведения в 2-х томах, (пер. С голл. И лат.), М., 1957.Лит. Фишер Куно, История новой философии, т. 2 - Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, СПБ, 1906.
Кечекьян С. Ф., Этическое миросозерцание Спинозы, М., 1914. Мильнер Я., Бенедикт Спиноза, (М.), 1940. Соколов В., Философия Спинозы и современность, М., 1964. Dunin-Borkowski S., Spinoza, Bd 1-4, Münster, 1933-36. Meinsma К. О., Spinoza und sein Kreis, В., 1909. Wolfson Н. A., The philosophy of Spinoza, unfolding the latent processes of his reasoning, v. 1-2, N. Y., 1958. Feuer L. S., Spinoza..., Boston, 1958.В. В. Соколов. Москва..
Дополнительный поиск Спиноза
На нашем сайте Вы найдете значение "Спиноза" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спиноза, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа