Нация

325

(от лат. Natio — племя, народ) историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. Подлинно научная теория Н. Создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, Н. Возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей. При этом классики марксизма-ленинизма подчёркивали важную роль государства в консолидации Н. В. И. Ленин писал, что образование национальных государств является тенденцией (стремлением) всякого национального движения.

«Типичным, нормальным для капиталистического периода является, поэтому национальное государство» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с. 259). В. И. Ленин отверг излюбленный буржуазной социологией и историографией приём смешивать Н. С расой и племенем, представлять её как дальнейшее продолжение и усложнение родоплеменных связей, как вечное, естественное, внеисторическое явление. Ленин подверг критике взгляды О. Бауэра, который определял Н. Как общность культуры и характера, возникшую на почве общности судьбы, охарактеризовав его теорию как идеалистическую (см. Ленинский сборник, XXX, 1937, с. 53). Консолидация Н. Облегчается наличием этнически родственных племён и народностей. Но это не обязательное условие. Нет также обязательной прямой генетической линии, связывающей этнические свойства племени, народности и Н.

Фактически не существует гомогенных (однородных) Н. Все Н. Возникли из различных племён, а некоторые и из различных народностей. Немало Н., например американские, образовалось не только из различных этнических групп (см. Этническая общность), но и из различных рас (см. Расы). Поэтому нельзя включать в понятие Н. Расовую общность. Н. Не определяется также религиозными и государственными общностями. Существуют разные Н., исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют Н., части которых исповедуют разные религии. Есть разные Н., живущие в одном государстве, и Н., не имеющие своей национальной государственности. В жизни Н., её отношениях с др. Н. Этнические (языковые и культурно-бытовые) особенности занимают большое место, но они не предопределены биологически, а являются продуктом социального развития.

Длительная совместная жизнь и деятельность различных этнических групп в рамках сформировавшейся Н. Вырабатывают новый этнический (национальный) облик. В последнем можно проследить некоторые «сквозные» элементы, идущие от прежних исторических общностей, но и они при всей своей устойчивости не являются неизменными. Т. О., Н. По своей сущности есть общественно-историческое явление. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную сущность Н., Ленин указывал на то, что создание «. Национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 154), что «. Нельзя было из феодализма перейти к капитализму без национальных идей» (там же, т. 26, с. 35), что «нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития» (там же, с.

75). Началом исторического этапа образования Н. Ленин считал конец средних веков и начало нового времени, а её экономической основой — капитализм с его требованиями создания внутреннего рынка и общего для данной общности языка как важнейшего орудия торговых связей. Необходимым условием возникновения многих современных Н. Было развитие буржуазии, складывание единого рынка. Сформировавшаяся Н. Имеет отчётливо выраженный «экономический признак» (см. В. И. Ленин, Ленинский сборник, XXX, 1937, с. 53). Для образования общности экономической жизни необходима общность территории, которая, будучи условием образования Н., выступает затем и в качестве её признака. В процессе консолидации Н. Различными путями вырабатывается общий литературный язык, который, в свою очередь, становится могущественным средством национальных связей.

На основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни. Основоположники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Н., но подчёркивали противоречивость культуры и психологии Н., состоящей из враждебных классов. «Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре», — писал В. И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит демократической и социалистической культуре. Эти две культуры создаются представителями одной национальности, но разных «двух наций в одной нации», имеющих разную общественную идеологию и психологию. Вместе с тем правомерно говорить о национальных особенностях психологии как о характерной черте Н.

Общность экономических связей, территории, языка, а также некоторые общие традиции, национальные особенности культуры, психологии порождают сознание национальной общности — национальное самосознание. Национальное самосознание, возникнув, становится важным условием существования и развития Н., которая выступает уже не только как объективная связь, но и как связь, основанная на самосознании в широком смысле, включающем в себя сознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, определённое отношение к другим Н., чувство национальной гордости. Жизненность, активность Н. В значительной мере определяются характером и уровнем национального самосознания, но при этом классы-антагонисты, их партии придерживаются противоположных позиций и разрабатывают свои политические линии воспитания национального самосознания.

Марксистско-ленинские партии развивают его в соответствии с подлинными национальными интересами, находящимися в неразрывной связи с интернациональным единством трудящихся всех стран, а буржуазные и мелкобуржуазные идеологи извращают национальное самосознание, выдавая узкоэгоистические, националистические интересы за подлинно национальные интересы. Процесс формирования разных Н. Определяется соотношением экономических, политических, этнических признаков, а также характером исторической эпохи. В ряде случаев процессы становления Н. И условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Так, первые европейские Н. Вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и др.

Этнических признаков, выступавших как условия формирования этих Н. В др. Случаях Н. Складываются и тогда, когда нет ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки Н. Формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становятся формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование Н. Не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными Н.

Для правильного понимания как сущности Н., так и места и роли её этнических особенностей необходимо различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов Н. И народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «Н.». Различение указанных понятий помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не живущие на её территории, не являются представителями данной Н. Наконец, становится понятным, почему Н. Или народность при социализме в корне меняет социальную сущность, сохраняя свою национальность. В ходе строительства социализма происходит ликвидация эксплуататорских классов, национальных и межнациональных антагонизмов.

Н. Претерпевают коренные изменения, происходит преобразование Н. Капиталистического общества в социалистическое. Сохраняя или в известной степени модифицируя свои этнические признаки, Н. В корне меняют свой социальный тип, становятся социалистическими по своей классовой структуре, политическому строю и духовному облику. Исходные признаки Н. Наполняются во многом новым содержанием, появляются новые характеристики Н., определяемые её социалистической и интернациональной жизнью. Основой развития социалистических Н., их социально-политического и идейного единства является то, что в каждой из них устанавливается подлинная общность экономической жизни, а в многонациональных государствах возникает единство интересов трудящихся всех Н.

Общность территории как условие существования социалистических Н. Также приобретает новое качество. Границы национальных республик, например, в СССР не имеют уже своего былого значения, не ведут к обособлению Н. Происходит постоянное и всестороннее общение между Н., которые стремятся разумно использовать всю территорию СССР как общее достояние советского народа. Социализм создаёт самые благоприятные условия для развития национальных языков. Знание же наряду с национальным языком и языка межнационального общения, каким в СССР стал русский, усиливает взаимообогащение национальных культур, социалистических по содержанию и национальных по форме. На основе экономической, социальной и идейно-политической общности социалистической Н.

Развиваются интернациональные черты их культуры, происходит сближение национальных культур. Социалистические Н., сохраняя прогрессивное культурное наследие, формируют новые ценности культуры, которые становятся общим достоянием всех народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистических Н. Составляют единство, в котором ведущей является интернациональная сторона. В ходе строительства коммунизма возникают и развиваются новые традиции, которые сближают и объединяют все социалистические Н., укрепляют их духовную общность. Новые черты социалистических Н. Формируются под решающим воздействием рабочего класса, ведущей интернациональной силы Н. Революционные изменения всей социально-экономической, политической и духовной жизни в условиях социализма вырабатывают социалистическое национальное самосознание.

В зрелом социалистическом обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и сближения Н. Подлинный расцвет происходит не на путях национальной обособленности, а на базе интернационализации экономики, политики и единой идеологии, а также формирования интернациональных черт в культуре, духовном облике социалистических Н. Поэтому расцвет Н. Способствует их сближению, а сближение Н. Усиливает их расцвет. Одной из самых существенных черт социалистических Н. Является их братское сотрудничество и взаимопомощь на основе принципов социалистического интернационализма, которые приводят к развитию новых интернациональных общностей, таких, как советский народ, крепнущее содружество социалистических народов. В ходе строительства коммунизма ускоряется процесс сближения Н., который ведёт к стиранию их различий, связанных с устаревшими формами жизни, и даже к слиянию отдельных малочисленных этнических общностей.

Стирание национальных различий — процесс более длительный, чем стирание классовых различий. Полное слияние Н. Произойдёт в результате их дальнейшего расцвета и постепенного, всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники увековечивания национальных различий, они поддерживают объективный прогрессивный процесс всестороннего сближения Н., создающего предпосылки их будущего слияния на основе полной добровольности и демократизма. Марксисты-ленинцы выступают как против сдерживания этого процесса, так и против его искусственного форсирования. Отчётливое знание перспектив развития Н. Особенно важно для социалистических стран, общественные отношения которых, в том числе и национальные отношения, научно регулируются и направляются к определённой цели.

Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная победа коммунизма во всём мире создаст условия для слияния Н. И все люди будут принадлежать к всемирному бесклассовому и безнациональному человечеству, имеющему единую экономику и единую по содержанию богатейшую и многообразную коммунистическую культуру. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4. Их же, О польском вопросе, там же. Энгельс Ф., По и Рейн, там же, т. 13. Его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21. Его же, О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же. Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн.

Собр. Соч., 5 изд., т. 1. Его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же, т. 2. Его же, Положение Бунда в партии, там же, т. 8. Его же, К вопросу об общенациональной революции, там же, т. 15. Его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24. Его же, О «культурно-национальной» автономии, там же. Его же, О национальной программе РСДРП, там же. Его же, Тезисы реферата по национальному вопросу. Между 10 и 20 января (23 января и 2 февраля) 1914 г., там же. Его же, Под чужим флагом, там же, т. 26. Его же, Социалистическая революция и право нации на самоопределение, там же, т. 27. Его же, Речь по национальному вопросу 29 апреля (12 мая) 1917 г., там же, т. 31. Его же, II Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т.

41. Его же, О пролетарской культуре, там же. Его же, III Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 44. Его же, К вопросу о национальностях или об «автономизации», там же, т. 45. Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме. [Сб.], М., 1969. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М., 1974. См. Также лит. При статьях Интернационализм, Национальный вопрос, Национализм. С. Т. Калтахчян.

Значения в других словарях
Национальный центр научных исследований

(НЦНИ) Франции (Centre National de la Recherche Scientifiquc, CNRS), ведущее научное учреждение Франции. Подчинено министерству национального образования. Основано в 1939 физиком Ж. Перреном. Задача НЦНИ — развитие и координация научных, прежде всего фундаментальных исследований. Во главе центра стоит генеральный директор (с 1973 — Б. П. Грегори) и коллегия директоров по отраслям наук. Основой аппарата НЦНИ является Национальный комитет научных исследований, который состоит из 36 секций, объедин..

Национальный язык

язык нации (См. Нация), сложившийся на основе языка народности (См. Народность) в процессе развития народности в нацию. Интенсивность этого процесса зависит от темпов и особых условий развития народности в нацию у разных народов. Н. Я. — система нескольких форм существования языка. Литературный язык (устная и письменная формы), народно-разговорный разновидности языка и диалекты. В процессе формирования Н. Я. Существенно меняется соотношение между литературным языком (См. Литературный язык) и ди..

Нацумэ Сосэки

(литературное имя. Настоящее имя Кинноскэ) (5.1.1867, Токио, — 9.12.1916, там же), японский писатель. Выступил как поэт в жанре Хокку. Первый роман «Ваш покорный слуга кот» (1905—1906, рус. Пер. 1960) — сатира на японскую интеллигенцию. В повести «Мальчуган» (1906, рус. Пер. 1960) Н. Рисует неопытного юношу-учителя в столкновении с затхлой провинциальной средой. Н. Развил своё эстетическое учение о красоте, противопоставив его утилитарным идеалам современности (повесть «В дороге», 1906). Трагеди..

Начала Евклида

(«Нача́ла» Евкли́да) научное произведение, написанное Евклидом в 3 в. До н. Э., содержащее основы античной математики. Элементарной геометрии, теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объёмов, включавшего элементы теории пределов. Евклид подвёл в этом сочинении итог трехсотлетнему развитию греческой математики и создал прочный фундамент для дальнейших математических исследований. «Н.» Е. Не являются, однако, энциклопедией математических знаний своей эпохи. Та..

Нация

НАЦИЯ (от лат. Natio - племя - народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (см. Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры. Другие рассматривают нацию как общность принадлежности ..

Нация

НАЦИЯ (от латинского natio - племя>, народ>), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера. В современной литературе ряд ученых связывает нацию с определенным народом и включает в число> ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры. Другие предлагают рассматривать нацию как общность по принадлежности к определенному государству. Смотри также Этнос>.. ..

Нация

(лат.). Народ, вообще люди, говорящие одним языком, связанные общностью происхождения и историческими традициями, а также племенным единством.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[лат. Natio - племя, народ] - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединенных экономическими, территориальными, языковыми, культурно-психологическими связями.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)лат. Natio, от nasci, рождать. Наро..

Нация

Народ, национальность, племя. Этнос, язык. ..

Нация

Народ в обширном смысле слова (все сословия)Национальное - к (известной) нации (народу) относящеесяНациональность - народностьСр. Nichtswürdig ist die Nation, die nicht Ihr Alles freudig setzt an ihre Ehre.Schiller. Die Jungfrau v. Orleans. 1, 5.Ср. Die grosse Nation.Göthe. Unterhaltungen deutscher Ausgewanderter (1798-95).Ср. La Grande Nation. Великая нация.Bonaparte - в прокламации к итальянцам 1797 г. Ср. Lanfrey. Napoléon L. 1, 10. Ср. 3, 4. Ср. Las Casas. Mémorial de Sainte-Hélène (16 окт. ..

Нация

Ж. Франц. Народ, в обширном знач., язык, племя, колено. Однородцы, говорящие одним общим языком, все сословия. Национальный, народный или народу свойственый. Иногда, ошибочно, вм. Простонаррдный. -ность ж. Народность.. ..

Нация

Ж.1) Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, а также на основе специфической только для данного этноса, добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на ее основе национального интереса.2) Государство, страна.. ..

Нация

НА́ЦИЯ -и. Ж. [от лат. Natio - племя, народ]. ..

Нация

-и, ж. 1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. 2. В нек-рых сочетаниях. Страна, государство. Организация Объединённых Наций. II прил. Национальный, -ая, -ое. Национальные интересы. Национальное равноправие.. ..

Нация

Нации, ж. (латин. Natio). 1. Исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры. - Нация является не просто исторической категорией, а исторической категорией определенной эпохи, эпохи подымающегося капитализма. Процесс ликвидации феодализма и развития капитализма, является в то же время процессом складывания людей в нации. Сталин. Нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической ..

Нация

Это слово восходит к латинскому natio (с тем же значением), образованному от причастия natus – "рожденный" от глагола рожать. Любопытно, что в латинском языке образование слова natio шло таким же путем, как в русском развитие слова народ, что буквально означает "нарожденный".. ..

Нация

Заимств. В XVIII в. Из нем. Яз., где Nazion <. Лат. Natio, суф. Производного от natus «рожденный» (от nascor «рождаюсь»). См. Натура.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Нация

На́ция начиная с Петра I. См. Смирнов 203. Через польск. Nасjа из лат. Nātiō.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Нация

(лат. Папо - племя, народ) -1) в теории конституционного права историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки. 2) в конституционном праве англо- и романо-языч-ных стран - термин, обычно имеющий значения "государство", "общество", "совокупность всех. Граждан".. ..

Нация

(лат. Папо - племя, народ)1) в теории конституционного права • историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки;2) в конституционном праве англо- и романо-язычных стран - термин, обычно имеющий значения "государство", "общество", "совокупность всех. Граждан".. ..

Нация

(от лат. Natio — племя, народ) - историчес­ки сложившаяся в процессе развития устойчивая об­щность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание. Ха­рактеризуется экономической общностью и единой, многообразно проявляющейся системой политичес­кой жизни, сложным этнопсихологическим харак­тером. Нация обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства.Будучи наиболее развитой историко-культурной общностью людей, нация прод..

Нация

(лат. Natio - племя, народ) - 1) в теории права - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки. В некоторых случаях синонимом Н. Является понятие "народ". 2) в конституционном праве англо- и романоязычных стран - термин, обычно имеющий значения "государство", "общество", "совокупность всех граждан".. ..

Нация

Этническая категория более высокого ранга, чем народ, обычно включает несколько народов. Объединение людей на основе единых стандартов литературного языка, школы и средств массовой информации. Иногда рассматривается как сугубо политическая категория (объединение).. ..

Нация

— историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языков, особенностей культуры и характера. Возникает в период преодоления феодальной раздробленности на основе экономических связей, образования внутреннего рынка, складывается из племен и народностей.. ..

Нация

(от лат. Natio - народ) - социально-этнич. Общность людей, впервые складывающаяся при переходе от феодализма к капитализму. От стадиально предшествовавшего ей типа этнич. Общности - народности, Н. Отличается прежде всего большей внутренней сплоченностью, что выражается в установлении прочных экономич. Связей, формировании единого национального языка, в развитии этнич. (национального) самосознания и т. Д.Ист. Изучение процессов образования и развития Н. До возникновения марксизма было затруднено ..

Нация

НАЦИЯ (лат. Natio - племя, народ) - полисемантичное понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию Н. Как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым языком и самосознанием. Многозначность понятия Н. Отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние на современное понимание Н. Оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б..

Нация

(лат. Natio племя, народ) - устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения (общности "крови"), культуры, совместного проживания и коммуникаций (экономических, политических и др.). В структуре Н. Соединены этнические (происхождение, язык, культура) и социальные (совместность экономической жизни, развитые коммуникации и групповая идентификация) компоненты.. ..

Нация

(лат. Natio - племя, народ) - полисемантичное понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию Н. Как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым языком и самосознанием. Многозначность понятия Н. Отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние на современное понимание Н. Оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Анде..

Дополнительный поиск Нация Нация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нация" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 5 символа