Петрашевцы

80

общество петрашевцев, кружок петрашевцев, группа молодёжи, собиравшаяся во 2-й половине 40-х гг. 19 в. В Петербурге у М. В. Петрашевского (См. Петрашевский). Утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнической России. П. Стояли в самом начале процесса формирования революционного демократического лагеря, идеологами которого в то время были В. Г. Белинский и А. И. Герцен. С П. Начинается, по словам В. И. Ленина, история социалистической интеллигенции в России (см. Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 7, с. 438, прим.). Собрания у Петрашевского начались в 1844, с осени 1845 — стали еженедельными («пятницы»). Их посещали чиновники, учителя, писатели, художники, студенты, офицеры (Д. Д. Ахшарумов, А. П. Баласогло, В.

А. Головинский, И. П. Григорьев, И. М. И К. М. Дебу, М. М. И Ф. М. Достоевские, С. Ф. Дуров, А. И. Европеус, Н. С. Кашкин, Ф. Н. Львов, В. Н. Майков, А. П. Милюков, В. А. Милютин, Н. А. Момбелли, А. И. Пальм, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, Н. А. Спешнев, Ф. Г. Толь, П. Н. Филиппов, А. В. Ханыков, И. Л. Ястржембский и др.). Социальный состав и идеология П. Отражали особенности переходного периода русского освободительного движения, когда в условиях обострения кризиса крепостничества дворянская революционность уступала место разночинской. П. Не имели оформленной организации и разработанной программы. Первоначально задачи кружка ограничивались самообразованием, знакомством с теориями материализма и утопического социализма. Обширная библиотека запрещенной литературы, собранная Петрашевским, привлекала П.

Особенным успехом пользовались сочинения Ш. Фурье и Л. Фейербаха. Первой попыткой пропаганды идей демократизма и утопического социализма в широких кругах стало издание Карманного словаря иностранных слов (См. Карманный словарь иностранных слов) (в. 1—2, 1845—46), предпринятое Петрашевским при участии В. Н. Майкова, Р. Р. Штрандмана и др. В 1848—49 под влиянием Революции 1848 во Франции и обострения внутреннего положения в России в среде П. Начали созревать революционные настроения. Наряду с теоретическими проблемами (атеистические доклады Спешнева и Толя, лекции Ястржембского по политической экономии и др.) на «пятницах» стали обсуждаться политические вопросы. На собраниях в более узком составе (в кабинете Петрашевского, на квартирах братьев Дебу, Кашкина, Дурова) П.

Определяли своё отношение к ожидаемой крестьянской революции. Осенью 1848 Петрашевский и Спешнев пытались разработать план руководства крестьянским восстанием, которое должно было начаться в Сибири, оттуда — перекинуться в районы с давними традициями народных движений (Урал, Волга, Дон) и закончиться свержением царя. В деабре 1848 — января 1849 на «совещаниях пяти» (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Львов, К. Дебу) обсуждался вопрос о создании тайного общества, о его программе и тактике. Выявились разногласия по поводу ближайших целей общества между сторонниками подготовительной пропагандистской работы и Спешневым, стоявшим за немедленное восстание. Мысль о необходимости нелегальной организации разделялась многими П.

Поднимался вопрос о создании пропагандистских произведений для народа, критикующих социально-политический строй России. С этой целью Милюков написал переложение из «Слов верующего» Ф. Ламенне, обличающее духовенство, Григорьев — «Солдатскую беседу» о бесправном положении солдат, Филиппов — «Десять заповедей» о положении крепостного крестьянства. Спешнев и Филиппов готовили оборудование для подпольной типографии. К печати предназначалось и «Письмо Белинского к Гоголю», впервые прочитанное публично в кружке П. На торжественном обеде в честь Фурье, устроенном 7 апреля 1849. П. Провозгласили себя борцами за социалистическое общество, подчёркивая необходимость для России соединения социалистической пропаганды с борьбой против самодержавия.

По доносу провокатора П. Были арестованы 23 апреля 1849. Из 123 чел., привлечённых к следствию, 22 были судимы военным судом, 21 из них приговорён к расстрелу. После обряда приготовления к смертной казни 22 декабря 1849 на Семёновском плацу в Петербурге, по конфирмации Николая I, П. Были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска. В 1856 П. Были амнистированы и к началу 60-х гг. Все (кроме Петрашевского) восстановлены в гражданских правах. Некоторые П. Вернулись к общественной борьбе. Стали публицистами сибирских газет (Петрашевский, Спешнев, Львов), отстаивали интересы крестьян при проведении Крестьянской реформы 1861 (См. Крестьянская реформа 1861) (Европеус, Кашкин, Спешнев, Головинский), работали в области педагогики (Толь).

Общие предпосылки мировоззрения П. (утопический социализм, демократизм, просветительство) не исключали сложности, пестроты и противоречивости их философских, социально-политических и литературных исканий. В области философии многие П. Испытали влияние Белинского и Герцена, некоторые из них стали материалистами и атеистами. Экономические требования П. Не выходили за рамки задач буржуазного развития России. Выступая за промышленное развитие и ликвидацию крепостного права, П. Расходились в определении условий и методов освобождения крестьян. Основному революционному ядру П., связывавшему будущее страны с развитием крестьянского хозяйства (Петрашевский, Спешнев, Ханыков, Момбелли и др.), противостояли либеральные попутчики (Н.

Я. Данилевский, А. П. Беклемишев и др.), ориентировавшиеся на развитие помещичьего хозяйства. Наиболее радикальными были взгляды Спешнева, считавшего себя коммунистом и требовавшего национализации земли и важнейших отраслей промышленности. Выступая с критикой западноевропейского капитализма, П. Признавали его относительную прогрессивность и видели в нём «преддверие» социализма. Вслед за Фурье, П. Считали, что социалистический строй соответствует природе человека, но в отличие от западноевропейских утопических социалистов надеялись достичь его революционным путём. Большинство П. Не разделяли теории некапиталистического развития, выдвинутой Герценом, и только некоторые (Ханыков, Головинский и др.) придавали особое значение крестьянской общине.

Социализм П. Сливался с демократизмом, был идейной оболочкой их антикрепостнической борьбы. П. Понимали, что коренная перестройка общественных отношений в России невозможна без политических преобразований. Они мечтали о республике или, как минимум,— о конституционной монархии. В отличие от декабристов, П. Считали народ главной силой революции. Идеи П. Отразились в поэтическом творчестве Плещеева, Пальма, Ахшарумова, Дурова, в ранней прозе Достоевского («Бедные люди» и др.), первых повестях Салтыкова («Противоречия» и др.), журнальных статьях В. Н. Майкова и В. А. Милютина. Влияние идей П. Коснулось молодого Л. Н. Толстого, А. А. Григорьева, А. Н. Майкова. Источн. Петрашевцы. Сб. Материалов, т. 1—3, М.— Л., 1926—28. Дело петрашевцев, т. 1—3, М.— Л., 1937—51.

Философские и общественно-политические произведения петрашевцев, М., 1953. Поэты-петрашевцы, 2 изд., Л., 1957. Лит. Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, М., 1922. Нифонтов А. С., Россия в 1848 г., М., 1949. Федосов И. А., Революционное движение в России во второй четверти XIX в., М., 1958. История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958. Лейкина-Свирская В. Ф., Петрашевцы, М., 1965. Усакина Т. И., Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX в., [Саратов], 1965. История философии в СССР, т. 2, М., 1968. В. Ф. Лейкина-Свирская, Е. М. Филатова..

Значения в других словарях
Петрашевский

(Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич [1(13).11.1821, Петербург, — 7(19). 12.1866, с. Бельское, ныне Красноярского края], русский революционер. Сын врача, дворянин. Окончил Царскосельский лицей (1839) и юридический факультет Петербургского университета (1841). Служил переводчиком в министерстве иностранных дел. Редактор и автор большинства теоретических статей Карманного словаря иностранных слов (См. Карманный словарь иностранных слов) (в. 2, 1846), в котором пропагандировались демократичес..

Петрашевский Михаил Васильевич

Петрашевский (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич [1(13).11.1821, Петербург, ‒ 7(19). 12.1866, с. Бельское, ныне Красноярского края], русский революционер. Сын врача, дворянин. Окончил Царскосельский лицей (1839) и юридический факультет Петербургского университета (1841). Служил переводчиком в министерстве иностранных дел. Редактор и автор большинства теоретических статей Карманного словаря иностранных слов. ..

Петрашку

(Petraşcu) Георге (5.12.1872, Текуч,— 1.5.1949, Бухарест), румынский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Бухаресте (1893—98), в АХ в Мюнхене (1898) и академии Жюлиана в Париже (1898—1902). Произведения П., выполненные в свободной постимпрессионистической манере. («Медная кастрюля», «Полевые цветы» — в Музее искусств СРР, «Пейзаж в Киоджии», 1934, Музей им. Замбакчана, «Комната в Тырговиште», 1937, частное собрание,— все коллекции в Бухаресте), отличаются простотой изобразительных мотиво..

Петрашку Георге

Петрашку (Petraşcu) Георге (5.12.1872, Текуч,‒ 1.5.1949, Бухарест), румынский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Бухаресте (1893‒98), в АХ в Мюнхене (1898) и академии Жюлиана в Париже (1898‒1902). Произведения П., выполненные в свободной постимпрессионистической манере. («Медная кастрюля», «Полевые цветы» ‒ в Музее искусств СРР, «Пейзаж в Киоджии», 1934, Музей им. Замбакчана, «Комната в Тырговиште», 1937, частное собрание,‒ все коллекции в Бухаресте), отличаются простотой изобразительн..

Петрашевцы

ПЕТРАШЕВЦЫ - общество разночинной молодежи в Санкт-Петербурге (кон. 1844 - нач. 1849). Первоначально занимались самообразованием. На общедоступных "пятницах" у М. В. Петрашевского обсуждали преимущественно теоретические вопросы, в кружках братьев Дебу, Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Момбелли и др. - вопросы об организации тайного революционного общества, о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии. Готовилась агитационная литература для народа ("Десять заповедей" П..

Петрашевцы

ПЕТРАШЕВЦЫ, общее название членов кружков молодёжи в Санкт-Петербурге (конец 1844 - начало 1849). На общедоступных "пятницах" у М. В. Петрашевского обсуждали вопросы текущей политики, труды французских социалистов, в кружках братьев Дебу, Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Момбелли и др. - планы организации тайного общества, создания подпольной типографии, пропаганды в народе. Арестованы по доносу 23.4.1849. Под следствием 123 человека, из них 22 преданы военному суду. 21 человек приговорён к ра..

Петрашевцы

ПЕТРАШЕВЦЫ, название в исторической и мемуарной литературе лиц, посещавших "пятницы" М.В. Петрашевского (конец 1844 - начало 1849), на которых обсуждались проблемы внутреннего положения России, теории западноевропейских социалистов (Ш. Фурье> и др.). В кружках братья И.М. И К.М. Дебу, Н.С. Кашкина, С.Ф. Дурова, Н.А. Момбелли и др. Рассматривались планы создания тайного общества, нелегальной типографии, агитационной литературы для народа и др. Все петрашевцы арестованы по доносу провокатора 23.4...

Петрашевцы

В истории новейшей русской литературы так называемое дело Петрашевского, или петрашевцев, занимает видное место, потому что ни в одном из русских политических процессов не участвовало столько литераторов и ученых. Кроме самого Петрашевского, издавшего под псевдонимом Кириллова замечательный "Словарь иностран. Слов", были замешаны Достоевский, Плещеев, Пальм, Дуров, Толь, химик Ф. Львов, гигиенист Д. Д. Ахшарумов — замешаны непосредственно, потому что бывали на пятницах Петрашевского и были там п..

Петрашевцы

Общество разночинной молодежи в Санкт-Петербурге (кон. 1844 - нач. 1849). Первоначально занимались самообразованием. На общедоступных "пятницах" у М. В. Петрашевского обсуждали преимущественно теоретические вопросы, в кружках братьев Дебу, Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Момбелли и др. - вопросы об организации тайного революционного общества, о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии. Готовилась агитационная литература для народа ("Десять заповедей" П. Н. Филиппов..

Петрашевцы

Общество разночинной молодежи в Санкт-Петербурге (кон. 1844 - нач. 1849). Первоначально занимались самообразованием. На общедоступных «пятницах» у М. В. Петрашевского обсуждали преимущественно теоретические вопросы, в кружках братьев Дебу, Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Момбелли и др.. ..

Петрашевцы

группа молодёжи, собиравшаяся в 40 х гг. ХIX в. У чиновника и литератора М. В. Петрашевского. Утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнической России. Собрания у Петрашевского в доме на Покровской площади (ныне площадь Тургенева. Дом не сохранился) начались в 1844, с осени 1845 стали еженедельными («пятницы»). Их посещали чиновники, литераторы, офицеры, художники, студенты (Д. Д. Ахшарумов, А. П. Баласогло, И. М. И К. М. Дебу, М. М. И Ф. М. Дост..

Петрашевцы

- общество разночинной молодежи в Петербурге в конце 1844—начале 1849 гг., утопические социалисты и демократы. Первоначально занимались самообразованием. На общедоступных «пятницах» у М. Петрашевского обсуждали в основном теоретические вопросы, в ряде кружков - вопросы организации тайного общества, подготовки крестьянских выступлений, создания нелегальной типографии. Готовили агитационную литературу для народа. Арестованы 23.04.1849 г., из них 2. Приговорен к расстрелу. Приговор заменен всем раз..

Петрашевцы

Участники кружка М. В. Петрашевского и связанных с ним кружков 40-х гг. 19 в. В более широком смысле - единомышленники, сторонники демократич. И социалистич. Идей, пропаганда к-рых велась в этих кружках. Кружки П. Возникли в период обостренного кризиса крепостничества в николаевскую эпоху. В деятельности П. Отразилось стремление демократич. Интеллигенции к борьбе за переустройство крепостнич. И самодержавной России. В. И. Ленин приурочивал к кружкам П. Возникновение социалистич. Интеллигенции в ..

Дополнительный поиск Петрашевцы Петрашевцы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петрашевцы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петрашевцы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа