Стефан
Симеон( Иванович Яворский), митр. (1658-1722), рус. Правосл. Церк. Деятель, богослов и философ. Род. На украинском Правобережье в правосл. Семье. Рано проявил разносторонние таланты. После присоединения Правобережья к Польше семья С. Переселилась на Левобережье, и в 1673 С. Поступил в Киево-Могилянскую коллегию, где изучил лат. И греч. Языки и овладел основами научных знаний. Чтобы получить образование в польских и литовских школах, он вынужден был присоединиться к католичеству. В 1689 С. Вернулся в лоно Рус. Правосл. Церкви. Приняв через два года монашество, стал преподавать в Киево-Могилянской коллегии, был игуменом м-ря, помощником митр. Киевского. При посещении Москвы С. Привлек к себе внимание Петра I и по его желанию в 1700 был поставлен митр.Рязанским и Муромским.
После смерти патр.Адриана, в том же году по настоянию царя С. Был назначен патриаршим местоблюстителем. В связи с введением синодального строя С. Стал председателем Свят. Синода (1721). Отношение С. К реформам Петра I было двойственным. С одной стороны, он поддерживал многие его начинания, но с другой, в отличие от *Феофана Прокоповича, был решительным противником его церк. Политики (в частн., упразднения патриаршества). По его мнению, роковой в деятельности царя являлась его ориентация на протестантские порядки. Католич. Образование С. Привило ему нетерпимость к протестантам. "Вси же потоци беззакония, - писал он, - от единого источника, от Лютера произыдоша, вси от того соблазн восприяше". В изданной в 1728 кн."Камень веры" С.
Подверг ожесточенной критике принцип *протестантской экзегетики "толковать Писание только через Писание". С этой целью он рассмотрел множество *противоречий в Библии. "Множицею в священных писаниях, - отмечал он, - случаются мнимые противоречия, к-рые с немалым трудом читателей обременяют". В результате само Писание становится "причиной несогласия" и источником бесконечных споров. Единств. Выход из подобного положения - это интерпретировать Библию в свете *Предания. "Предания, - писал он, - к вере того суть потребна, яко единем Преданием может быти вера, а без преданий Священное Писание несть к вере довольно". На вопрос, откуда в Библии явились противоречия, С. Отвечал так. Свящ. Авторы писали не только "по божеству", но и "по человечеству".
Толкование *трудных мест Библии, "к разумению неудобных", Сам Господь вручил "учащей Церкви", пастырям и богословам, дабы смирить гордыню мирян. Развивая эту т. Зр., С. Во многом опирался на лат. Церк. Традицию. Выступая против лютеранства во имя "древлего благочестия", С. В то же время полемизировал и со старообрядцами как с противниками просвещения. Под влиянием С. В Славяно-греко-латинскую академию проник дух схоластич. Богословия. Одновременно он немало сделал для знакомства рус. Богословов с древней и новой философией. Камень веры, М., 1728. Проповеди блаженной памяти С. Яворского, ч.1-3, М., 1804-05. Знамения антихристова пришествия и кончины века, К., 1864. З а х а р а И.С., Борьба идей в филос. Мысли на Украине на рубеже 17-18 вв.
(С. Яворский), К., 1982 (там же приведена обширная библиогр.)..
Дополнительный поиск Стефан
На нашем сайте Вы найдете значение "Стефан" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стефан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа