Мерзляков Алексей Федорович

106

Мерзляков Алексей Федорович - известный критик и поэт (1778 - 1830). Родился в небогатой купеческой семье. Учился в Пермском народном училище, где обратил на себя внимание "Одой на заключение мира со шведами", дошедшей до императрицы Екатерины II . Его на казенный счет определили в университетскую Московскую гимназию. Студентом он сблизился с Жуковским и был членом "Дружеского литературного общества", задавшегося целью "очищать вкус, развивать и определять понятия обо всем, что изящно, что превосходно". Многим обязан он советам Дмитриева . Первые поэтические опыты Мерзлякова появились в журнале Подшивалова . "Приятное и полезное препровождение времени" (1796). Молодой поэт подражал Ломоносову , Державину , Карамзину .

В "Утренней Заре" Мерзляков поместил оду. "Непостижимому", явно рассчитанную на соревнование с одой Державина "Бог". Здесь напечатаны "Песнь Моисеева по прохождении Чермного моря", имевшая особенный успех, и перевод "Ars Poetica" ("Наука Стихотворения") Горация. В 1804 г. Мерзляков получил степень магистра и кафедру российского красноречия и поэзии, которую занимал в Московском университете до самой смерти. В начале 1812 г. Мерзляков открыл серию публичных лекций, собиравших цвет литературного и аристократического общества. Прерванные нашествием Наполеона, лекции возобновились в 1816 г. И дали разбор популярнейших произведений тогдашней русской литературы. В общем Мерзляков был самым видным представителем университетской словесной науки в течение первой трети XIX в.

При вступлении на кафедру он не нашел в русской литературе господства какой-либо одной определенной и общественной школы. Авторитет Сумарокова казался непоколебимым, имя Ломоносова как поэта - священным. "Россиада" Хераскова считалась последним словом русского эпического гения. С другой стороны, публика зачитывалась балладами Жуковского, и вместе с ним проникали туманные образы немецкого романтизма. Немного позже, в самый зрелый период профессуры Мерзлякова, стали появляться первые произведения Пушкина . Природный, весьма развитой художественный вкус помешал Мерзлякову замкнуться в классическую схоластику. Он первый отделил преподавание русской словесности от древних литератур и сообщил кафедре русской литературы самостоятельное значение.

До Мерзлякова разбор образцов отечественного слова происходил на основании латинских риторик. Мерзляков внес в преподавание личный критический талант, выдвинул на первый план национальное содержание русских произведений и старые руководства заменил новыми. Но реформа дальше не пошла. У Мерзлякова не оказалось достаточно смелости и энергии, чтобы окончательно порвать с традициями педантизма. Он положил в основу своего преподавания сочинение немецкого эстетика Эшенбурга. Составленные им "Краткое начертание теории изящной словесности" и "Краткая риторика" представляли перевод или пересказ идей Эшенбурга. Но переводчик нередко вставлял в текст такие мысли, которые мало соответствовали подлиннику. "Произведения изящных искусств, - писал, например, Мерзляков, - как предмет чувствования и вкуса, не подвержены строгим правилам и не могут, кажется, иметь постоянной системы или науки изящного".

Несравненно важнее всяких правил - критика вкуса. Эта двойственность идей и приемов проходит через всю деятельность Мерзлякова. В теории он, например, согласно Горацию, делил всю поэзию на два рода - эпический и драматический, а лирическую поэзию включал в разряд эпической. Больше оригинальности и исторического значения представляют критические статьи Мерзлякова, появлявшиеся в "Трудах Общества Любителей Российской Словесности", в "Вестнике Европы" Каченовского и в журнале "Амфион", который издавал Мерзляков вместе с Ф.Ф. Ивановым и С.В. Смирновым. Встречающиеся здесь отзывы о важнейших писателях русской литературы часто отличаются большой критической проницательностью и художественным чутьем. В статье. "Рассуждение о российской словесности в нынешнем ее состоянии" ("Труды", 1812, I) Мерзляков характеризует деятельность Тредьяковского , Сумарокова, Ломоносова, Державина, Хераскова, Озерова , Крылова , совершенно независимо от теоретических пиитик.

Значение "Телемахиды" Тредьяковского он старается определить с исторической точки зрения. По поводу Сумарокова и Озерова читает резкую отповедь подражанию французам, "умственному рабству" русских писателей. По поводу Ломоносова высказывает порицание пристрастию к торжественным одам, так как "человек всего занимательнее для человека". С этой же точки зрения восхваляется Державин за употребление будничных, народных выражений. В "Вестнике Европы" Мерзляков напечатал пространные разборы сочинений Сумарокова, трагедий Озерова, "Мельника" Аблесимова (1817, части 91 - 94), в "Трудах" - статью о Державине (1820, XVIII) и "Письмо из Сибири" (1818, XI). Эти статьи следует считать наиболее полным отражением критического таланта Мерзлякова.

В развенчивании произведений Сумарокова, в более точном и рассудительном определении поэтических заслуг Ломоносова и художественного таланта Державина Мерзляков явился предшественником Надеждина и Белинского . Ему недоставало, однако, цельности и последовательности руководящих принципов. "Вот где система", говорил он своим слушателям, указывая на сердце и сводя критику, таким образом, к впечатлениям, которым вдобавок предстояло мириться с неизменными толками профессора о "правилах". Отсюда противоречия и сбивчивость представлений, на что и указал современник Мерзлякова, Веневитинов . Молодой критик отметил еще и другой, едва ли не более существенный, недостаток эстетики Мерзлякова. Профессор не следил за развитием своей науки, с течением времени даже совсем покинул изучение ее, лекции свои превратил в импровизации, в разборе произведений Ломоносова или Державина, случайно попадающихся на глаза при раскрытии книги на кафедре.

Вновь возникавшие явления в области литературы заставали Мерзлякова врасплох. Он или подвергал их суду с узкой схоластической точки зрения, или обнаруживал растерянность критической мысли. Так, в "Письме из Сибири" он напал на баллады и на "дух германских поэтов" на таком основании. "Что это за дух, который разрушает все правила пиитики, смешивает вместе все роды, комедии с трагедией, песни с сатирой, балладу с одной и пр. И пр.?" Появление Пушкина повергло Мерзлякова в смущение. Очевидцы рассказывают, что, читая "Кавказского пленника", Мерзляков плакал. "Он чувствовал, что это прекрасно, но не мог отдать себе отчета в этой красоте и - безмолвствовал"..

Значения в других словарях
Мережковский Константин Сергеевич

Мережковский Константин Сергеевич - зоолог и ботаник. Родился в 1854 г. Окончил курс Петербургского университета. Был хранителем зоологического музея Казанского университета и там же профессором. Работы Мережковского посвящены, главным образом, зоологии, а отчасти ботанике и антропологии. Он напечатал между прочим. "Этюды над простейшими животными северной России", "Исследования над губками Белого моря", "Диатомовые водоросли Белого моря", "Sur le developpement de la meduse Obelia" ("Bull. De la..

Мержеевский Иван Павлович

Мержеевский, Иван Павлович - известный психиатр (1838 - 1908). Окончил курс медицинской академии в Петербурге, в 1877 г. Сделался преемником Балинского в качестве профессора и директора клиники душевных болезней. В 1893 г. Покинул кафедру за выслугой лет. Мережеевский обогатил науку многими ценными исследованиями, относящимися к идиотизму, алкоголизму, прогрессивному параличу. Кроме того, ему принадлежит множество казуистических и судебно-медицинских сообщений по различным вопросам его специальн..

Меринг Фридрих Фридрихович

Меринг Фридрих Фридрихович - терапевт (1822 - 1887), профессор частной терапии в Киевском университете, родом из Саксонии. Переехал к 1845 г. В Россию и по предложению Пирогова , Меринг занял в Киевском университете кафедру по государственному врачебноведению. В 1856 г. Меринг был командирован в южную армию для исследования господствовавшей в ней тифозной эпидемии. См. Отчет в "Военно-Медицинском Журнале" 1856 - 57 годов.. ..

Мерклин Карл Евгеньевич

Мерклин Карл Евгеньевич - ботаник (1821 - 1904). Кончил курс Дерптского университета. Был приват-доцентом в лесном институте, потом физиологом в Императорском ботаническом саду, экспертом по естествознанию и микроскопии в медицинском департаменте, позднее профессором медицинской академии, непременным членом военно-медицинского ученого комитета. Своими трудами по истории развития листьев и папоротников, а также русских ископаемых растений Мерклин заслужил повсюду почетную известность. Главные из ..

Дополнительный поиск Мерзляков Алексей Федорович Мерзляков Алексей Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мерзляков Алексей Федорович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мерзляков Алексей Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 27 символа