Мессия

113

(евр. Mâðĭjah, арам. Mĕðîjha, «помазанник», греч. Транскрипция Μεσσίας. Греч. Перевод Χριστος, Христос), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времён, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа божьего», посредник между богом и людьми и носитель высшего авторитета на земле, спаситель, приносящий с собой новое, исправленное состояние всего мирового бытия. В христианской религиозно-мифологической системе переосмысленный и преобразованный образ М. (М. = Иисус Христос) - её смысловой центр.В Ветхом завете нет разработанной, более или менее однозначно интерпретируемой и обязательной в такой интерпретации доктрины о М. (положение меняется только на грани библейской и послебиблейской эпох).

Употребление слова «М.» далеко от эсхатологической концепции М. (даже если иметь в виду, что мессианские образы обозначаются в библейских текстах различными терминами - «сын человеческий», Дан. 7, 13. Отчасти «отрок Яхве» - Ис. 42). Слово «М.» имеет в Ветхом завете хотя и сакральный, но совершенно бытовой смысл, будучи прилагаемо к царям Израиля и Иудеи (напр., 1 Царств 12, 3 и 5. 16, 6. 2 Царств 19, 21. 2 Парал. 6, 42. Пс. 17, 51. 19, 7 и др.) или к первосвященникам (напр. Лев. 4, 3 - «священник помазанный» и др.), или даже к языческому царю Киру II как провиденциальному орудию Яхве, пользующемуся его помощью (Ис. 45, 1).Сама идея М. Кажется стоящей в противоречии с пафосом ветхозаветного монотеизма, не допускающего никаких «спасителей» рядом с Яхве и не благоприятствующего представлению о каком-либо посреднике между Яхве и его народом.

Исходя из этого, в образе М. Пришлось бы увидеть наносное заимствование (на мало подходящей для этого почве) из какого-то чуждого круга мифологем, скорее всего иранского (ср. Саошьянт), типологическую параллель языческим фигурам героев-спасителей, фигуре буддийского Майтреи и т. П. Но тогда непонятно, почему учение о М. Не только заняло со временем очень заметное место в системе иудаизма, не только оказалось абсолютным центром христианских представлений, но и нашло буквальные соответствия в строго монотеистическом исламе (образ Махди, «скрытого имама» шиитов). Есть основания утверждать, что внутренняя неизбежность как самой идеи М., так и переосмысления в связи с этой идеей состава религиозных представлений в целом заложена в самой структуре религии Яхве, требующего от своего народа беспрекословной верности и особой «святости» на его историческом пути (особенно в будущие эсхатологические времена), недостижимых без вождя и проводника, без вмешательства сверхчеловечески сильного целителя, который обладал бы высшей мерой святости, т.

Е. М. (см. Иудаистическая мифология). Древневосточная идеология обожествления царской власти закономерно трансформируется в контексте религии Яхве (не царь как бог, но бог как царь) в мессианскую идеологию. Именно потому, что вся власть принадлежит Яхве, полномочия царя действительны в меру того, насколько его власть есть власть Яхве, и оба они - как бы одно (ср. Слова Христа. «Я и отец одно», Ио. 10, 30). Такова власть М., чей предок и прототип - Давид как первый «богоугодный» (после «неугодного» Саула) царь «народа божьего».Поэтому первая внешняя подробность, конкретизирующая образ М., - его происхождение от династии Давида. Его приход - как бы возвращение Давида. Пророки (Иерем. 30, 9. Иезек. 34, 23-24. Ос. 3, 5) называют его метафорически просто Давидом.

Психологический фон такого отождествления М. С Давидом - ностальгия по временам Давида как золотому веку еврейской государственности. Во всяком случае М. - «отрасль от корня Иессеева» (Иессей - отец Давида), как сказано в мессианском пророчестве Ветхого завета, возможно, принадлежащем ещё Исайе (8 в. До н. Э.) и говорящем о владыке, власть которого будет до конца чиста от своеволия. «и будет судить не по взгляду очей своих, и не по слуху ушей своих будет решать дела» (Ис. 11, 3. Ср. Слова Христа - Ио. 5, 30. «Я ничего не могу творить сам от себя. Ибо не ищу моей воли, но воли пославшего меня отца»). Образ этого владыки имеет исторические, политико-патриотические измерения, но перерастает их. М. Мыслится не только как восстановитель своего народа, усмиритель его врагов, объединитель разделившихся Иудейского и Израильского царств (Ис.

11, 11-16), но и как «знамя для народов», установитель всечеловеческого примирения (11, 10). Оно распространится и на мир природы. «тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком. И телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе. И лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на логово змеи. Ибо земля будет наполнена ведением Яхве, как воды наполняют море» (11, б-9). Черты умиротворителя в облике мессианского царя подчёркивают и другие пророчества. «Торжествуй, дщерь Иерусалима. Се, царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.

Тогда истреблю колесницы у Ефрема (т. Е. Израиля) и коней в Иерусалиме (т. Е. Иудее), и сокрушен будет бранный лук. И он возвестит мир народам» (Зах. 9, 9-10. Ослица с ослёнком - символ смиренного миролюбия в противоположность боевому коню, как в рассказе о въезде Христа в Иерусалим). Наряду с этим существует традиция воинственного образа М., топчущего врагов народа Яхве, как виноградарь гроздья (ср. Ис. 63, 1-6). Таргум Псевдо-Ионафана на Быт. 49, 10-12 говорит о М. «Он препоясал чресла свои и выступил на битву против врагов своих, поражая царей с князьями их, и окрашивая горы кровью убиения их, и убеляя холмы туком сильных. И одеяния его погружены в кровь». В таком контексте М. Рисуется всего лишь очень могущественным (и при этом «праведным») вождём своего народа, или, в универсалистской перспективе Исаии, вождём всего человечества, возможно, умиротворяющим его путём завоеваний.

Виднейший представитель раввинистической учёности своего времени рабби Акиба признал М. Отважного вождя патриотического антиримского восстания 132-135 Бар-Кохбу. Предельная точка политизирующего «приземления» образа М., возможная, правда, лишь у предателя своего народа, - перенесение Иосифом Флавием пророчеств о М. На римского императора Веспасиана.В противовес этому в талмудической, и особенно мистико-апокалиптической, литературе выявляется (становящийся в центр системы христианства) мотив трансцендентного онтологического статуса М., в частности его предсуществования - то ли в пред-мирном замысле бога, то ли даже в некой надмирной реальности. Первая, более осторожная версия неоднократно повторена в Вавилонском Талмуде.

Имя М. Входит (наряду с Эдемом, Геенной, престолом Яхве и т. П.) в число семи вещей, сотворённых на 2000 лет прежде мироздания («Песахим» 54 а. «Недарим» 39 б). В эфиопском изводе книги Еноха неоднократно говорится о предвечном и вечном М., который «был избран и сокрыт Яхве до сотворения мира и пребудет пред ним до скончания веков». М. Или его «свет» (ср. Фарн в иранской мифологии) оказывается присутствующим при сотворении мира. Равным образом «дух Яхве» как демиургическая сила приравнивается к духу М. «„И дух божий носится над водою", это - дух царя Мессии» («Берешит рабба» 8, 1). В качестве «сына человеческого» (Дан. 7, 13), а в терминологии Филона - «небесного человека», т. Е. Некой идеальной парадигмы человеческого образа как микрокосма и соотнесённого с этим микрокосмом макрокосма, М.

Сближается с Адамом до грехопадения (ср. В Новом завете доктрину о Христе как «последнем Адаме», 1 Кор. 15, 45) и с Адамом Кадмоном каббалистической спекуляции, а за пределами иудаизма может быть сопоставлен с такими персонажами, как Пуруша, Гайомарт, Антропос. Как посредник между богом и миром, М. Имеет черты Метатрона и через этот образ связан с Енохом - бессмертным солнечным царём правды начальных времён, дожидающимся у престола Яхве последних времён. В ессейских, отчасти иудео-христианских кругах М. По его свойству метаисторической надвременности ассоциировался и с Мельхиседеком, не имеющим «ни начала дней, ни конца жизни» (Евр. 7, 3). Важно представление, по которому М. Уже существует, но «скрывается», так что ему предстоит не родиться, но «явиться», раскрыть свою тайну.

Это представление не всегда связано с мыслью о небесном предсуществовании. Часто утверждается, что он уже родился на земле, например в день разрушения Иерусалима 10 Аба 70 года (по версии, приводимой в Иерусалимском талмуде, «Беракот» II, 5а), но вынужден скрываться из-за грехов народа. В прикреплении момента рождения М. К самой чёрной дате, которую могли представить талмудические авторитеты, выявляется мотив т. Н. Родовых мук М. - бед и страданий неслыханной силы, долженствующих предшествовать прорыву мессианского времени. Уже для ветхозаветных пророков характерно умозаключение к светлому будущему от максимально тёмного настоящего (ср. Также в Новом завете обещание явления «сына человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» в дни бедствий и попирания святыни.

Лук. 21, 9-28). Однако приносимое М. Избавление покупается муками не только народа, но и самого М. Страдальческий характер носит уже невозможность для него явиться и действовать прежде определённого ему срока, его временная связанность и полонённость силамизла. М. Изображается иногда как прокажённый, сидящий среди нищих на мосту в Риме и непрерывно снимающий и надевающий повязки на своих ранах, чтобы в каждый миг быть готовым к выступлению по зову Яхве («Сангедрин» 98а). Рим фигурирует в этом и аналогичных текстах именно потому, что столица цезарей (а позднее - столица пап) воплощала для евреев средоточие враждебной им мощи. Как Моисей, избавитель от египетского ярма, был воспитан в Египте, так и М., избавитель от ига Рима, откроется в Риме.

Но и тогда, когда срок его ожидания окончится, ему грозит искупительная смерть (ср. Ис. 53, 8), в связи с чем в иудаистической традиции возникает даже версия о двух М. - гибнущем и торжествующем (ср. В христианстве учение о двух «пришествиях» одного и того же Христа - сначала на муку, потом во славе). Версия эта намечается в Талмуде («Суккот» 52а со ссылкой на рабби Досу, 3 в.) и получает развитие в позднейшей литературе. Сначала ожидается явление «мессии, сына Иосифа», который восстановит Иудейское царство, храм и храмовое богослужение, но обречён пасть в битве с полчищами Гога и Магога. Его тело будет лежать без погребения на улицах Иерусалима (или будет погребено ангелами). Лишь после этого сможет выступить «мессия, сын Давида», который одержит окончательную победу над враждебными силами и воскресит своего жертвенного предшественника.

Важный момент мессианских событий - участие в них пророка Илии. Вознесённый на огненной колеснице на небо, он дожидается своего часа, чтобы готовить народ к пришествию М. (ср. Ветхозаветное пророчество. «Вот я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Яхве, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я пришед не поразил земли проклятием», Малах. 4, 5-6. Христианство относило эти слова к Иоанну Крестителю, пришедшему «в духе и силе Илии», Лук. 1, 17, хотя и сам Илия является засвидетельствовать мессианское достоинство Христа в сцене Преображения). Илия накануне мессианского времени разрешит все споры о толковании Библии (талмудический трактат «Менахот» 45а и др.).

Затем он сотворит семь чудес (приведёт к евреям Моисея и воскрешённое поколение пустыни. Извлечёт Корея и его приверженцев из шеола. Воскресит «Мессию, сына Иосифа». Явит утраченные ещё со времен вавилонского пленения священные предметы - ковчег завета, сосуд с манной и сосуд для елея. Явит скипетр, полученный от бога. Сокрушит горы. Откроет великую тайну). Далее, по приказу М. Он затрубитв рог (шофар), отчего вернётся свет, ушедший после «грехопадения» Адама и Евы, воскреснут мёртвые и явится Шохина. Архангел Гавриил убьёт чудищ левиафана и бегемота для пира праведных в честь М.В истории еврейского народа неоднократно выступали деятели, притязавшие на мессианское достоинство. Подробности их жизни подвергались в осмыслении их приверженцев сильной мифологизации.В христианских религиозно-мифологических представлениях образ М.

Переосмыслен. Политико-этнические аспекты элиминированы, предельно обобщены намеченные со времени Исаии универсалистские возможности. На место «избавителя» своего народа от его врагов христианство ставит «искупителя» человечества от его грехов. Исходной точкой христианства стал тезис, согласно которому прорыв мессианского времени уже начался с выступления Иисуса Христа (т. Е. М.), который пришёл «в последние времена» (1 Петр. 1, 20) и «победил мир» (Ио. 16, 33). Поскольку, однако, эмпирическая реальность истории продолжала существовать, образ эсхатологического «конца» в христианской традиции был подвергнут удвоению. М. Первый раз приходит «в образе раба» как учитель, исцелитель и искупитель, причём отказывается «судить людей», второй раз он придёт «со славою судить живых и мёртвых» (текст Никейско-Константинопольского символа веры).

Спасение должно завершиться в эсхатологической перспективе загробного суда (см. Страшный суд) и загробной жизни. См. Также ст. Иисус Христос, Христианская мифология.Лит. Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1941. Амусии И. Д., «Избранник бога» в кумранских текстах, «Вестник древней истории», 1966, № 1. Humbert P., Le Messie dans Ie Tar gum des Prophètes. Lausanne,1911. Kraeling C. H., Anthropos and son of man, N. Y., 1927 («Columbia University oriental studies», v. 26). Sjoberg Е., Der Menschensohn im äthiopischen Henochbuch, Lund, 1946;его же, Der verborgene Menschensohn in den Evangelien, Lund, 1956. Hill H. Е., Messianic expectations in the Targums to the psalms, Yale, 1955 (Diss.). Mowinckel S., He that Cometh, Oxf., 1956.

Woude A. S. Van der, Die mes-sianischen Vorstellungen der Gemeinde von Qumran, Assen, 1957. Hurwitz S., Die Gestalt des sterbenden Messias, Z., 1958. Scholem G., Zum Verständnis der messianischen Idee im Judentum, «Eranos-Jahrbuch. 1959», Z., 1960;Muilenburg J., The son of man in Daniel and the Ethiopic Apocalypse of Enoch, «Journal of Biblical Literature», 1960, v. 79. Muller H., Ursprünge und Strukturen alt-testamentlicher Eschatologle, В., 1969.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мессия

Христос (от др.-евр. Машиах, буквально — помазанник. В пер. На греч. — Christos), в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом спаситель, долженствующий навечно установить своё царство. Представления о магической силе помазания освященным маслом существовали на Востоке с древности повсеместно, в том числе как часть обряда возведения царя на престол. В древнейших книгах Ветхого завета слово «М.» означает. Царь или, в переносном смысле, идеальный государь. Жрец. В пе..

Мессия

МЕССИЯ (от др.-евр. Машиах - букв. - помазанник), в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и в средние века предводители народных движений иногда объявляли себя Мессией. В мусульманских странах Мессией называют махди.. ..

Мессия

МЕССИЯ (от древнееврейского машиах, буквально - помазанник>. Греческий перевод - Христос), в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, Спаситель, ниспосланный Богом на землю. В мусульманских странах Мессией называется Махди>.. ..

Мессия

(с евр. Машиах — помазанник, вследствие чего в греческом переводе LXX это слово переводится словом Χριστός — Христос или Помазанный) — По первоначальному своему значению М. Называется всякий помазанный освященным елеем, например первосвященник и особенно царь. Впоследствии это слово стало означать исключительно Христа Спасителя, к которому оно относится целым рядом мессианских пророчеств, проходящих по всему Ветхому Завету и находящих себе завершение и подтверждение в Новом Завете. Согласно с эт..

Мессия

(древнеевр. "машиах" - "помазанник"), в иудео-христианской традиции, освободитель, помазанник Божий, освященный миропомазанием. В еврейской Библии под "Мессией", как правило, подразумевался не посланник небес, а идеальный земной царь, правящий по воле Бога. Во времена Иисуса почти все евреи ожидали пришествия Мессии. Одни надеялись, что после его чудесного появления установится царство праведности и справедливости, другие видели в нем военачальника, который изгонит римлян, третьи уповали на возм..

Мессия

-и, м. Книжн.. ..

Мессия

(евр. Maschiah - помазанный). Помазанник. Обещанный в Ветхом Завете искупитель, которого верующие дождались в лице Иисуса Христа, а евреи ожидают и теперь еще.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[ др.-евр.] - в христианстве (ХРИСТИАНСТВО) и иудаизме (ИУДАИЗМ). Ожидаемый божественный избавитель от зла, спаситель человечества.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)евр. Maschiah, помазанный, от maschah, помазать. Помазанник.!..

Мессия

Помазанник божий, христос, спаситель, махди, богоизбранник, избавитель. ..

Мессия

(иноск.) - человек, от которого ждут большой пользы, избавления от бед и т. ПСр. Слыл умником и в ус себе не дул,Поклонники в нем видели мессию;Попал на министерский стулИ наглупил на всю Россию.Некрасов. Современники. Герои дня.Ср. Машиах (евр.) - помазанник (первосвященник, царь).см. И в ус себе не дует.. ..

Мессия

Месия м. Помазанник. Обещанный Ветхим Заветом Искупитель, которого верующие дождались во Христе, а евреи еще ждут. Месиин, ему принадлежащий.. ..

Мессия

М.1) Эпитет Иисуса Христа как избавителя от грехов, спасителя человечества (у христиан).2) Ожидаемый избавитель еврейского народа (в иудейской религии).. ..

Мессия

МЕССИ́Я -и. М. [от др.-евр. Māschīah - помазанный].. ..

Мессия

-и, м. В иудаизме и христианстве. Ниспосланный свыше божественный спаситель человечества. Пришествие мессии. II прил. Мессианский, -ая, -ое.. ..

Мессия

Мессии, м. (от др.-евр. - помазанный) (религ.). В иудейской религии - ожидаемый избавитель еврейского народа. || У христиан - эпитет Христа, как избавителя от грехов.. ..

Мессия

(от др.-евр. Машиах, букв. - помазанник). ..

Мессия

— помазанник — в некоторых религиях, главным образом иудаизме и христианстве, ниспосланный богом на землю «спаситель», который должен навечно установить свое царство. Предводители различных народных движений нередко объявляли себя М., особенно в древности и в средние века. В мусульманских странах М. Называют махди.. ..

Мессия

(от др.-евр. Машиах - помазанник. В греч. Пер. - Христос) - в ряде религиозных учений (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом "спаситель", долженствующий уничтожить зло и установить на земле "царство божье". Раньше всего представления о М. Возникли, видимо, в религии древних вавилонян. Постепенно оформились в иудаизме после потери древними евреями политич. Независимости, в период т. Н. Вавилонского пленения (586-538 до н. Э.). Сначала приход М. Связывался с надеждами на реаль..

Мессия

I. В др.-евр. Оригинале ВЗ употребляется слово машиах, означающее "помазанник". Соотв. Ему арам. Слово мешиха приняло в греч. Произношении форму "Мессиас", а в греч. Пер. - "Христос". В ВЗ первосвященник именуется га-коген га-машиах - "священник-помазанник" (в Синод. Пер. - "священник помазанный", см. Лев 4:3,5,16). Это связано с тем, что при совершении первосвященником обряда посвящения на служение Господу цари и иногда пророки помазывались свящ. Елеем (Исх 40:13-15. 1Цар 10:1. 16:13), поэтому ..

Мессия

См. Христос Помазанник .. ..

Мессия

Древневр. "машиах" - помазанник. В ряде религий, преимущественно в христианстве и иудаизме, посланный богом на Землю спаситель, который должен установить там свое царство или принести истинную веру.. ..

Мессения

(Messenia, Μεσσήνη). Юго-западная область Пелопоннеса.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Мессенские Войны

Войны между жителями Мессении и спартанцами. Первая война происходила в 743—724 гг. До Р.Х. Вторая в 660—643 гг. До Р.Х. Третья в 464—455 гг. До Р.Х. В этих войнах победителями большей частью оставались спартанцы, и мессенцы после войн в значительном числе выселились из своей страны.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Месяцы

В мифопоэтической концепции времени (или пространственно-временного континуума) мифологизированные образы одной из единиц времени, совокупность которых составляет год (наряду с сутками и их частями, неделями, годами, великими годами, эрами). В различных традициях все М., составляющие годовое единство (годовой круг), и каждый М. В отдельности обнаруживают достаточно определённое мифологическое значение. Широко распространены представления о том, что состав М., их последовательность, границы между..

Мета

— дочь Гоплета. Первая супруга Эгея.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Мессия Мессия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мессия" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мессия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа