Хвощинская-Зайончковская, Надежда Дмитриевна

102

(В. Крестовский — псевдоним) — известная русская писательница. Род. 20 мая 1825 г. В Рязанской губ., в семье небогатого чиновника из дворян. Отец X. Был обвинен в растрате казенных денег и лишился места и своего небольшого состояния, проданного для пополнения растраты. Первые годы X. Прошли в очень тяжелой материальной обстановке, которая скрашивалась самоотверженной любовью матери. Воспитание X. Получила дома. С 13 лет она брала уроки у семинариста, готовившего ее брата к поступлению в корпус. Еще в детстве X. Перечитала все, что можно было найти в библиотеке отца, и вместе с сестрой (впоследствии тоже романисткой, писавшей под псевдонимом Весеньев) и братом составляла рукописный журнал, а позднее писала исторические романы.

С помощью матери она изучила французский язык. Гюго сделался властителем дум ее юности. Живя в Москве, в доме дяди, X. Изучила итальянский язык и зачитывалась Шиллером. Сильное влияние на нее имел Белинский. Первыми ее печатными опытами были стихотворения, которые она помещала в 1847 и 1848 гг. В "Иллюстрации". И "Литературной Газете". За ними последовали прозаические произведения, вскоре доставившие ей известность и независимое положение в семье. Живя в Рязани, где отец ее снова получил место, и лишь наезжая в Петербург, X. Работала в "Отечественных Записках", "Литературной Газете", "Пантеоне". И "Русском Вестнике". Смерть отца сделала X. И ее сестру Софью опорой семьи, в которой после смерти Софьи X.

Осталась единственной работницей. В Рязани X. Познакомилась с Салтыковым, который служил там вице-губернатором. Позднее между ними установились дружеские отношения. В половине 1860-х гг. С X. Познакомился известный поэт Щербина, который влюбился в нее и делал ей предложение. В 1865 г. Умерла сестра X., Софья (Весеньев). Вскоре после того X. Вышла замуж за врача И. И. Зайончковского. Зайончковский был значительно моложе ее. В Рязань он был выслан по политическому делу и сблизился с X. У постели ее умиравшей сестры. Семейная жизнь X. Не была счастливой. Зайончковский оказался плохим семьянином. X. Очень снисходительно относилась к его увлечениям и сохранила к нему до конца дружеское чувство. Большей частью Зайончковский жил, лечась, за границей, где и умер в 1872 г.

От скоротечной чахотки. Последние годы жизни X. Провела в СПб. Несмотря на свою известность и постоянную литературную работу, X. В конце жизни нередко нуждалась. Даже похоронить ее пришлось на средства литературного фонда. Она умерла в июне 1889 г. На даче в Старом Петергофе и похоронена там же. X. Принадлежит к числу самых плодовитых русских писательниц. Она работала в области романа, повести, драмы, лирики, выступала в качестве критика и переводчицы. Пользуясь библиографической работой г. Я. ("Русская Мысль". За 1890 г. № 7), приводим перечень главных трудов X. В 1850 г. Она напечатала повести "Анна Михайловна". И "Сельский учитель". В "Отеч. Записках". И драматическую фантазию "Джулио". В "Пантеон".

В 1852 г. — повести "Еще год". И "Искушение". В "Отеч. Записках". "Утренний визит", провинциальная сцена, в "Пантеоне". В 1853 г. — повести "Несколько летних дней". ("Отеч. Зап.") и "Деревенский случай". ("Пант."), роман "Кто остался доволен". ("Отеч. Зап."), "Решительный час", сцена (там же). В 1854 г. — роман "Испытание". ("Отеч. Зап.") и "В дороге", рассказ, в "СПб. Ведом.". В 1855 г. — деревенская история "Фразы". В "Отеч. Записках". В 1856 г. — романы "Последнее действие комедии". И "Свободное время", в "Отеч. Записках". В 1857 г. — роман "Баритон".

И "Из связки писем, брошенной в огонь". ("Отеч. Зап."). В 1858 г. — повесть "Старое горе". И рассказ "Братец". ("Отеч. Зап."). В 1859 г. — повесть "Недописанная тетрадь". ("Отеч. Зап."). В этом же году появилось шеститомное издание "Романов и повестей". В. Крестовского. В 1860 г. X. Напечатала романы "Встреча". В "Отеч. Зап.". И "В ожидании лучшего". В "Русск. Вестнике". В 1861 г. Появилась повесть "Пансионерка". ("Отеч. Зап."). В 1862 г. — повесть "Стоячая вода". ("Русск. Вестн.") и рассказ "За стеной". ("Отеч. Записки"). В 1864 г. — повести "Домашнее дело". ("Отеч. Зап.") и "Старый портрет — новый оригинал".

("Библ. Для Чтения"). К 1865 г. Относится роман "Недавнее". ("Отеч. Зап."). В 1866 г. Вышли 7-й и 8-й тома "Романов и повестей". В 1868 г. Появилась повесть "Два памятные дня". ("От. Зап."). В 1869 г. — повесть "Первая борьба". ("Отеч. Зап."), В 1870 г. — роман "Большая Медведица". ("Вестн. Европы"). В 1874 г. — отрывки "Счастливые люди". ("Отеч. Зап.") и "Альбом". ("Вестн. Европы"). В 1876 г. — рассказ "На вечере". ("Отеч. Записки"). В 1877 г. — "Из записной книжки". И "Между друзьями". ("Отеч. Зап."). В 1878 г. Напечатана в "Отеч. Записках". Первая часть неоконченного романа "Былое".

В 1879 г. — рассказ "Свиданье", в "Отеч. Зап.". В 1880 г. Вышли в свет два первые тома "Повестей". И сборник "Очерки и рассказы", в 1881 г. — третий том "Повестей", в 1882 г. — вторая книга "Очерков и рассказов", в 1883 г. — четвертый том "Очерков и рассказов". Тогда же был напечатан рассказ "Здоровые". В "Отечеств. Записках". В 1885 г. Напечатан в "Сев. Вестн.". Роман "Обязанности". И вышел в свет сборник "На память". В 1887 г. — рассказ "Жить, как люди живут". ("Вестн. Европы"). В 1889 г. Появился в "Русск. Вед.". Отрывок "Вьюга". Стихотворения X. Появлялись в журналах до 1858 г. "Критические очерки".

X. Вела в "Отечеств. Зап.", под псевдонимом Поречникова, и позднее, под разными псевдонимами, в "Русск. Ведом.". Первые критические отзывы X. Были, в общем, неблагоприятны. Затем, после сочувственных статей Е. Тур ("Русская Речь", 1861, №12) и Боборыкина ("Библ. Для Чтения", 1863, № 2), литературная деятельность X. Встретила резкое осуждение в статье Шелгунова. "Женское бездушие". ("Дело", 1870, №9). Автор этой статьи признавал общий тон произведений X. Реакционным, философию ее — проповедующей всем слабым "смирение и покорность". Почти столь же суровым было отношение к произведениям X. Г. Скабичевского. В статье. "Волны русского прогресса". ("Отеч. Зап.", 1872, № 1) он объясняет возрастание успеха X.

В 70-х гг. Начавшейся в обществе реакцией, которая сделала возможным успех идеализации пошлости. Так называет автор пристрастие X. К "идеальным". Героям и героиням. Впоследствии и Шелгунов, и Скабичевский значительно изменили свое отношение к X. В конце 70-х и начале 80-х годов сочувственное отношение критики к X. Окончательно установилось. М. Протопопов в "Русск. Богатстве". (1880, № 3), признал талант X. Не стареющимся, а крепнущим с годами. Еще более симпатичным был отзыв г. Боборыкина ("Слово", 1879, № 7), находившего, что и на Западе нет, за исключением Джоржа Элиота, такой современной писательницы, как X. К. Арсеньев, в "Вестнике Европы". 1885 г., ставит имя X. Наряду с именами Жорж Санд, Кэррер Белль и Джоржа Элиота.

Столь же лестным был отзыв о X. Н. К. Михайловского, в рецензии на роман "Обязанность". Сочувственно отнеслась к X., в конце ее литературной деятельности, и критика противоположного литературного лагеря, как, напр., рецензент "Русск. Вестника". (1880, № 10). В итоге, отзывы критики сводились к признанию за X. Оригинального, хотя и не особенно яркого таланта, стойкой преданности прогрессивному миросозерцанию и искреннего, теплого чувства, проникающего все ее произведения. Наряду с этим почти все критики признавали некоторую узость наблюдений X. И некоторую сочиненность ее идеальных лиц. "На г. Крестовском, — читаем мы в рецензии Н. К. Михайловского, — повторилась очень известная в нашей литературе история.

"Злые персонажи". Его произведений — живые, хотя и скверные люди, а персонажи "добродетельные". Чрезвычайно скучны, как манекены. Его добродетельные герои добродетельны до сверхъестественного, добродетельны, как пропись, как букварь, и именно потому в них очень мало человеческого". В одной из новейших работ о X. Г. Протопопов ("Женское творчество", "Русская Мысль", 1891) делает такую характеристику того момента в общественном развитии, выразителем которого явилась X. "Произошел переворот в понятиях, который должен был впоследствии привести к перевороту в нравах. Общество стало понимать, что казнокрадство и патриотизм — вещи несовместимые. Что низкопоклонство перед высшими и высокомерие перед низшими совершенно неправильно называть умением жить, что честность и бескорыстие — не то же, что ротозейство и глупость, что фамусовщина и чичиковщина совсем напрасно пользуются репутацией благонамеренности, что светильник ума надо держать на столе, а не под столом.

Что шапками нельзя сражаться и на одну "подоплеку". Нельзя возлагать всех надежд. Переход от ветхозаветной домостроевской морали к морали этого рода был огромным прогрессом, и выразителем этого фазиса развития была Зайончковская". Талант X. — живой и искренний, но далеко не первоклассный. Образы ее не запечатлеваются в памяти. Больше захватывает она задушевностью тона. Современным людям романы X. Говорят очень мало.Литература. В. Семевский, "Русс. Мысль". (1890, №№ 10, 11, 12). Арсеньев, "Критические этюды". (т. I). А. Григорьев "Сочинения". (I, 51). К. Аксаков, "Русск. Беседа". (1857, № 1). Шелгунов, "Дело". (1870, № 9). Боборыкин, "Слово". (1879, № 7). Протопопов, "Русск. Мысль".

(1891, 1893, № 2). Скабичевский, "Сочинения". (т. 1) и "Ист. Нов. Русск. Лит.". Чуйко, "Наблюдатель". (1889, № 1). Южаков, "Сев. Вестн.". (1887, № 1). Воспоминания о X. ("Русск. Старина", 1897—98). Н. Коробка.{Брокгауз}.

Значения в других словарях
Хвощинская, Прасковья Дмитриевна

— младшая сестра Н. Д. И С. Д. Хвощинских. Родилась в Рязани в 1832 г. Писала под псевдонимом "С. Зимарова". Ей принадлежат повести. "Рассказ экономки". ("Отеч. Записки", 1864, т. 153). "Будь хуже — было бы лучше". ("Еженедельное Новое Время", 1879, т. I). "Семейная скорбь". (ib., т. III). "На покое". (ib., т. IV) и биографический очерк старшей сестры Н. Д. Хвощинской, в посмертном издании ее романов и повестей.См. Кн. Голицын, &qu..

Хвощинская, Софья Дмитриевна

— сестра Надежды Дмитриевны Хвощинской (см.), писавшая под псевдонимом "Ив. Весеньев", род. В 1828 г. В Рязани, умерла там же 5 авг. 1865 г. До десятилетнего возраста она училась у своих родителей, а в 1838 г. Была отдана в институт. Неразрывная дружба связывала ее с ранних лет со старшей сестрой Надеждой, которая и внушила ей любовь к литературе. До отъезда в институт обе сестры были неразлучны, вместе учились, работали, читали и сотрудничали в созданном ими журнале "Звездочка&qu..

Хвощинские

— два древних дворянских рода. 1) ведущий свое происхождение от Дмитрия Минича Софроновского, бывшего у великого князя Василия Дмитриевича "в боярех". Прапраправнук его Василий Андреевич имел сына Матвея, по прозвищу Хвощ, отчего и потомки его стали называться Х. Этот род записан по Тамбовской губернии. Герб внесен в III часть Гербовника. 2) Идущий от "Михаила Замятнина сына Хвощинского, за которым записано отца его поместье в 1622 г.". Сын его Аким "за многую службу"...

Хвощинский, Дмитрий

Капитан Самарск. Гусар. Полка Новорос. Губ., межев. Землемер, депут. В Ком. О соч. Проекта Нов. Улож 1767 г.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Хвощинская-Зайончковская, Надежда Дмитриевна Хвощинская-Зайончковская, Надежда Дмитриевна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хвощинская-Зайончковская, Надежда Дмитриевна" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хвощинская-Зайончковская, Надежда Дмитриевна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 44 символа