Платон

183

(Pláton) (428 или 427 до н. Э., Афины, — 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах П. Основал собственную школу — Академию платоновскую (См. Академия Платоновская). В 367 и 361 вновь посетил Сицилию (в 361 по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи П.). Эта поездка, как и предыдущие попытки П. Вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни П.

Провёл в Афинах, много писал, читал лекции. Почти все сочинения П. Написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. До н. Э.) относятся диалоги. «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики). К переходному периоду (80-е гг.) — «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов (См. Софисты)). К зрелому периоду (70—60-е гг.) — «Федон», «Пир», «Федр», II—X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.).

К позднему периоду — «Законы» (50-е гг.). Философия П. Не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли. Систему П. Приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде). «едином», «уме» и «душе». К нему примыкает учение о «космосе». Основой всякого бытия является, по П., «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. Е. Ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. Е. Множественность. К нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления.

В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (т. Е. Их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым П. Приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление. Вторая субстанция — «ум» (Нус) является, по П., бытийно-световым порождением «единого» — «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу. П. Тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося. «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте.

Этот «ум» воплощён в «космосе», а именно в правильном и вечном движении неба. Третья субстанция — «мировая душа» — объединяет у П. «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью. Это — принцип самодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен. «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение «мировой души». П. Говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с «душой». Смерть тела есть переход его в др. Состояние. «Идеи» — это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления.

Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой. Им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений. Это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («парадигму»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.

Материя для П. — лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия. Материя — это не сущее, сущее же — только идея. П. Подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для П. Является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём. В последние годы жизни П.

Переработал учение об идеях в духе Пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах», что сыграло исключительную роль в развитии Неоплатонизма. В основе теории познания П. Лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и П. В яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней — к области чистых идей. Этот синтез любви («эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у П. Как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею. Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для П.

Диалектика — метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её «ипотеса», закон («номос»), ведущий у П. От рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно. Именно так понимается у П. Логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос — идея — ипотеса — основание трактуются и как предел («цель») чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в «Государстве», «Филебе», «Горгии» или красота в «Пире».

Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у П. Является учением о неделимых целостностях. Как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна. Производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по П., обладает «совокупным видением» наук, «видит всё сразу». Индивидуальная душа обладает тремя способностями. Умственной, волевой и аффективной — с приматом первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели — мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, — «справедливость». Такое же тройное деление П.

Проводил и в политике, в теории трёх сословий. Философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством. Воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, т. Е. Крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы. П. Выделял три основные формы правления — монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран). Аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия). Демократия может быть законной или беззаконной, насильственной. Все шесть форм государственной власти П. Подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства.

По П., цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ. И личного воспитания философов и воинов, П. Не относил её к «работникам». П. Проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Утопию П. В «Государстве» К. Маркс характеризовал как «. Афинскую идеализацию египетского кастового строя» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 379). В эстетике П. Красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера.

Познание не отделяется у П. От любви, а любовь — от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. О., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у П. Правителем и вообще источником жизни для всего живого. Красота жизни и реального бытия для П. Выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т. Е. Подражание подражанию. Поэтому П. Изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. П. Изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку.

Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты. Не отвергая богов традиционной мифологии, П. Требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по П., — это символ. В мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще и т.д. Историческое значение философии П. Определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма, на основании чего В. И. Ленин назвал всю идеалистическую линию в философии «линией Платона» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 131). Идеи П. Послужили исходной основой многовековой традиции Платонизма и неоплатонизма.

Соч. Opera..., exc. Н. Stephanus, v. 1—3, Gen., 1518-, Opera, ed. J. Burnet, v. 1—5, Oxf., 1956—62. В рус. Пер. — Соч., т. 1—3, М., 1968-72. Лит. Асмус В. Ф., История античной философии, М., 1965, гл. 4. Его же, Платон, М., 1969. Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930. Его же, История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М.,1969 (лит.). Его же, История античной эстетики (Высокая классика), М., 1974. Ritter С., Platon. Sein Leben, seine Schriften, seine Lehre, Bd 1—2, Münch., 1910—23. Natorp P., Platos Ideenlehre, 2 Ausg., Lpz., 1921. Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen..., 6 Aufl., Tl 2, Abt. 1, Darmstadt, 1963, S. 389—982, Gould J., The development of Plato's ethics, Camb., 1955. Stenzel J., Platon der Erzieher, 2 Aufl., Hamb., [1961].

Ross W. D., Plato's theory of ideas, 2 ed., Oxf., 1961. Hoffmann E., Platon, Hamb., 1961. Wilamowitz-Moellendorff U. Von, Platon, 5 Aufl., Bd 1-2, В., 1959—62. Friedländer P., Platon, 3 Aufl., Bd 1—2, В., 1964. Wyller E. A., Der späte Platon, Hamb., 1970. Gigon O. A., Platon, Bern, 1965. Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 146—212. А. Ф. Лосев. Платон..

Значения в других словарях
Платов

Матвей Иванович [6 (17).8.1751, станица Старочеркасская, ныне Аксайского района Ростовской обл., — 3 (15).1.1818, Новочеркасск], войсковой атаман Донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (1809), граф (с 1812). Родился в семье войскового старшины. Начал службу с 13 лет. Участвовал в русско-турецкой войне 1768—74, был произведён главнокомандующим В. М. Долгоруковым в офицеры, командовал сотней, с 1771 — полком. В 1775 участвовал в подавлении Крестьянской войны под руководством Е. ..

Платов Матвей Иванович

Платов Матвей Иванович [6 (17).8.1751, станица Старочеркасская, ныне Аксайского района Ростовской обл., ‒ 3 (15).1.1818, Новочеркасск], войсковой атаман Донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (1809), граф (с 1812). Родился в семье войскового старшины. Начал службу с 13 лет. Участвовал в русско-турецкой войне 1768‒74, был произведён главнокомандующим В. М. Долгоруковым в офицеры, командовал сотней, с 1771 ‒ полком. В 1775 участвовал в подавлении Крестьянской войны под руководств..

Платона тела

то же, что правильные Многогранники. ..

Платонизм

идеалистическое направление в философии, исходящее из учения Платона. Основное содержание П. — теория идей. Идея понимается в П. Как предельно обобщённое жизненно функционирующее логическое понятие, содержащее в себе принцип и метод осмысления каждой вещи, обладающее художественной структурой и являющееся специфической субстанцией. Материя для П. Есть отражение и истечение идеи. После смерти Платона идеи П. В течение длительного времени развивались Академией платоновской (См. Академия Платоновс..

Платон

ПЛАТОН (в миру Петр Егорович Левшин) (1737-1812) - митрополит Московский (с 1775), известный своей просветительной деятельностью (катехизисы, проповеди, первый систематический курс русской церковной истории и др.).. ..

Платон

ПЛАТОН (Лёвшин) (1737-1812), митрополит Московский (с 1775), известный своей просветительской деятельностью (катехизисы, проповеди, первый систематический курс русской церковной истории и др.).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Платон

ПЛАТОН(ок. 427-347 до н.э.), греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. И умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в с..

Платон

(427—347 гг. До н.э.) афинский философ, ученик Сократа Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз.Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.Я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы и что тело — наша могила.(Единоличных правителей) власть толкает (…) на самые тяжкие и нечестивые проступки. (…) Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных.Трудно (…) и потому особенно похвально — прожить всю жизнь справедливо, обладая полн..

Платон

ПЛАТОН, настоящее имя - Аристокл ( AristoklhV) (427 - 347 до н. Э.) - древнегреческий философ и писатель, мастер философского диалога. В возрасте 20 лет стал учеником Сократа. После его казни путешествовал по Европе, где обучался у различных философов. По возвращению в Афины основывает философскую школу (Академию), которой посвящает всю оставшуюся жизнь. Среди его учеников самым знаменитым был Аристотель (см.). Платону приписывают несколько десятков произведений, из них подлинными считаются 28 д..

Платон

Платон, Platon, 427-347 гг. До н. Э., греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя П. Было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование. Возможно, слушал лекции гераклитика Кратила, знал популярные в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем Протагора и других софистов. В 407 г. Стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. Согласно легенде, после первого же разг..

Платон

(Platon) Афинский (428 (или 427) - 348 (или 327) до н. Э.) - др.-греч. Философ, основатель др.-греч. Философского идеализма. Ряд его произв. ("Государство", "Законы", "Тимей", "Пир", "Филеб" и др.) содержит исследования муз.-эстетич. И муз.-теоретич. Проблем. Сторонник древнего синкретизма иск-в. П. Выступал против их возрастающей дифференциации. Поэтому П. Отрицательно относился ко мн. Проявлениям современной ему муз. Практики. Инстр. Музыке как самостоятельному жанру, модернизации струн. Инстр..

Платон

Платон (430-348 гг. До нашей эры) - великий греческий философ, родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская аристократия переживала в то время состояние упадка, все больше оттесняемая от власти торговыми классами афинского общества, и это обстоятельство отразилось на миросозерцании философа. Согласно основному убеждению Платона, подлинное бытие принадлежит только идеям, т.-е. Постигаемым мыслью вечным и неизменным сущ..

Платон

(Plato) (приблизит. 427–347 до н.э.). ..

Платон

(423-347 гг. До н.э.). ..

Платон

(423-347 гг. До н.э.) - великий мыслитель античности, ученик Сократа. После смерти учителя уехал изАфин. Много путешествовал (по Египту, Южной Италии, побывал в Мегарах и Сицилии). П. Основал в Афинах в 387 г. До н.э. Академию, которая просуществовала до 529 г. Н.э. Главные произведения П. На государственно-правовую тематику. "Протагор", "Апология Сократа", "Критон". "Государство". "Политик", "Софист". "Парменид". "Законы".В диалоге "Государство" П. Дает свой проект идеального государства. Он ис..

Платон

(Plato, 427-347 до н. Э.) - древне-греч. Философ-идеалист, ученик Сократа. В учении о душе придерживался идеи бессмертия и переселения душ (см. Метемпсихоз). Для психологии особый интерес представляет разработка П. Проблем познания, в частности попытка объяснения существования в мышлении общих понятий, критика в этой связи античного материализма, который не мог объяснить специфику мышления по сравнению с чувственным познанием, а также разработка проблемы морально-этических норм в поведении людей..

Платон

(в миру Пётр Георгиевич Лёвшин) (1737, село Чарушниково Московской губернии — 1812, Вифания Дмитровского уезда Московской губернии), митрополит Московский. Из семьи причетника. Учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1757 преподавал в ней пиитику и греческий язык. С 1758 учитель риторики в семинарии Троице-Сергиевой лавры. В 1759 рукоположен в иеромонахи, с 1761 ревизор семинарии, наместник лавры. Получил известность как проповедник. В 1763 назначен законоучителем к цесаревичу Павлу Петрови..

Платон

Платон (427-347 до н. Э.) Философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя «Апологию Сократа», двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых подлинные). «Апология Сократа» представляет собой попытку реабилитировать Сократа, казненного по обвинению в бесчестье. Ранние платоновские диалоги представляют Сократа, учившего, что Знание и Добродетель – это одно и то же. Действительно, чтобы прав..

Платон

(430-348 гг. До нашей эры) - великий греческий философ, родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская аристократия переживала в то время состояние упадка, все больше оттесняемая от власти торговыми классами афинского общества, и это обстоятельство отразилось на миросозерцании философа. Согласно основному убеждению Платона, подлинное бытие принадлежит только идеям, т. Е. Постигаемым мыслью вечным и неизменным сущностям...

Платон

(Пlaton) (428 или 427-348 или 347 до н. Э.) - др.-греч. Философ-идеалист. Ученик Сократа. Происходил из знатного афин. Рода Кодридов. После смерти Сократа уехал в Мегару. Имеются полулегендарные сведения о посещении им Кирены и Египта. И. Путешествовал по Юж. Италии и Сицилии, где общался с пифагорейцами. Вернувшись в Афины во 2-й пол. 90-х гг. 4 в. До н. Э., П. Основал школу - Академию, к-рая стала центром филос. Идеализма и борьбы с материализмом. Из соч. П. Дошли 23 подлинных диалога, речь "А..

Платон

ПЛАТОН. ..

Платон

ПЛАТОН (Plato) (428/427-348/347 до н.э.) -древнегреческий философ, классик философской традиции. Мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Осн. Соч. Текст речи "Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем. Наследие П. Классифицируется на работы. А) - раннего периода, (90-е 4 в. До н.э.), в рамках..

Платон

(ок. 427–347 до н.э.) – греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. И умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. Считается основателем философии. Древняя философия делится на два основных периода. До Сократа и после Сократа. Ученик Сократа Платон системат..

Платон

Порфирий( Федорович Рождественский) архиеп. (1866-1934), рус. Правосл. Церк. Деятель и богослов. Род. В Курской губ. В семье священника. Окончил Курскую ДС (1886) и в 1887 принял сан священника. В 1891 поступил в КДА, где на последнем курсе постригся в монахи. Был доцентом по кафедре нравств. Богословия, а затем инспектором академии. За работу "Древний Восток при свете Божественного Откровения" (К., 1898) П. Удостоился звания магистра богословия. В 1902 хиротонисан во еп. Чигиринского, викария К..

Платон

Посвященный в Мистерии и величайший греческий философ, труды которого известны во всем мире. Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Жил за 400 лет до н.э.. ..

Платон

(427, Афины или Эгина, — 347 до н. Э., Афины), др.-греч. Философ. Ученик Сократа. Ок. 387 в пригороде Афин основал филос. Школу — Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, космологию, антропологию и этику, изучались набор матем. Дисциплин (арифметика, геометрия, стереометрия, астрономия) и риторика. Школа П. Представляла собой открытое объединение учеников и единомышленников вокруг схоларха. Ей предшествовали школы, организованные др. Учениками Сократа. Школа Евклида в Мегаре, Антис..

Дополнительный поиск Платон Платон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Платон" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Платон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа