Мессия
Христос (от др.-евр. Машиах, буквально — помазанник. В пер. На греч. — Christos), в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом спаситель, долженствующий навечно установить своё царство. Представления о магической силе помазания освященным маслом существовали на Востоке с древности повсеместно, в том числе как часть обряда возведения царя на престол. В древнейших книгах Ветхого завета слово «М.» означает. Царь или, в переносном смысле, идеальный государь. Жрец. В период т. Н. Вавилонского плена (См. Вавилонский плен) (586—538 до н. Э по новейшим данным, 587—538 до н. Э.) в связи с гибелью Иудейского царства появляется идея о будущем царе из рода Давида. Возможно, эта идея возникла под влиянием Зороастризма, в котором существовал образ будущего «спасителя» — саошианта, потомка Заратуштры.
Конкретная личность М. Была для верующих неясна — он представлялся то как божественное предвечное существо, отождествляемое с архангелом Михаилом, то как «сын человеческий», т. Е. Как человек-учитель, реформатор, то как жрец — потомок мифического жреца Мельхиседека. Вера в М. Занимала важное место в идеологии иудейской секты ессеев-кумранитов (эссенов). Основатель секты, т. Н. Учитель праведности, видимо, понимался как М. В народных движениях против римского гнёта (Иудейские войны 66—73, 132—135) вожди восстаний (Иоханан из Гихсалы, Симон бар Гиора, Бар-Кохба) объявляли себя М. После поражения восстания вера в ожидаемого М. Теряет прежнее значение, однако в эпохи особо тяжёлого положения народных масс (например, в средние века) предводители народных движений снова выдают себя за М.
В современном иудаизме вера в единичного М. Не имеет существенного значения. Христиане с самого начала объявили мессией (Христом) основателя своей религии. Иисус считался потомком царя Давида, с ним связывалась иудейская мессианистическая терминология. «царь иудейский», «господь» — греч. Kyrios «господин» — «сын человеческий». Но понятие «М.» в христианстве было перенесено из политической и социальной сферы в религиозно-этическую. М.-Христос трактуется как спаситель от первородного греха, свойственного человечеству, «от царства Сатаны», а не как избавитель от экономических и политических бедствий. При этом, хотя М.-Христос объявляется уже явившимся и искупившим своей смертью грехи человечества, христиане в то же время верят в его «второе пришествие» для установления вечного «царства божьего» на всей земле.
«Спасение» всё отчётливее понимается эсхатологически, т. Е. Как имеющее быть не в историческое время, а в «конце времён». В переносном смысле понятия «М.» и «мессианство» («мессианизм») прилагаются и к ожидаемым в будущем спасителям также в других религиях (особенно в исламе, где мессианизм имеет прямое иудео-христианское происхождение). В мусульманских странах мессианизм распространялся в форме учения о Махди (арабский). Так, например, Мухаммед Ахмед, предводитель восстания в Судане в конце 19 в. Против иностранных колонизаторов, объявил себя махди (Махди Суданский). Мессианство во всех его формах, объективно являвшееся результатом тяжёлого положения народа и в то же время возлагавшее надежды лишь на божественного избавителя, нередко служило средством отвлечения народных масс от активной борьбы за свои интересы.
А. П. Каждан..
Дополнительный поиск Мессия
На нашем сайте Вы найдете значение "Мессия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мессия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа